Вопрос №1 РСЧС ,история ее создания и предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с федеральным Законом «О защите населения и территорий (ЗНиТ) от ЧС природного и техногенного характера» (1994г.) в России функционирует созданная 18 апреля 1992г. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС),которая осуществляла свою деятельность согласно «Положению о РСЧС» (1995г.)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций (объектов экономики), в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС .Единая система (РСЧС) состоит изфункциональных и территориальных подсистем и действует на пяти уровнях:
- федеральном, охватывающем всю территорию России;
- межрегиональном – территория нескольких субъектов РФ;
- региональном – территория субъекта РФ;
- муниципальном – территория города (района, населенного пункта);
- объектовом – территория объекта экономики (ОЭ).
Функциональные подсистемы РСЧСсоздаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и объектах экономики и состоят из их организационных структур для работ в области ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности. Так, в их перечень входят функциональные подсистемы, например: Минсельхоз, Минтранс, МВД, Минобразования, МЧС, Минобороны и др.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС РФ.
Территориальные подсистемы РСЧСсоздаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий и состоят из звеньев соответствующих административно – территориальному делению этих территорий Следовательно, звенья территориальных подсистем РСЧС создаются в субъектах РФ (республики и автономные образования в составе РФ, край, область), в муниципальных образованиях (район, населенный пункт, город) и тесно связаны с уровнями РСЧС.
К федеральному уровнюРСЧС относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.
К межрегиональному уровнюРСЧС относятся органы управления, органы исполнительной власти, силы и средства нескольких субъектов РФ. Он образован с учетом районирования территории РФ, которая поделена на семь, ранее указанных для РСЧС, регионов: Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Дальневосточный, Сибирский, Южный. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.
К региональному уровнюРСЧС относятся органы исполнительной власти, органы управления, силы и средства субъекта РФ.
Муниципальный уровеньРСЧС включает органы местного самоуправления, органы управления, силы и средства муниципальных образований.
Объектовый уровень охватывает территорию объекта экономики (ОЭ) и включает руководство ОЭ, его органы управления, силы и средства.
На каждом уровне РСЧС создаютсякоординационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения.
• Координационными органами РСЧС являются :
-на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению иликвидации ЧС (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности (ПБ), т.е. Правительственная КЧС и ПБ; комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности (ПБ) федеральных органов исполнительной власти, т.е. ведомственные КЧС и ПБ;
-на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – Комиссия по предупреждению, ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ (КЧС и ПБ субъекта РФ);
-на муниципальном уровне(в пределах территории муниципальногообразования) - Комиссияпо предупреждению, ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) органа местного самоуправления;
-на объектовом уровне (в пределах объекта экономики)– Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) организации (ОЭ), т.е. объектовая КЧС и ПБ.
В пределах соответствующего федерального округа(межрегиональный уровень) координацию осуществляет полномочный представитель Президента РФ.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидаций ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), определение их компетенций, утверждение их руководителей осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями (объектами экономики). КЧС и ПБ возглавляются соответственно руководителями указанных органов и объектов экономики (организаций) или их заместителями и созданы в целях координации деятельности органов управления, сил на всех уровнях РСЧС.
Комиссия по предупреждению, ликвидации ЧС (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности (ПБ) – это функциональная структура органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также органа управления ОЭ, осуществляющая руководство своей подсистемой или звеном РСЧС, либо проведением всех видов работ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. Онидолжны обеспечивать высокую готовность аварийных служб городов и гражданской обороны.
В состав КЧС и ПБ входят:
- заместители глав администраций;
- руководители учреждений и предприятий (внутренних дел, здравоохранения, энергетики, транспорта, связи, экологии, торговли, строительства, а также и др. отраслей);
- рабочий аппарат КЧС и ПБ - главные управления, управления, отделы по делам ГО и ЧС.
• Силы и средства РСЧС
В состав сил и средствРСЧС входят специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и объектов экономики, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством РФ.
Силы и средства единой системы (РСЧС) подразделяются на силы наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС(рис.5).
Основу сил постоянной готовностисоставляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, поисково-спасательные формирования, специально подготовленные силы и средства Министерства обороны и МВД (спасательные, охраны общественного порядка), а также нештатных аварийно-спасательных и др. формирований на базе строительных, ремонтных, медицинских, транспортных и др. организаций, которые предназначены для проведения АС и ДНР взоне ЧС не менее 3 суток.
Таким образом, в РСЧС основными силами ликвидации ЧС являются аварийно-спасательные службы (АСС) и аварийно-спасательные формирования (АСФ) всех уровней РСЧС. Основу АСС и АСФ составляютПоисково-спасательная служба (ПСС) МЧС РФ; Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас); Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения (Госакваспас); спасательные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) РФ в составе ПСС [23].
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС функционирование РСЧС осуществляется по трем режимам
а) в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях;
б) в режиме повышенной готовности– при угрозе возникновения ЧС;
в) в режиме чрезвычайной ситуации– при возникновении ликвидации ЧС.
Решение на ввод режима принимают соответствующие руководители органов исполнительной власти в РФ.
В настоящее время формируется Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Он представляет собой территориально распределенный информационно-управляющий комплекс с элементами, позволяющий управлять силами, средствами и ресурсами РСЧС и ГО в условиях кризиса и ЧС. Приоритетной в деятельности РСЧС является работа в области предупреждения ЧС и смягчения их последствий. В данный период приоритетными направлениями совершенствования РСЧС являются:
а) продолжение развития нормативно-правовой базы;
б) реформирование спасательных сил. Для этого предусматривается:
- создать специальные формирования взамен войск ГО;
- сократить мобилизационную базу для развертывания сил и средств ГО в военное время, а также в мирное время при крупномасштабных ЧС или в кризисных ситуациях;
- оптимизировать состав и структуру группировки сил РСЧС в целях повышения готовности и эффективности их использования;
- обеспечить социальные гарантии военнослужащим, пожарным и спасателям;
- модернизировать существующую материально-техническую базу.