Вопрос № 1. Система связи и РТО авиационной части.
Групповое занятие № 6. Общие положения по организации связи, РТО и применению АСУ в авиационной части.
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить состав узла связи и РТО командного пункта с комплексом средств связи и РТО, развернутых на аэродроме.
2. Изучить структуру и основную технику батальона связи и РТО.
3. Воспитать у обучаемых чувство личной ответственности за качественную эксплуатацию и бережное отношение к технике связи и РТО.
Время – 90 мин.
Расчет учебного времени:
№ п/п | Учебные вопросы | Время |
1. | Вводная часть. | |
2. | Основная часть. | |
1. Система связи и РТО авиационной части. | ||
2. Условия, определяющие организацию связи, РТО и применению АСУ в авиационной части. | ||
3. | Заключительная часть. |
Материальное обеспечение:
1. Интерактивная доска «Smart-Board».
2. АРМ преподавателя.
3. Слайды по занятию №6.
4. Журнал учета занятий по военной подготовке.
5. Методическая разработка по занятию № 6.
Литература:
1. Организация связи и РТО ВВС. Монино, 2004 г. (стр.87-91).
2. Наставление по связи и РТО соединений, частей и подразделений ВВС. Москва ВИ 1991 г. (66-73).
Задание на самостоятельную подготовку:
1. Подготовиться к практическим занятиям № 5, 6 по теме № 2.
2. Изучить состав средств связи и РТО взвода РТО роты связи и РТО.
3. Изучить основные ТТД техники взвода РТО роты связи и РТО.
Методические указания по подготовке и проведению занятия:
При подготовке к занятию преподаватель составляет план проведения занятия, который включает:
а) учебные цели занятия, которые определяются в соответствии с квалификационными требованиями;
б) воспитательные цели темы (не объявляются), предполагающие формирование определенных качеств личности;
в) основные вопросы занятия и предварительное распределение учебного времени между вопросами.
Для того чтобы добиться качественного выполнения учебных и воспитательных целей темы, руководитель должен:
· всесторонне подготовиться к проведению занятия – изучить рекомендованную литературу, подготовить план проведения занятия и текст группового занятия выделить в тексте основные идеи и выводы;
· полностью обеспечить занятие необходимой литературой;
· своевременно использовать технические средства обучения;
· четко контролировать степень усвоения изучаемых вопросов темы.
Для повышения эффективности проведения группового занятия необходимо использовать интерактивную доску и подготовленные слайда по организационно-штатной структуре батальона связи и радиотехнического обеспечения, состав техники РТО взвода РТО роты связи и РТО.
В целях осуществления контроля за степенью усвоения материала, излагаемого в ходе занятия, рекомендуется задавать студентам уточняющие вопросы по узловым моментам изложенного материала.
Во введении обосновать актуальность темы, основную идею группового занятия, установить связь группового занятия с последующими практическими занятиями по теме №2, занятие №5 силы и средства связи и РТО батальона связи и РТО, №6 работа начальника связи авиационного полка по разработке документов по связи.
При изложении первого вопроса необходимо ознакомить обучаемых с организацией и построением системы связи и РТО авиационной части, что составляет основу системы связи и РТО авиационной части. В конце изложения материала по первому вопросу с целью контроля за усвоением материала необходимо провести опрос обучаемых по следующим вопросам:
- доложите чем определяются средства и виды связи, количество каналов связи на каждом направлении в авиационной части.
- какие радиосети и радионаправления организуются в авиационной части.
- доложите какой комплекс мероприятий включает радиолокационное обеспечение авиационной части.
При изложении второго вопроса необходимо ознакомить обучаемых с составом батальона связи и РТО, объясняю структуру . Подробно дать состав взвода РТО роты связи и РТО и основные ТТХ техники взвода. В конце изложения материала по второму вопросу с целью контроля за усвоением материала необходимо провести опрос обучаемых по следующим вопросам:
1. Доложите какие средства связи входят во взвод связи роты связи и РТО.
2. Доложите какие средства связи входят во взвод РТО роты связи и РТО.
В заключительной части преподавателю необходимо сделать общий вывод по теме занятия, отметить положительное в работе обучаемых и указать на недостатки, ответить на возникшие вопросы у обучаемых, объявить оценки.
Введение
Связь и радиотехническое обеспечение являются основными средствами управления в Военно-воздушных силах.
Организация связи и радиотехнического обеспечения ВВС — это целенаправленная деятельность органов управления (должностных лиц) по подготовке и боевому применению частей и подразделений связи и РТО, включающая планирование, постановку задач, руководство ими в процессе развертывания, функционирования, свертывания и перемещения систем связи и РТО.
Связь и РТО организуются в соответствии с решением командира авиационной базы на боевые действия. Непосредственное участие в оформлении документов принимает начальник связи. Он разрабатывает рабочую карту, производит расчет сил и средств для выполнения поставленной задачи, разрабатывает схему радиосвязи и составляет пояснительную записку. Данные действия необходимы для правильной оценки обстановки и последующего завоевания господства в воздухе.
Вопрос № 1. Система связи и РТО авиационной части.
Основу системы связи и РТО авиационной части составляет узел связи и РТО командного пункта с комплексом средств связи и РТО, развернутых на аэродроме.
В системе связи и РТО авиационной части средства связи и РТО применяются комплексно, что достигается одновременным применением для решения определенных задач различных по принципу действия и диапазону рабочих частот средств.
Средства и виды связи, количество каналов связи на каждом направлении определяются:
- системой управления;
- характером информационного обмена;
- объемом и срочностью передаваемой информации;
- требуемой своевременностью;
- достоверностью и скрытностью связи исходя из наличия сил и средств связи.
В авиационной части связь и РТО организуется и обеспечивается от:
- командного пункта (КП);
- запасного командного пункта (ЗКП);
- командно-диспетчерского (КДП);
- стартового командного пункта (СКП);
- пунктов управления подразделений (ПУП).
От командного пункта и запасного командного пункта авиационной части связь организуется и обеспечивается с:
- пунктами управления авиационного соединения (для отдельных авиационных частей — с пунктами управления авиационного объединения);
- командными пунктами подчиненных авиационных подразделений;
- дежурным подразделением авиационной части;
- экипажами (летчиками) летательных аппаратов;
- командно-диспетчерским и стартовым командным пунктами аэродрома;
- командным пунктом зенитно-ракетной части (подразделения), развернутой в районе аэродрома;
- пунктом управления инженерно - авиационной службы;
- пунктом управления аэродромно-техническим обеспечением;
- командными пунктами обеспечивающих частей;
- пунктом управления узлом связи и РТО;
- метеостанцией и химическим наблюдательным постом (дозором), развернутыми на аэродроме;
- командными пунктами взаимодействующих соединений и частей;
- районным центром единой системы управления воздушным движением, авиадиспетчером.
Связь от командно-диспетчерского и стартового командного пунктов авиационной части организуется и обеспечивается с:
- экипажами (летчиками) летательных аппаратов;
- командным и запасным командным пунктами авиационной части;
- командными пунктами авиационных подразделений;
- дежурным подразделением авиационной части;
- дежурным экипажем поисково-спасательной службы;
- наземной поисково-спасательной командой;
- районным центром единой системы управления воздушным движением;
- пунктом управления инженерно-авиационной службой;
- пунктом управления аэродромно-техническим обеспечением;
- пунктом управления узлом связи и РТО, метеостанцией аэродрома, авиадиспетчером, средствами РТО аэродрома и другими объектами на аэродроме, с наблюдающим за выпуском шасси.
При базировании авиационного подразделения на отдельном аэродроме связь от его командного пункта организуется и обеспечивается с:
- пунктами управления авиационного соединения (объединения);
- экипажами (летчиками) летательных аппаратов;
- дежурным подразделением из состава авиационного подразделения;
- командным пунктом зенитно-ракетной части (подразделения), развернутой в районе аэродрома;
- пунктами управления подразделений тыла, связи и РТО, развернутыми на аэродроме;
- дежурным синоптиком;
- авиадиспетчером и средствами РТО на аэродроме.
Одновременно от пунктов управления и на аэродроме создается (наращивается) сеть проводной связи. Во всех случаях авиационная часть перебазируется на новый аэродром только при готовности на нем пунктов управления, средств связи и РТО к обеспечению управления. Наземная радиосвязь в авиационной части организуется во всех условиях обстановки с таким расчетом, чтобы обеспечить командиру и штабу управление подразделениями авиационной части, частями обеспечения.
В авиационной части организуются следующие радиосети и радионаправления:
- радиосеть командира авиационной части для связи с командирами авиационных подразделений, дежурным подразделением, руководителем полетов;
- радионаправление штаба авиационной части для связи командного (запасного командного) пункта авиационной части с командным пунктом авиационного подразделения, базирующегося на отдельном аэродроме;
- радиосеть внутриаэродромная для связи командного пункта авиационной части с:
· командными пунктами авиационных подразделений;
· пунктами управления инженерно-авиационной службой;
· аэродромно-техническим обеспечением;
· командными (пунктами частей обеспечения;
· химическим наблюдательным постом;
· командно-диспетчерским пунктом (КДП);
· стартовым командным пунктом (СКП) и другими объектами на аэродроме;
- радиосеть управления системой связи и РТО авиационной части для связи пункта управления узлом связи и РТО с элементами или средствами узла связи и РТО, включая средства РТО, развернутые на аэродроме;
- радиосеть управления инженерно-авиационной службой авиационной части для связи пункта управления инженерно-авиационной службой с командными пунктами авиационных подразделений.
Организация воздушной радиосвязи определяется распоряжениями Главного штаба Военно-воздушных сил, штабов авиационных объединений и имеет целью обеспечить устойчивое управление летательными аппаратами с соответствующих пунктов управления. Радиоданные для организации и обеспечения воздушной радиосвязи разрабатываются централизованно.
Воздушная радиосвязь организуется, как правило, по радиосетям.
В Военно-воздушных силах организуются:
- радиосети единые (общие);
- радиосети взаимодействия;
- радиосети авиационных объединений, соединений и частей.
К числу единых (общих) относятся радиосети:
- командно-стартовая;
- пеленгации;
- управления летательными аппаратами при перелетах;
- поисково-спасательной службы.
К радиосетям взаимодействия относятся:
- радиосети взаимодействия летательных аппаратов родов авиации на ТВД между собой и с пунктами управления;
- радиосети взаимодействия с авиацией ПВО;
- радиосети взаимодействия с кораблями, подводными лодками и авиацией ВМФ, судами морского флота и рыбного хозяйства.
К радиосетям авиационных объединений, соединений и частей относятся:
- радиосети управления воздушными судами, входящими в состав авиационного объединения, соединения, части.
По предназначению в воздушной радиосвязи различают радиосети:
- командные;
- управления воздушным движением;
- информационные.
К командным радиосетям относятся радиосети пунктов управления, командно-стартовые аэродромов и пеленгации.
К радиосетям управления воздушным движением относятся радиосети межокружных перелетов, в зоне ответственности объединений и центров ЕС УВД, поисково-спасательной службы.
К информационным радиосетям относятся радиосети взаимодействия, передачи данных разведки и оповещения.
В каждой авиационной части организуется радиосеть управления самолетами в диапазоне средних волн, используемая при помехах в УКВ-, КВ - диапазонах и отказе бортовых радиостанций. В ней обеспечивается односторонняя связь руководителя полетов (командного пункта) с летательными аппаратами через приводную радиостанцию аэродрома и бортовой автоматический радиокомпас.
В целях повышения устойчивости и пропускной способности каналов воздушной радиосвязи в авиационной части организуются основные, резервные и скрытые радиосети.
Радиотехническое обеспечение в авиационной части организуется в соответствии с распоряжением по связи и РТО штаба авиационного соединения (объединения) с использованием штатных средств РТО и средств РТО других авиационных частей и соединений, объединений, министерств и ведомств.
Особенностью организации работы радиотехнических средств, развернутых на аэродромах авиационных частей, является строгое соблюдение принципа централизованного их применения в интересах обеспечения полетов летательных аппаратов всех родов авиации.
Данные для работы средств РТО авиационной части назначаются централизованно, закрепляются за аэродромами постоянно и содержатся в документах по аэронавигационной информации.
Радиотехническое обеспечение в авиационной части включает:
- радиолокационное обеспечение;
- радиосветотехническое обеспечение.
Радиолокационное обеспечение авиационной части состоит в обеспечении ее пунктов управления данными о воздушной обстановке и государственной принадлежности летательных аппаратов, необходимыми для обеспечения непрерывного управления экипажами летательных аппаратов в воздухе.
Радиолокационное обеспечение авиационной части включает комплекс мероприятий по:
- обнаружению, опознаванию и проводке воздушных целей;
- выдаче данных радиолокационной информации на пункты управления авиационной части;
- обеспечению наведения экипажей, групп и подразделений авиационной части на воздушные и наземные цели;
- осуществлению контроля за полетами экипажей в районе аэродрома и в зонах ответственности командного пункта авиационного полка;
- обеспечению разведки погоды и контроля за орнитологической обстановкой;
- определению координат ядерных взрывов.
Радиолокационное обеспечение организуется на базе применения радиолокационных средств и средств автоматизированных систем управления.
Данные радиолокационной информации о воздушной обстановке на командный пункт авиационной части могут поступать от следующих основных источников:
- наземных радиолокационных средств, развернутых непосредственно в районе командного пункта и обеспечивающих выдачу на него данных первичной радиолокационной информации;
- радиолокационных постов автоматизированной системы управления, обеспечивающих выдачу данных вторичной радиолокационной информации;
- командных пунктов (пунктов управления) соединений и объединений войск ПВО, обеспечивающих передачу данных радиолокационной информации о воздушных целях противника в радиосетях оповещения;
- командного пункта авиационного соединения (объединения), обеспечивающего выдачу обобщенных данных о воздушной обстановке по каналам автоматизированной системы управления.
Данные радиолокационной информации о воздушной обстановке на командном пункте авиационной части отображаются на электронно-оптических планшетах и индикаторах объектов АСУ, выносных индикаторах наземных радиолокационных средств, неавтоматизированных вертикальных и горизонтальных планшетах.
При наличии аппаратуры приборного наведения данные радиолокационной информации от собственных радиолокационных станций и радиолокационных высотомеров, а также данные, полученные от других источников, автоматизированно выдаются на устройства отображения и на вычислительный комплекс пункта наведения.
Радиосветотехническое обеспечение авиационной части состоит в формировании, своевременной и непрерывной выдаче экипажу (летчику) и на пункты управления информации, необходимой для определения места летательного аппарата в воздушном пространстве в зоне аэродрома и на аэродроме.
Радиосветотехническое обеспечение в авиационной части включает комплекс мероприятий по обеспечению взлета, построения боевого порядка, полета по маршруту, привода в район аэродрома и посадки летательных аппаратов, контроля и регулирования полетов в районе аэродромов.
Радиосветотехническое обеспечение организуется с использованием штатных радиосветотехнических средств, которые развертываются на аэродромах и посадочных площадках по типовым схемам.
Информация экипажу (летчику) на борт летательного аппарата в системах посадки на аэродромах поступает автоматически на пилотажно-навигационные приборы, передается по радио и воспринимается визуально.
Современные радиосветотехнические средства обеспечивают взлет и посадку летательных аппаратов днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды.