Тема: «Реакции ионного обмена. Электролиз».
Цель занятия:
1. Изучить ионные реакции.
2. Изучить электролиз.
3. Научиться самостоятельно составлять уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах, решать задачи по составлению схем электролиза.
Студенты должны знать:
1. Понятия: ионы, катионы, анионы, ионные реакции.
2. Условия необратимости реакций в растворах.
3. Понятия: электролиз, анод, катод, нерастворимый и растворимый анод.
4. Ряд стандартных электродных потенциалов.
5. Процессы, протекающие на аноде и катоде.
Студенты должны уметь:
1. Составлять и записывать уравнения реакций ионного обмена.
2. Решать задачи по составлению схем электролиза.
3. Решать расчетные задачи на электролиз.
Общее время:160 минут.
Оснащение:периодическая система химических элементов.
Задание на самоподготовку
Ориентировочная карта №5
№ п/п | Вопросы для самоподготовки | Источники информации | Цель деятельности | Вопросы для самоконтроля |
Реакции ионного обмена | Учебник Ерохина Ю.М. «Химия».- М., 2009. стр. 88-90. Учебник Пустоваловой Л.М., Никаноровой И.Е. «Общая химия».–М.,2005. стр.127-128. | Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов | 1. Что такое ионы? Какие ионы называются катионами, а какие анионами? Приведите примеры. 2. Какие реакции называются ионными реакциями? 3. Какими уравнениями выражаются ионные реакции? 4. Формулы каких веществ в ионных уравнениях записываются в виде ионов? 5. Формулы каких веществ в ионных уравнениях записываются в виде молекул? 6. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются необратимыми? 7. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются обратимыми? 8. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов не протекают? 9. Расскажите алгоритм составления ионных уравнений. | |
Электролиз | Учебник Ерохина Ю.М. «Химия». – М., 2009. стр. 94-97. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 142-146. | Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов | 1. Что называют электролизом? 2. Какие виды электролиза вам известны? 3. Что такое катод? 4. Какой электрод называется анодом? 5. В чем заключается сущность электролиза? 6. В каких случаях на катоде протекает восстановительный процесс? 7. Что такое нерастворимый анод? Приведите примеры. 8. Что такое растворимый анод? Приведите примеры. 9. Что происходит на нерастворимом аноде в процессе электролиза? 10. Что происходит при электролизе на растворимых электродах? 11. Где применяется электролиз? 12. Что такое гальваностегия? 13. Что такое гальванопластика? |
Самостоятельная работа студентов
№ п/п | Название | Описание | Цель | Время |
Изучить реакции ионного обмена | Задание №1 1. Запишите в дневнике какие реакции называются ионными реакциями. 2. Напишите уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах между следующими веществами: а) ZnCl2 и NaOH; б) Ba(NO3)2 и Na2SO4; в) Ca(OH)2 и HNO3; г) NaCl и Pb(NO3)2; д) Fe2(SO4)3 и BaCl2; е) AgNO3 и CrCl3; ж) Na2SO4 и CuCl2; з) FeCl3 и NaOH; и) Ba(NO3)2 и Na2SO4 . 3. Напишите уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах между следующими веществами, находящимися в водном растворе: а) фторидом натрия и хлоридом кальция; б) сульфатом калия и хлоридом бария; в) сульфатом меди (II) и сульфидом калия. | Выработать навыки работы с учебной литературой. Осознать и осмыслить учебный материал. Применять и проверять знания, решая задачи. | 60’ | |
Изучить электролиз | Задание №2 1. Запишите в дневнике что такое электролиз, катод, анод. 2. Составьте уравнения реакций, протекающих при электролизе расплавов следующих солей: а) NaI ; б) K2S ; в) CaCl2 . 3. Какие реакции будут протекать, если в раствор хлорида меди (II) погрузить графитовые электроды и пропускать постоянный электрический ток? 4. Какие продукты образуются при электролизе водных растворов следующих солей с инертными электродами: а) FeSO4; б) NiCl2 ; в) AgNO3 ? Напишите уравнения соответствующих реакций. 5. Составьте уравнения реакций, протекающих при электролизе водных растворов следующих веществ с инертными электродами: а) MgCl2; б) Na2CO3 ; в) HBr. | Выработать умение пользоваться учебной литературой для систематизации знаний. Применять и проверять знания, решая задачи. | 50’ |
Методическая разработка по химии для студентов к практическому занятию №7