Контрафакт или фальсификат.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ДИСЦИПЛИНА: Товароведение и экспертиза в таможенном деле

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Кукушкин А.В.

Тезисы к лекции по теме

«Экспертиза контрафактной и фальсифицированной продукции»

ПСКОВ

Экспертиза контрафактной и фальсифицированной продукции

Проблема предотвращения обмана потребителей с помощью разного рода подделок стара, как мир. Еще в древности находилось немало людей, которые обманывали ближнего из корыстных побуждений. Не случайно одна из заповедей Моисея гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книги Ветхого Завета. Каноны. Гл. 25).

Фальсификация товаров появилась на заре развития человечества с возникновением сначала товарного, а затем и товарно-денежного обмена. В основе этого социального явления лежало стремление определенной части людей побольше взять, поменьше дать.

Одной из первых научных работ, в которой рассматриваются средства, способы фальсификации товаров и методы ее обнаружения, следует считать книгу доктора физики и химии В. Ходнева «Химия съестных припасов» (1856 г)

. В 1900 г. А. Альмадинген издает учебник «Товароведение», в котором большое внимание уделяется подделкам товаров и способам их определения. Во всех последующих изданиях учебников по товароведению вплоть до 1923 г. включительно вопросы фальсификации товаров неизменно присутствуют.

Таким образом, без преувеличения можно сказать, товароведение как наука начало активно развиваться с учетом необходимости решения актуальной проблемы предупреждения и/или обнаружения фальсификации товаров.

Начиная с 30-х годов XX в. в учебниках по товароведению это направление постепенно исчезает, что объясняется рядом причин.

Термина «фальсификация товаров» не было в нормативно-правовых актах, в том числе в Гражданском, Административном и Уголовном кодексах СССР. Считалось, что в СССР фальсификация товаров отсутствовала. Так, в учебнике «Товароведение пищевых товаров» под ред. В. С. Смирнова, изданном в 1946 г., говорится, что фальсификации товаров в СССР нет.

Расцвету фальсификации товаров в значительной мере способствовало принятие ряда нормативных документов, снимающих ограничения по идентификации товаров и услуг по их реализации. К ним следует отнести Указ Президента России Б. Н. Ельцина «О свободе торговли» (1991 г.), Закон РФ «О стандартизации» (1993 г.), Правила сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и др.

Так, с принятием Закона РФ «О стандартизации» ранее действовавшая норма об обязательности всех требований стандартов и ТУ отменялась. Со стандартов исчезает надпись: «Несоблюдение требований настоящего стандарта карается по закону». Многими производителями это воспринимается как вседозволенность, хотя в Законе регламентируется перечень обязательных требований, которые имеют право проверять органы государственного контроля. Однако численность их была настолько мала, что они могли проверять менее 0,0001 % всех реализуемых товаров.

Введение обязательной сертификации всех пищевых продуктов, табачных изделий, определенной части непродовольственных товаров и их идентификации как первой операции сертификационных испытаний, казалось, должно было бы остановить поток фальсифицированных товаров и услуг. Однако это не произошло по ряду причин:

1. Сразу после введения обязательной сертификации производители и продавцы сами осуществляли отбор образцов, зачастую их фальсифицируя. В дальнейшем эта схема при осуществлении обязательной сертификации была отменена и оставлена только при добровольной сертификации.

2. Официально введена в «Правила по сертификации» норма о том, что заявитель сам идентифицирует представляемую на сертификацию продукцию. (Позднее эта норма также была отменена.)

3. Высокая стоимость сертификационных услуг побуждала мелких и средних производителей покупать «по дешевке» поддельные сертификаты.

4. Коррумпированность в ряде органов по сертификации, которые выдавали подлинные сертификаты без идентификации и лабораторных испытаний образцов. Правда, в результате инспекционных проверок и повторной аккредитации соответствующими службами Госстандарта такие органы постепенно были закрыты.

5. Значительный удельный вес фальсифицированной, в том числе и контрафактной, продукции, производители и продавцы которой были заинтересованы в сокрытии их истинных товароведных характеристик.

Указанные причины привели к тому, что к концу XX столетия объем фальсифицированной продукции достиг значительных размеров — от 10 до 70 % по отдельным группам товаров и услуг.

До 2005 г. функции контроля за фальсифицированной продукцией выполняла Госторгинепекция Минэкономразвития России. После слияния ее с Госсанэпидемнадзором и образования Роспотребнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), в котором не был создан даже Департамент Госторгинспекиии, эти функции осуществляются очень ограниченно

Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:

· ущерб экономике государства в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;

· ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;

· ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;

· ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.

Контрафакт или фальсификат.

Термины «контрафакт» и «фальсификат» часто используются как синонимы. Подобное имеет место не только в обыденной жизни, но и в специальной литературе, в средствах массовой информации. Однако, с юридической точки зрения это два самостоятельных понятия.

Контрафакция (лат. contrafactio, франц. contrefaction - подделка) - это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение "дела" под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров. Термин "контрафакция" имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.

Понятие контрафактной продукции в России впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", согласно которой "товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными". К контрафакту Закон относит не только продукцию, но и "лжефирменную" этикетку на нее.

Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей.

Понятие "фальсификация" дается в Советском энциклопедическом словаре:
1) злостное преднамеренное искажение каких-либо данных;

2) изменение с корыстной целью вида или свойства предметов, подделка.

Уголовный и Гражданский кодексы РФ не раскрывают этого понятия, но данная дефиниция содержится в "специальном" законодательстве:

1) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определяет фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия как пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной;

2) по определению Всемирной организации здравоохранения "фальсифицированное лекарственное средство - это фармацевтический продукт, который преднамеренно и обманным образом снабжен ложной маркировкой в отношении его подлинности и/или происхождения".

Понятия «контрафакт» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства.

Из этого следует, что контрафактная продукция может и не являться фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной.

Уяснение природы фальсификации и контрафакции предполагает учет как родовых, так и видовых свойств этих явлений. Родовые свойства фальсификации и контрафакции наглядно проявляются в практике противодействия незаконному обороту фальсифицированных и контрафактных товаров.

В частности, фальсификации подвергаются не только товары, но и товаросопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности, страны происхождения, товарные знаки и так далее. Фальсифицируют избирательные документы, документы референдума. Фальсифицируют деньги и ценные бумаги, кредитные и расчетные карты, фальсифицируют драгоценные камни и металлы, фальсифицируют информацию в рекламе, а также в компьютерах.

К фальсификации качества товаров относят замену одних компонентов товара на другие, а также манипуляции с сортом товара. В товароведении отдельно выделяют ассортиментную фальсификацию, которая заключается в полной или частичной замене товара на заменитель другого вида или наименования товара с сохранением сходства одного или нескольких признаков. В частности, наиболее часто используются в качестве заменителей вода и имитаторы.

В товароведении выделяют стоимостную фальсификацию, при которой фальсифицируется цена товара, в частности, путем завышения или занижения цены товара по отношению к подлинному товару. Стоимостная фальсификация присуща всем видам фальсификации.

В товароведении используется понятие информационная фальсификация товаров, которая заключается в неточной или искаженной информации о товаре. Как правило, искажают информацию в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При фальсификации информации о товаре фальсифицируют следующие данные:

· наименование товара;

· страна происхождения товара;

· фирма-изготовитель товара;

· товарный знак товара;

· цена товара.

Одной из разновидностей информационной фальсификации является фальсификация с помощью упаковки, в особенности фирменной упаковки, а не только торгового и фирменного знака. Фальсификаторы обращают особое внимание именно на эти элементы товара, так как качественная подделка упаковки и маркировки позволяет сбыть далеко не фирменный товар.

Коммерческой фальсификацией (подделкой) является изготовление фальсифицированных объектов с коммерческой целью. Изготовление (фальсификация) будет оконченным преступлением с момента достижения такого сходства, которое достаточно для отождествления подделки (фальсификата) с подлинниками в обычных условиях коммерческой деятельности, то есть при достаточных возможностях убедиться в их легальности. Под сбытом фальсификатов подразумевается предложение и введение в коммерческий оборот фальсификатов наравне с легальными объектами.

Коммерческие фальсификаты (подделки) представляют собой преднамеренно (в коммерческих целях) незаконно введенные в коммерческий оборот объекты, обладающие внешним сходством с подлинниками (фальсифицируемыми объектами).

К существенным свойствам коммерческих объектов относят: внешний вид, назначение, количество, качество, стоимость (цена), марка (фирма-изготовитель), место (страна) происхождения, срок службы (годность), информация об объекте: соответствие образцу, описанию, стандарту, требованиям безопасности, договору или требованиям, которые обычно предъявляются к объекту, соответствие ограничительным и запретительным условиям на объект.

Самым широким понятием, трактующим фальсификацию товаров, является понятие «нелегитимный товар», так как товар может быть качественным, нефальсифицированным в узком смысле и неконтрафактным, но, например, неучтенным. Теоретически, в понятие «нелегитимный товар» должны входить фальсифицированный, некачественный и неучтенный. В свою очередь, в понятие «фальсифицированный товар» входят контрафактный товар и товары, у которых фальсифицированы количественные или качественные свойства.

Контрафакция – разновидность фальсификации – представляет собой намеренное, в коммерческих целях, незаконное введение в коммерческий оборот объектов, на которые распространяются действия законов Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, интеллектуальной, в том числе, промышленной собственности, а также международных договоров.

Пиратством (разновидностью контрафакции) называют незаконное (несанкционированное) копирование и распространение в коммерческих целях охраняемых авторским правом объектов.

Кстати, в рыночных условиях продукция отличается от товара.

Одним из существенных свойств товара, отличающего его от продукции (изделий) является то, что он произведен для продажи, тогда как продукция может быть изготовлена для собственного использования.

Если производитель вводит в торговый оборот свою продукцию, то он производит эту продукцию для коммерческих целей, а стало быть, данная продукция приобретает статус товара. Например, если человек копирует фильм из эфира в двух экземплярах, один из которых он изредка смотрит, а второй лежит, как резервная копия, то это продуцирование продукта, но не товара. Если этот же человек сделает еще копии и будет торговать ими, то это будет продуцирование товара, так как он вводит фильмы в торговый оборот.

Наши рекомендации