Предмет, задачи и методы анатомии
Билет № 1
1. Анатомия – наука, изучающая форму и строение человеческого организма (его органов и систем). Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, стремиться выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен, каковы закономерности строения и развития организма, его органов и систем. Она исследует как внутренние, так и внешние связи организма. Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:
1)изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных- филогенез. Для его изучения используются данные сравнительной анатомии.
2)Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества – антропогенез.
3) Рассматривается процесс развития индивида – онтогенез в течении всей его жизни:. Для этого используются данные эмбриологии, возрастной анатомии, геронтологии – науки о старости.
В результате анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних, внешних сил. В институтах физкультуры обращается особое внимание на функциональную анатомию опорно-двигательного аппарата, который исследует строение, динамику движений и поэтому называется динамическая анатомия. Прикладная анатомия для художников и скульпторов изучает только внешние формы и пропорции тела и называется пластической анатомией. Анатомия изучает не только внешнюю, но и внутреннюю форму, структуру органов с помощью микроскопа – микроскопическая анатомия. Здесь анатомия тесно связана с наукой о тканях – гистологией, которая изучает строение, развитие тканей, а также с наукой о клетке – цитологией, изучающей строение, развитие и деятельность различных клеток, составляющих ткани и органы. На стыке цитологии и химии развилась новая наука – цитохимия. В результате, в настоящее время строение человеческого организма изучается на разных уровнях:
• на уровне систем органов (системном);
• на уровне отдельных органов (органном);
• на уровне тканей (тканевом);
•на уровне клеток (клеточном);
на уровне молекул (молекулярном).
Анатомия, гистология, цитология, эмбриология составляют общую науку о форме, строении, развитии организма, называемую морфологией.
Современная анатомия располагает большим набором различных методов исследования человеческого тела. Выбор метода зависит от задачи исследования.
1) Метод препарирования, рассечения – применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований.
2) Метод инъекции – часто сочетается с рентгенографией, если инъекционная масса задерживает рентгеновские лучи, с просветлением, когда объект после спец. обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастными, непрозрачными.
3) «Пироговские срезы» - расположение какого-либо органа по отношению к другим анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получивших такое название по имени Пирогова, впервые применившего метод распила.
Все эти методы применяются при работе с трупом. Но при изучении анатомии главным объектом должен быть живой организм. Современная техника еще не позволяет глубоко исследовать структуру живого человеческого тела и изучение трупа остается ведущим направлением. Но существуют методы, применяемые для исследования трупа и для исследования живого человека. Эти методы связаны с применением рентгеновских лучей и эндоскопия. Их используют тогда, когда необходимо уточнить диагноз. Новейшие методы рентгенологического исследования:
Электрорентгенография – позволяет получить рентгеновское изображение мягких тканей.
Томография – получают изображения задерживающих рентгеновские лучи образований, лежащих в заданной плоскости.
Компьютерная томография – дает возможность видеть на экране изображение, суммированное из большого числа томографических изображений.
Многие вопросы анатомии решаются в экспериментах на животных. Такие эксперименты сыграли и продолжают играть большую роль в познании строения и функции как отдельных органов, так и организма в целом.
Билет № 2