Занятие 2. Строение атома. Химическая связь и строение молекул

Цель занятия:

Сформировать современные представления о строении атома, о природе химической связи, её влиянии на строение и свойства химических соединений; а также развить культуру речи, логичность и глубину мышления, умение работать с литературой.

Задачи:

Научиться:

· пользоваться системой квантовых чисел для характеристики энергетического состояния электрона в атоме и молекуле;

· составлять электронные формулы атомов элементов и на основании последних уметь определять положение элемента в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, принадлежность к семейству элементов (s-, p-, d-, f-), свойства простых веществ (окислитель, восстановитель и т. д.);

· составлять электронно-графические формулы (спиновые схемы) атомов элементов и на основании последних определять валентность атомов элементов в основном и возбужденном состояниях;

· на основании положения элемента в периодической системе определять величину радиуса атома, энергии ионизации, энергии сродства к электрону, электроотрицательности и сравнивать их со значениями этих величин атомов других элементов.

Научиться определять:

· с позиции метода валентных связей (МВС) кратность, прочность и тип (σ, π) связи;

· влияние направленности связи на строение (пространственную конфигурацию) молекул;

· тип гибридизации атомов элементов в простейших соединениях и её влиянии на пространственную конфигурацию молекул;

· предсказывать физико-химические свойства соединений в зависимости от их строения (типа химической связи).

Содержание занятия:

1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Контроль усвоения темы (устный или письменный опрос).

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии:

1. Квантово-механическая модель атома. Дуализм электрона. Уравнение де Бройля. Вероятностный характер движения электрона в атоме. Принцип неопределенности Гейзенберга. Электронное облако. Атомная орбиталь.

2. Характеристика энергетического состояния электрона в атоме системой квантовых чисел: главное (n), орбитальное (l), магнитное (m) и спиновое (s) квантовые числа; их физический смысл и взаимосвязь.

3. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Максимальное число электронов на орбиталях, подуровнях и уровнях.

4. Принцип минимума энергии. Последовательность заполнения электронами атомных орбиталей. Электронные формулы элементов; s-, p-, d-, f-элементы.

5. Заполнение электронами атомных орбиталей одного подуровня, правило Хунда. Электронно-графические формулы (спиновые схемы) элементов.

6. Связь между электронным строением атомов и положением элементов в периодической системе: s-, p-, d-, f- семейства элементов.

7. Радиусы атомов. Закономерности изменения радиусов атомов, энергии ионизации, энергии сродства к электрону, электроотрицательности s- и p- элементов (по группам и периодам).

8. Основное и возбужденное состояние атома.

9. Метод валентных связей. Основные положения метода. Механизм и способы образования ковалентной химической связи. Валентность. Максимальная валентность. Валентно-насыщенное и валентно-ненасыщенное состояние атома (на примере элементов II периода). Длина связи. Энергия связи.

10. Направленность химической связи. Влияние направленности связи на пространственную конфигурацию молекул типа АА, АВ, А2В, А3В. Насыщаемость, кратность связи.

11. Гибридизация атомных орбиталей атомов Ве, В, С на примере образования молекул ВеН2, ВН3, СН4 .

12. σ- и π-Связи.

13. Понятие о нелокализованной π-связи.

14. Полярность и поляризуемость химической связи. Дипольный момент связи (постоянный и индуцированный). Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь как предельно поляризованная ковалентная связь. Степень окисления атомов. Гомо- и гетеролитический разрыв связи.

15. Водородная связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Роль водородной связи в процессах ассоциации, растворения и биохимических процессах.

Контрольные вопросы и задачи

1. Вычислить массу фотона, соответствующего длине волны
λ = 589·10-9 м (h = 6.626 × 10-34 Дж/с).

2. Значением какого квантового числа определяется размер электронного облака и энергии электрона? Какие возможные значения может принимать данное квантовое число?

3. Главное квантовое число n = 3. Сколько возможных значений будет иметь орбитальное квантовое число?

4. Значением какого квантового числа определяется форма электронного облака?

5. Какая форма электронного облака соответствует значению квантового числа l = 1?

6. Значениями какого квантового числа определяется ориентация атомных орбиталей в пространстве?

7. Сколько значений магнитного квантового числа возможно для электронов энергетического подуровня, орбитальное квантовое число которого равно 2?

8. Электронная формула атома имеет вид 1s22s22p63s1 . Укажите и объясните, к какому периоду, группе периодической системы элементов и семейству (s, p, d, f) относится данный элемент?

9. Среди приведенных ниже электронных конфигураций укажите невозможные и объясните причину невозможности их реализации:

а) 1p3, б) 3p6, в) 4s2, г) 2d4, д) 2p7, е) 3f8, ж) 4d10

10. Сколько вакантных d-орбиталей имеется в атоме титана? Напишите для него электронно-графическую формулу (спиновую схему) d-подуровня.

11. Укажите способы образования химических связей в ионе NH4+.

12. Дайте определение валентности. Приведите графические формулы следующих соединений: Mn2O3, MnO3, Mn2O7, и определите валентность марганца в них.

13. Укажите тип связи в соединениях:

а) NaCl, б) Br2 , в) NH3.

14. Руководствуясь разностью относительных электроотрицательностей (ОЭО) атомов элементов в связи Э–О, определите, как меняется характер связи в оксидах элементов III периода периодической системы элементов (ОЭО Na – 0.9; Mg – 1.2; Al – 1.5; Si – 1.8; P – 2.1; S – 2.5; Cl – 3.0; O – 3.5).

15. Что такое гибридизация атомных орбиталей? Какой тип гибридизации орбиталей атома кремния предшествует образованию молекулы SiH4? Какова её пространственная структура?

16. У какого из ионов: Na+ или Clˉ – поляризующая способность выше?

Наши рекомендации