Тема: «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».
Цель занятия:
1. Изучить современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И. Менделеева.
2. Изучить строение атома и квантовые числа.
3. Научиться самостоятельно составлять электронные формулы атомов элементов и энергетические диаграммы, определять элементы по их электронным формулам.
Студенты должны знать:
1. Историю создания Периодической системы.
2. Современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И. Менделеева.
3. Строение атома: заряд ядра, порядковый номер и масса атома, распределение электронов по энергетическим уровням.
4. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спиновое.
5. Распределение электронов в атомах первых четырех периодов.
Студенты должны уметь:
1. Определять элемент по электронной формуле.
2. Устанавливать по порядковому номеру элемента номер периода и номер группы.
3. Составлять электронные формулы и энергетические диаграммы атомов элементов, заполнять их электронами.
4. Давать характеристику элементов с учетом местонахождения в периодической системе.
Общее время:180 минут.
Оснащение:периодическая система химических элементов.
Задание на самоподготовку
Ориентировочная карта №2
№ п/п | Вопросы для самоподготовки | Источники информации | Цель деятельности | Вопросы для самоконтроля |
Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева | Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 32-37. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 24-29. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 5-16. Конспект лекции | Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов | 1. Дайте формулировку периодического закона Д.И. Менделеева. 2. Что считал Д.И. Менделеев главной характеристикой элемента? 3. Назовите дату открытия закона и создания первого варианта периодической системы. 4. Что такое период? 5. Что такое группа? 6. Где в периодической системе располагаются лантаноиды и актиноиды? 7. Чему равна высшая валентность элементов? Перечислите исключения из этого правила. 8. Как найти элементы главных и побочных подгрупп в короткой форме периодической системы? 9. Как найти элементы главных и побочных подгрупп в длинной форме периодической системы? 10. Как изменяются свойства элементов в периодах и группах? | |
Современные представления о строении атома. Развитие периодического закона Д.И. Менделеева | Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 37-39. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 29-46. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 5-16. Конспект лекции | Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов | 1. Что такое элементарные частицы? 2. Что называют массовым числом атома? 3. Что такое изотопы? 4. Что такое электронная оболочка атома? 5. Что называется атомной орбиталью? 6. Что характеризует главное квантовое число? 7. Какие значения принимает главное квантовое число? 8. Что такое энергетический уровень? 9. Что такое электронный слой? 10. Что характеризует орбитальное квантовое число? 11. Что такое энергетический подуровень? 12. Чему равно число подуровней на энергетическом уровне? 13. Что характеризует магнитное квантовое число? 14. Что характеризует спиновое квантовое число и какие значения оно принимает? 15. Как формулируется принцип Паули? 16. Какие электроны называются спаренными? 17. Какие спины имеют спаренные электроны? 18. Чему равно максимальное число электронов на энергетическом уровне? | |
Распределение электронов в атомах первых четырех периодов. Периодическая система химических элементов и электронное строение атомов | Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 37-39. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 29-46. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 5-16. Конспект лекции | Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов | 1. Что такое основное (устойчивое) состояние атома? 2. Сформулируйте первое правило Клечковского. 3. Сформулируйте второе правило Клечковского. 4. Что показывают электронные и электронно-графические формулы атомов элементов? 5. Как формулируется правило Гунда? 6. Почему периодическая система элементов состоит из 7 периодов? 8. Чему равно максимальное число электронов на внешнем электронном слое атома? 9. Какой электронный слой называют завершенным? 10. Атомы каких элементов имеют завершенный электронный слой? 11. Чему равно число электронов на внешнем слое атомов элементов главных подгрупп? 12. Что такое главная подгруппа? 13. Как называются элементы, которые находятся в одной подгруппе? 14. Чем объясняются некоторые общие свойства элементов одной главной подгруппы? 15. Какие элементы называются s-элементами? Сколько s-элементов в каждом периоде? 16. Какие элементы называются p-элементами? Сколько p-элементов в каждом периоде (кроме первого и седьмого)? 17. Какие элементы называются d-элементами? Сколько d-элементов в каждом большом периоде? 18. Какие элементы называются f-элементами? В каких периодах находятся и где располагаются в периодической системе f–элементы? 19. Что такое побочная подгруппа? 20. Какие электроны называются валентными? 21. Какие электроны являются валентными в атомах s-, p- и d-элементов? |
Самостоятельная работа студентов
№ п/п | Название | Описание | Цель | Время |
Изучить современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И. Менделеева | Задание №1 1. Запишите в дневнике формулировку периодического закона Д.И. Менделеева. 2. Выпишите в дневник определение понятий «период», «группа». Перечислите исключения. | Выработать навыки работы с учебной литературой. Осознать и осмыслить учебный материал. | 20’ | |
Изучить строение атома и распределение электронов в атомах первых четырех периодов | Задание №2 1. Запишите в дневнике что характеризуют главное, орбитальное, магнитное и спиновое квантовые числа. 2. Изобразите распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям следующих элементов: а) хлора; б) кальция; в) цинка; г) серы; д) брома. 3. Напишите электронную и электронно-графическую формулы элемента, атом которого содержит на 3p-подуровне два электрона. 4. Напишите распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням элементов с порядковыми номерами 11, 18 и 29. 5. Атомы элементов имеют следующие электронные структуры: 1s22s22p6 и 1s22s22p63s23p63d54s1. Определите порядковый номер, период и группу каждого элемента. 6. Приведены неполные структуры атомов элементов: а) 2s22p5; б) 3s23p4. Напишите полные электронные формулы и с помощью периодической системы назовите эти элементы. | Выработать умение пользоваться учебной литературой, чтобы изучить строение атома и распределение электронов в атомах первых четырех периодов. Применять и проверять знания, решая задачи | 60’ | |
Изучить периодическую систему химических элементов и электронное строение атомов | Задание №3 1. Рассчитайте число протонов и нейтронов в ядре атома: а) железа (изотоп с атомной массой 56); б) серы (изотоп с атомной массой 32); в) брома (изотоп с атомной массой 81). 2. Какой из элементов – бериллий или кальций – обладает более выраженными металлическими свойствами? 3. Опишите химические свойства элемента с порядковым номером 15 исходя из его положения в периодической системе по следующей схеме: а) название элемента; б) номер группы, подгруппы, номер периода, в котором расположен элемент; в) заряд ядра; г) общее число электронов; д) атомная масса; е) количество энергетических уровней; ж) число электронов на последнем ЭУ; з) высшая положительная валентность; и) формула высшего оксида (какой оксид); к) формула основания или кислоты. 4. Чему равны заряд ядра и число электронов в атомах следующих элементов: C, S, Cu, Ba, Ag, Na, Cа. 5. Напишите формулы оксидов элементов с порядковыми номерами 16, 21, 25, 48, 76. | Выработать умение применять знания при решении задач | 30’ | |
Подведение итогов работы | Сделать вывод о проделанной работе, отметить, что удалось и вызвало трудности. Записать вывод в дневнике. | Выработать навыки оформления дневников практических работ | 5’ | |
Контроль конечного уровня. Уборка рабочего места | Устный контроль по вопросам ориентировочной карты №2. Сдать дневник преподавателю, отчитаться о проделанной работе. Убрать рабочее место, сдать методические указания по проведению работы преподавателю. | Контроль полученных знаний. Оценка результата. Организованное завершение работы | 40’ | |
Задание на дом | Подготовиться к практическому занятию №3 по теме: «Закономерности протекания химических реакций». | 2’ |
Методическая разработка по химии для студентов к практическому занятию №3