Вопрос № 1. Система связи и РТО авиационной части.

Групповое занятие № 6. Общие положения по организации связи, РТО и применению АСУ в авиационной части.

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить состав узла связи и РТО командного пункта с комп­лексом средств связи и РТО, развернутых на аэродроме.

2. Изучить структуру и основную технику батальона связи и РТО.

3. Воспитать у обучаемых чувство личной ответственности за качественную эксплуатацию и бережное отношение к технике связи и РТО.

Время – 90 мин.

Расчет учебного времени:

№ п/п Учебные вопросы Время
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
  1. Система связи и РТО авиационной части.
  2. Условия, определяющие организацию связи, РТО и применению АСУ в авиационной части.
3. Заключительная часть.

Материальное обеспечение:

1. Интерактивная доска «Smart-Board».

2. АРМ преподавателя.

3. Слайды по занятию №6.

4. Журнал учета занятий по военной подготовке.

5. Методическая разработка по занятию № 6.

Литература:

1. Организация связи и РТО ВВС. Монино, 2004 г. (стр.87-91).

2. Наставление по связи и РТО соединений, частей и подразделений ВВС. Москва ВИ 1991 г. (66-73).

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Подготовиться к практическим занятиям № 5, 6 по теме № 2.

2. Изучить состав средств связи и РТО взвода РТО роты связи и РТО.

3. Изучить основные ТТД техники взвода РТО роты связи и РТО.

Методические указания по подготовке и проведению занятия:

При подготовке к занятию преподаватель составляет план проведения занятия, который включает:

а) учебные цели занятия, которые определяются в соответствии с квалификационными требованиями;

б) воспитательные цели темы (не объявляются), предполагающие формирование определенных качеств личности;

в) основные вопросы занятия и предварительное распределение учебного времени между вопросами.

Для того чтобы добиться качественного выполнения учебных и воспитательных целей темы, руководитель должен:

· всесторонне подготовиться к проведению занятия – изучить рекомендованную литературу, подготовить план проведения занятия и текст группового занятия выделить в тексте основные идеи и выводы;

· полностью обеспечить занятие необходимой литературой;

· своевременно использовать технические средства обучения;

· четко контролировать степень усвоения изучаемых вопросов темы.

Для повышения эффективности проведения группового занятия необходимо использовать интерактивную доску и подготовленные слайда по организационно-штатной структуре батальона связи и радиотехнического обеспечения, состав техники РТО взвода РТО роты связи и РТО.

В целях осуществления контроля за степенью усвоения материала, излагаемого в ходе занятия, рекомендуется задавать студентам уточняющие вопросы по узловым моментам изложенного материала.

Во введении обосновать актуальность темы, основную идею группового занятия, установить связь группового занятия с последующими практическими занятиями по теме №2, занятие №5 силы и средства связи и РТО батальона связи и РТО, №6 работа начальника связи авиационного полка по разработке документов по связи.

При изложении первого вопроса необходимо ознакомить обучаемых с организацией и построением системы связи и РТО авиационной части, что составляет основу системы связи и РТО авиационной части. В конце изложения материала по первому вопросу с целью контроля за усвоением материала необходимо провести опрос обучаемых по следующим вопросам:

- доложите чем определяются средства и виды связи, количество каналов свя­зи на каждом направлении в авиационной части.

- какие радиосети и радионаправления организуются в авиационной части.

- доложите какой комплекс мероприятий включает радиолокационное обеспечение авиационной части.

При изложении второго вопроса необходимо ознакомить обучаемых с составом батальона связи и РТО, объясняю структуру . Подробно дать состав взвода РТО роты связи и РТО и основные ТТХ техники взвода. В конце изложения материала по второму вопросу с целью контроля за усвоением материала необходимо провести опрос обучаемых по следующим вопросам:

1. Доложите какие средства связи входят во взвод связи роты связи и РТО.

2. Доложите какие средства связи входят во взвод РТО роты связи и РТО.

В заключительной части преподавателю необходимо сделать общий вывод по теме занятия, отметить положительное в работе обучаемых и указать на недостатки, ответить на возникшие вопросы у обучаемых, объявить оценки.

Введение

Связь и радиотехническое обеспечение явля­ются основными средствами управления в Военно-воздуш­ных силах.

Организация связи и радиотехнического обеспечения ВВС — это целенаправленная деятельность органов управ­ления (должностных лиц) по подготовке и боевому при­менению частей и подразделений связи и РТО, включаю­щая планирование, постановку задач, руководство ими в процессе развертывания, функционирования, свертывания и перемещения систем связи и РТО.

Связь и РТО организуются в соответствии с решением командира авиационной базы на боевые действия. Непосредственное участие в оформлении документов принимает начальник связи. Он разрабатывает рабочую карту, производит расчет сил и средств для выполнения поставленной задачи, разрабатывает схему радиосвязи и составляет пояснительную записку. Данные действия необходимы для правильной оценки обстановки и последующего завоевания господства в воздухе.

Вопрос № 1. Система связи и РТО авиационной части.

Основу системы связи и РТО авиационной части составляет узел связи и РТО командного пункта с комп­лексом средств связи и РТО, развернутых на аэродроме.

В системе связи и РТО авиационной части средства связи и РТО применяются комплексно, что достигается одновременным применением для решения определенных задач различных по принципу действия и диапазону рабо­чих частот средств.

Средства и виды связи, количество каналов свя­зи на каждом направлении определяются:

- системой управ­ления;

- характером информационного обмена;

- объемом и срочностью передаваемой информации;

- требуемой своевременностью;

- достоверностью и скрытностью связи исходя из наличия сил и средств связи.

В авиационной части связь и РТО организуется и обес­печивается от:

- командного пункта (КП);

- запасного командного пункта (ЗКП);

- командно-диспетчерского (КДП);

- стартового командного пункта (СКП);

- пунктов управления подразделений (ПУП).

От командного пункта и запасного командного пункта авиационной части связь организуется и обеспе­чивается с:

- пунктами управления авиационного соединения (для отдельных авиационных частей — с пунктами управ­ления авиационного объединения);

- командными пункта­ми подчиненных авиационных подразделений;

- дежурным подразделением авиационной части;

- экипажами (летчика­ми) летательных аппаратов;

- командно-диспетчерским и стартовым командным пунктами аэродрома;

- командным пунктом зенитно-ракетной части (подразделения), раз­вернутой в районе аэродрома;

- пунктом управления инже­нерно - авиационной службы;

- пунктом управления аэродромно-техническим обеспечением;

- командными пунктами обеспечивающих частей;

- пунктом управления узлом связи и РТО;

- метеостанцией и химическим наблюдательным постом (дозором), развернутыми на аэродроме;

- командными пунктами взаимодействующих соединений и частей;

- районным центром единой системы управления воздушным дви­жением, авиадиспетчером.

Связь от командно-диспетчерского и стартового командного пунктов авиационной части организуется и обеспечивается с:

- экипажами (летчиками) летательных ап­паратов;

- командным и запасным командным пунктами авиационной части;

- командными пунктами авиационных подразделений;

- дежурным подразделением авиационной части;

- дежурным экипажем поисково-спасательной службы;

- наземной поисково-спасательной командой;

- районным центром единой системы управления воздушным движени­ем;

- пунктом управления инженерно-авиационной службой;

- пунктом управления аэродромно-техническим обеспечени­ем;

- пунктом управления узлом связи и РТО, метеостанци­ей аэродрома, авиадиспетчером, средствами РТО аэродро­ма и другими объектами на аэродроме, с наблюдающим за выпуском шасси.

При базировании авиационного подразделения на от­дельном аэродроме связь от его командного пункта организуется и обеспечивается с:

- пунктами управле­ния авиационного соединения (объединения);

- экипажами (летчиками) летательных аппаратов;

- дежурным подразде­лением из состава авиационного подразделения;

- команд­ным пунктом зенитно-ракетной части (подразделения), развернутой в районе аэродрома;

- пунктами управления подразделений тыла, связи и РТО, развернутыми на аэро­дроме;

- дежурным синоптиком;

- авиадиспетчером и средст­вами РТО на аэродроме.

Одновременно от пунктов управления и на аэродроме создается (наращивается) сеть проводной связи. Во всех случаях авиационная часть перебазируется на новый аэродром только при готовности на нем пунктов управления, средств связи и РТО к обеспечению управ­ления. Наземная радиосвязь в авиационной части орга­низуется во всех условиях обстановки с таким расчетом, чтобы обеспечить командиру и штабу управление подразделениями авиационной части, частями обеспечения.

В авиационной части организуются следующие радио­сети и радионаправления:

- радиосеть командира авиацион­ной части для связи с командирами авиационных подраз­делений, дежурным подразделением, руководителем поле­тов;

- радионаправление штаба авиационной части для свя­зи командного (запасного командного) пункта авиацион­ной части с командным пунктом авиационного подразде­ления, базирующегося на отдельном аэродроме;

- радиосеть внутриаэродромная для связи командного пункта авиа­ционной части с:

· командными пунктами авиационных под­разделений;

· пунктами управления инженерно-авиационной службой;

· аэродромно-техническим обеспечением;

· команд­ными (пунктами частей обеспечения;

· химическим наблюда­тельным постом;

· командно-диспетчерским пунктом (КДП);

· стартовым командным пунктом (СКП) и другими объек­тами на аэродроме;

- радиосеть управления системой связи и РТО авиационной части для связи пункта управления узлом связи и РТО с элементами или средствами узла связи и РТО, включая средства РТО, развернутые на аэро­дроме;

- радиосеть управления инженерно-авиационной службой авиационной части для связи пункта управления инженерно-авиационной службой с командными пунктами авиационных подразделений.

Организация воздушной радиосвязи определяется распоряжениями Главного штаба Военно-воздушных сил, штабов авиационных объединений и имеет целью обеспе­чить устойчивое управление летательными аппаратами с соответствующих пунктов управления. Радиоданные для организации и обеспечения воздушной радиосвязи разрабатываются централизованно.

Воздушная радиосвязь организуется, как правило, по радиосетям.

В Военно-воздушных силах организуются:

- радиосети единые (общие);

- радиосети взаимодействия;

- радиосети авиационных объедине­ний, соединений и частей.

К числу единых (общих) относятся радиосети:

- команд­но-стартовая;

- пеленгации;

- управления летательными аппа­ратами при перелетах;

- поисково-спасательной службы.

К радиосетям взаимодействия относятся:

- радиосети вза­имодействия летательных аппаратов родов авиации на ТВД между собой и с пунктами управления;

- радиосети взаимодействия с авиацией ПВО;

- радиосети взаимодействия с кораблями, подводными лодками и авиацией ВМФ, судами морского флота и рыбного хозяйства.

К радиосетям авиационных объединений, соединений и частей относятся:

- радиосети управления воздушными суда­ми, входящими в состав авиационного объединения, соеди­нения, части.

По предназначению в воздушной радиосвязи различа­ют радиосети:

- командные;

- управления воздушным движе­нием;

- информационные.

К командным радиосетям относятся радиосети пунктов управления, командно-стартовые аэродромов и пеленгации.

К радиосетям управления воздушным движением отно­сятся радиосети межокружных перелетов, в зоне ответ­ственности объединений и центров ЕС УВД, поисково-спасательной службы.

К информационным радиосетям относятся радиосети взаимодействия, передачи данных разведки и оповещения.

В каждой авиационной части организуется радиосеть управления самолетами в диапазоне средних волн, исполь­зуемая при помехах в УКВ-, КВ - диапазонах и отказе бортовых радиостанций. В ней обеспечивается односторон­няя связь руководителя полетов (командного пункта) с летательными аппаратами через приводную радиостанцию аэродрома и бортовой автоматический радиокомпас.

В целях повышения устойчивости и пропускной способ­ности каналов воздушной радиосвязи в авиационной части организуются основные, резервные и скрытые радиосети.

Радиотехническое обеспечение в авиационной ча­сти организуется в соответствии с распоряжением по связи и РТО штаба авиационного соединения (объединения) с использованием штатных средств РТО и средств РТО дру­гих авиационных частей и соединений, объединений, ми­нистерств и ведомств.

Особенностью организации работы радиотехнических средств, развернутых на аэродромах авиационных частей, является строгое соблюдение принципа централизованного их применения в интересах обеспечения полетов летатель­ных аппаратов всех родов авиации.

Данные для работы средств РТО авиационной части назначаются централизованно, закрепляются за аэродро­мами постоянно и содержатся в документах по аэронави­гационной информации.

Радиотехническое обеспечение в авиационной части включает:

- радиолокационное обеспечение;

- радиосветотехническое обес­печение.

Радиолокационное обеспечение авиационной части состоит в обеспечении ее пунктов управления данными о воздушной обстановке и государственной принадлежно­сти летательных аппаратов, необходимыми для обеспечения непрерывного управления экипажами летательных аппаратов в воздухе.

Радиолокационное обеспечение авиационной части включает комплекс мероприятий по:

- обнаружению, опознаванию и проводке воздушных целей;

- выдаче данных ра­диолокационной информации на пункты управления авиа­ционной части;

- обеспечению наведения экипажей, групп и подразделений авиационной части на воздушные и на­земные цели;

- осуществлению контроля за полетами эки­пажей в районе аэродрома и в зонах ответственности командного пункта авиационного полка;

- обеспечению раз­ведки погоды и контроля за орнитологической обстановкой;

- определению координат ядерных взрывов.

Радиолокационное обеспечение организуется на базе применения радиолокационных средств и средств автома­тизированных систем управления.

Данные радиолокационной информации о воздуш­ной обстановке на командный пункт авиационной части могут поступать от следующих основных источников:

- наземных радиолокационных средств, развернутых непосред­ственно в районе командного пункта и обеспечивающих выдачу на него данных первичной радиолокационной информации;

- радиолокационных постов автоматизированной системы управления, обеспечивающих выдачу данных вторичной радиолокационной информации;

- командных пунктов (пунктов управления) соединений и объединений войск ПВО, обеспечивающих передачу данных радиолокацион­ной информации о воздушных целях противника в радио­сетях оповещения;

- командного пункта авиационного соединения (объединения), обеспечивающего выдачу обобщенных данных о воздушной обстановке по каналам автоматизированной системы управления.

Данные радиолокационной информации о воздушной обстановке на командном пункте авиационной части ото­бражаются на электронно-оптических планшетах и инди­каторах объектов АСУ, выносных индикаторах наземных радиолокационных средств, неавтоматизированных верти­кальных и горизонтальных планшетах.

При наличии аппаратуры приборного наведения дан­ные радиолокационной информации от собственных радио­локационных станций и радиолокационных высотомеров, а также данные, полученные от других источников, автоматизированно выдаются на устройства отображения и на вычислительный комплекс пункта наведения.

Радиосветотехническое обеспечение авиационной части состоит в формировании, своевременной и непрерывной выдаче экипажу (летчику) и на пункты управления информации, необходимой для определения места ле­тательного аппарата в воздушном пространстве в зоне аэродрома и на аэродроме.

Радиосветотехническое обеспечение в авиационной ча­сти включает комплекс мероприятий по обеспечению взле­та, построения боевого порядка, полета по маршруту, при­вода в район аэродрома и посадки летательных аппара­тов, контроля и регулирования полетов в районе аэро­дромов.

Радиосветотехническое обеспечение организуется с ис­пользованием штатных радиосветотехнических средств, ко­торые развертываются на аэродромах и посадочных пло­щадках по типовым схемам.

Информация экипажу (летчику) на борт летательного аппарата в системах посадки на аэродромах поступает автоматически на пилотажно-навигационные приборы, пе­редается по радио и воспринимается визуально.

Современные радиосветотехнические средства обеспе­чивают взлет и посадку летательных аппаратов днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды.

Наши рекомендации