Техническая оснащенность, организация рабочего места контролёра-кассира
Для систематизации технологического процесса торговое оборудование в Цуме можно классифицировать по ряду обобщающих признаков:
- по функциональному назначению (весоизмерительное, холодильное и другое оборудование);
-по характеру воздействия на обрабатываемый продукт (в холодильном оборудовании для хранения охлажденных или замороженных продуктов);
-по структуре рабочего цикла (машины для периодического или непрерывного действия);
-по степени автоматизации (машины неавтоматического или автоматического действия);
-по виду используемой энергии (ручной привод, электрический и др.)
-по степени универсальности (специализированное оборудование для выполнения одной операции технологического процесса или универсальное для выполнения нескольких операций);
По функциональному назначению торгово-технологическое оборудование согласно торговому процессу в Цуме классифицируют так:
-оборудование для доставки товаров в магазин;
-оборудование для разгрузки и перемещения товаров в магазине;
-оборудование для приемки товаров по весу;
-оборудование для хранения товаров;
-оборудование для нарезки, фасовки и упаковки товаров;
-оборудование для выкладки, показа и продажи товаров;
-оборудование для взвешивания товаров на рабочем месте продавца;
-оборудование для расчета с покупателями.
Таким образом, номенклатурный ряд огромен, например, оборудование торгового зала непродовольственных товаров включает в себя:
· Прилавки
· Горки
· Витрины
· Стенды
· Кассовые кабины
· Шкафы
· Столы для упаковки товара
Оборудование торгового зала продовольственных товаров:
ü Витрины для показа товара. Основные узлы: вертикальные стойки, рама, дно, крышка, боковые стенки (в основном стеклянные).
ü Приспособления для выкладки товара: стеклянные полки, кронштейны, штанга. Шкаф для хранения запаса товара(вверху, внизу). Одна из стенок имеет дверцы.
ü Стенды предназначены для показа и выкладки товара. Могут быть каркасными или щитовыми.
ü Кассовые кабины: для расчета с покупателями. Основные узлы: вертикальные стойки, каркас, дно, боковые стенки с дверью, задняя стена более высокая, полки для кассовых машин, сумок покупателя.
***Шкаф хлебный - предназначен для выкладки, хранения и продажи хлебобулочных изделий. Основные узлы: вертикальные стойки, каркас, боковые стенки, дно, крышка, наклонные деревянные полки, со стороны покупателя закрыты дверцами из органического стекла, со стороны продавца - штанга для занавески.
Существует в ЦУМе специальное оборудование для подсобных помещений и складов, к ним относятся:
v Подтоварники (предназначены для хранения крупногабаритного товара в жесткой или мягкой упаковке. По конструкции неразборные, по материалу изготовления: деревянные и металлические. Основные узлы: верхние стойки, каркас, крышка, (сплошная и решетчатая).
v Поддоны (предназначены для хранения товара и транспортирования его в виде пакета по территории склада. Виды: плоский, ящичный, стоечный. По материалу изготовления: деревянные, пластмассовые, металлические.
v Стеллажи (предназначены для хранения распакованного, штучного товара или товара в мелкой упаковке, либо товара, уложенного в поддоны. Виды: полочный, клеточный, неразборные и сборно-разборные, стационарный или передвижной. Основные узлы: вертикальные стойки, стяжки, полки, могут быть разделены перегородками на секции.
v Столы для проверки качества и приёмки товара
Рабочее место контроллера-кассира оборудовано согласно типовой инструкции по охране труда для кассира торгового зала и контролера-кассира:
1. Машина расположена устойчиво на столе, вблизи кассовой машины отсутствует внешние повреждения и посторонние предметы;
- достаточно освещена рабочая поверхность;
- отсутствие слепящего действия света
- кабель (шнур) электропитания, вилки, розетки исправны;
- заземляющие соединения надежны (отсутствуют обрывы, прочны контакты между корпусом машины и заземляющим проводом).
- отсутствуют загрязнения снаружи и внутри машины;
- исправны и устойчивы стулья;
- удобно и устойчиво размещены запасы сопутствующих товаров, упаковочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования.
Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине оборудован единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы пик регулируется. Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют "экспресс-кассы". Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями.
3. Коммерческая деятельность ОАО «ЦУМ Минск»
ОАО «Цум Минск» в своей работе учитывает факторы формирования ассортимента, который зависит от сегмента потребителей. В зависимости от частоты спроса товары разделяют:
А) товары повседневного спроса - покупаются часто, решение о покупке зависит от привычки, удобства приобретения.
Б) периодического спроса - покупаются через периоды времени.
В) редкого спроса - срок службы, годы.
Г) сезонного спроса.
Спрос подвергается колебаниям. На формирование спроса влияют факторы:
o Экономические
o Социально-демографические
o Социальный состав населения
o Деятельность населения
o Уровень образования
o Состав семьи
o Мода
o Престижность
o Обычаи
o Нравы
Для анализа спроса ОАО «ЦУМ Минск» использует такие методы его изучения:
ü выборочного учета движения товаров по ассортименту;
ü сплошного количественно-суммового учета продаж и остатков товаров;
ü вне учётных источников информации за счет панельных опросов потребителей, экспертов и торговых корреспондентов;
ü социологических опросов, ставящих своей целью получение информации, необходимой для выявления типологии потребителей и построения модели поведения;
Большую роль предприятие уделяет рекламе. Используются такие средства как телевидение, радио, газеты, наружная реклама. Реклама системна, продумана, аргументирована. Поставщики принимают активное участие в распространении рекламы. Следует отметить, что за долгие годы работы, данное предприятие наработало серьезный авторитет в сфере торговли.
Основными поставщиками являются белорусские предприятия, изделия которых пользуются устойчивым спросом у покупателей.
Ежедневная, кропотливая работа с промышленностью позволила довести реализацию отечественных товаров до 75% в общем объеме товарооборота. В настоящее время универмагом заключено более 2000 договоров с предприятиями РБ, в том числе по прямым связям с 430 предприятиями.
Вместе с тем для более полного удовлетворения покупательского спроса проводится работа по вовлечению в товарооборот товаров, которые не производятся в Беларуси.
Налажены связи по поставкам товаров из стран ближнего зарубежья, в т.ч. России, Молдавии, Украины, Прибалтики. В основном, это спорттовары, сувениры, керамические изделия, резиновая обувь, радиотовары и другие. Всего удельный вес указанных товаров составляет примерно 35%.
Работая в условиях реконструкции, универмаг не снижал темпов экономического развития.
Так, для обслуживания покупателей организовано 20 видов дополнительных услуг, в том числе: оказываемые универмагом - подгонка швейных изделий, растяжка головных уборов, доставка товаров на дом, оверлочивание ковровых изделий, раскрой тканей, справочная информация по телефону и др.; оказываемые организациям, арендующим торговые площади - оказание фотоуслуг, оформление подарков, прием объявлений в газету, обмен валюты, изготовление ключей, аудио-видеопрокат и др.