Опыт 2. Идентификация полимеров

Горение полимеров

Проба на сжигание является одним из предварительных испытаний полимеров.

Таблица 1.

Идентификация полимеров по характеру горения

Полимер Поведение в пламени Характерис-тика пламени Характер горения Запах продуктов термического разложения
Полиэтилен Горит и после удаления из пламени Голубое с желтой верхушкой, светящееся Небольшое количество копоти, расплав капает   Горящего парафина
Полипропилен То же То же То же Горящего парафина, но более ароматичес-кий
Полиметил-метакрилат То же Синее Небольшое количество копоти, горит с потрески-ванием Сильный цветочно-плодовый
Полистирол То же Оранжево-желтое, светящееся Много копоти, при поджигании вспыхивает, горит легко Цветочный (стирола)
Триацетат целлюлозы То же Желтое Легкий дым, горит легко Уксусной кислоты
Нитрат целлюлозы То же Яркое, светящееся Вспыхивает, горит быстро, с разбрызгиванием искр, без дыма и копоти Оксидов азота
Полиуретан То же Синеватое с желтыми краями Легкий дым Острый
Поликарбонат Горит вне пламени горелки, постепенно самоза-тухает   Желтое, светящееся, неспокойное Немного копоти Фенола
Продолжение таблицы 1
Полиформаль-дегид Горит и после удаления из пламени Синеватое Без копоти, расплав капает Очень резкий формальде-гида
Поливинилацетат То же Желтое с искрами Небольшое количество копоти Уксусной ксилоты

Выполнение опыта

Поведение полимерного образца в пламени изучают следующим образом. На конце предварительно очищенной медной проволоки диаметром 0,5мм делают небольшую петлю; на другой конец проволоки надевают корковую ил резиновую пробку, за которую держат проволоку в процессе испытания.

Получите образцы полимеров у преподавателя.

Проволочную петлю прокалите в пламени спиртовки. На охлажденную петлю поместите небольшой (1 – 2 мм) образец полимера и внесите в среднюю часть пламени. Если образец воспламенится, выведите проволочную петлю из пламени и продолжайте наблюдение. Отметьте характер горения (горит не горит, самозатухает), цвет пламени, его форму, наличие дыма, копоти, зольного остатка.

Запись результатов опыта

Сопоставьте полученные результаты с данными таблицы 1 и представьте в виде следующей таблицы:

Полимер Способность к воспламенению Цвет пламени Характер горения Запах Вид остатка
           


Сделайте вывод о природе исследуемых полимеров. Запишите уравнения реакций их получения.

Качественные реакции на отдельные группы полимеров

Качественная реакция на галогенсодержащие полимеры

Выполнение опыта

Получите образец полимера у преподавателя. Кусочек полимера поместите в петельку предварительно прокаленной в пламени медной проволоки и внесите в пламя. Положительная реакция – наличие зеленой каймы пламени.

В сухую пробирку поместите образец полимера и нагрейте до разложения. В момент сильного выделения паров к отверстию пробирки подносят смоченную иодкрахмальную бумагу. О чем может свидетельствовать ее посинение?

2.2.2Качественная реакция на полимеры, содержащие нитрогруппу

Выполнение опыта

На фарфоровую пластинку поместите кусочек полимера и капните каплю раствора дифениламина. Положительная реакция на нитросоединения (нитроцеллюлоза или смешанные эфиры) – появление синего окрашивания.

2.2.3Качественная реакция на полиакрилонитрил

Выполнение опыта

Поместите кусочек полимера в пробирку, добавьте 0,5 мл концентрированной щелочи (NaOH) и нагрейте над пламенем спиртовки до кипения. Положительная реакция – появление оранжевой или красно-бурой окраски.

2.2.4Качественная реакция на поливинилацетат

Выполнение опыта

Поместите кусочек полимера в пробирку, добавьте 1 – 2 капли реактива, содержащего из смеси 50%-ной уксусной кислоты и раствора KI. Положительная реакция – появление окраски от желтой до синей.

Запись результатов опыта

Результаты опыта занесите в таблицу

Полимер Поливинил- хлорид Поливинил- ацетат Нитроцеллю- лоза Полиакрило- нитрил
Наличие или отсутствие положительной реакции        

Наличие или отсутствие положительной реакции отметьте знаками «+» или «–». В выводе укажите, какие полимеры были исследованы в опыте, к какому типу они относятся и каким образом были получены.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Что такое полимеры? Приведите их классификацию по происхождению. К какому типу полимеров относятся белки?

2. Что такое набухание? Как количественно оценивается набухание?

3. К какому типу процессов по тепловому эффекту относится набухание?

4. Какие способы получения полимеров Вы знаете?

5. Охарактеризуйте физические (релаксационные) состояния полимеров: стеклообразное, высокоэластическое, вязко-текучее.

6. В чем отличие процесса полимеризации от поликонденсации?

7. Дайте определения следующим понятиям: макромолекула, структурное звено, концевые группы, степень полимеризации, гибкость цепи макромолекулы.

8. Что такое аморфные и кристаллические полимеры?

9. Дайте понятия гомоцепных и гетероцепных полимеров, приведите примеры.

10. Какие виды деструкции полимеров Вы знаете?

11. Из каких стадий состоит процесс полимеризации?

12. Как зависит механизм реакции полимеризации от природы активного центра?

13. Каким образом получают синтетический каучук?

14. Дайте характеристику термопластичным и термореактивным полимерам?

15. Как получить изопреновый каучук?

16. Что такое сетчатые полимеры? Приведите примеры.

17. Приведите уравнения реакций получения поливинилхлорида, полистирола и полипропилена.

Работа №14

Наши рекомендации