Тема: «Расчеты по химическим формулам и уравнениям»

Тема: «Расчеты по химическим формулам и уравнениям»

Цель занятия:

1. Изучить основные химические понятия и законы химии.

2. Изучить основные классы и генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

3.Научиться самостоятельно производить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

Студенты должны знать:

1. Основные понятия химии: вещество, тело, атом, молекула, элемент, химическая реакция, атомная единица массы, относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем газа.

2. Формулировки основных законов химии: закон постоянства состава вещества, закон сохранения массы вещества, закон Авогадро.

3. Состав, названия и характерные свойства основных классов неорганических соединений: оксидов, кислот, оснований, солей.

4. Генетическую связь между основными классами неорганических соединении.

Студенты должны уметь:

1. Различать элементы, простые и сложные вещества, химические и физические явления.

2. Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

3. Характеризовать свойства основных классов неорганических соединений.

4. Составлять генетические ряды, образованные основными классами неорганических соединении.

Общее время:180 минут.

Оснащение:периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, схемы и таблицы в учебниках.

Задание на самоподготовку

Ориентировочная карта №1

№ п/п Вопросы для самоподготовки Источники информации Цель деятельности Вопросы для самоконтроля
Основные понятия химии Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 4-11. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 9-14.   Знать, чтобы использовать в практической деятельности 1. Что такое физические свойства вещества? 2. Что такое химические свойства вещества? 3. Что называется химическими реакциями? 4. Что такое молекула? 5. Чему равна относительная атомная масса? 6. Что такое относительная молекулярная масса? 7. Что такое моль? 8. Как обозначается и чему равно число Авогадро? 9. Как называется масса 1 моля вещества? 10. Что такое атом?  
Основные законы химии Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 12-14. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 19-23. Знать, чтобы использовать в практической деятельности 1. Как формулируется закон постоянства состава вещества? 2. Как формулируется закон сохранения массы веществ? 3. Что такое химическое уравнение? 4. Что показывают коэффициенты перед формулами веществ в уравнении химической реакции? 5. Как формулируется закон Авогадро? 6. Что называется молярным объемом? 7. Чему равны нормальная температура и нормальное давление? 8. Чему равен молярный объем любого газа при нормальных условиях?    
Основные классы неорганических соединений: а) Оксиды   б) Основания     в) Кислоты     г) Соли Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 15-29. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 116-127. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» – М., 1985. стр. 25-28, 79-90 Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что такое оксиды? 2. На какие два типа делятся все оксиды? 3. Что такое несолеобразующие оксиды? 4. Что такое солеобразующие оксиды? 5. На какие типы делятся солеобразующие оксиды? 6. Что такое основные оксиды? Приведите примеры. 7. Что такое кислотные оксиды? Приведите примеры. 8. Что такое амфотерные оксиды? Приведите примеры. 9. Какие физические свойства имеют оксиды? 10. Какие химические свойства имеют оксиды? 11. Что такое основания? 12. На какие группы делятся основания по кислотности? Приведите примеры. 13. На какие группы делятся основания по растворимости в воде? 14. Что называется щелочами? 15. Какие физические свойства имеют основания? 16. Какие химические свойства имеют основания? 17. Что такое реакция нейтрализации? 18. Что такое кислоты? 19. Что такое основность кислоты? 20. Что такое бескислородные кислоты? Приведите примеры. 21. Что такое кислородсодержащие кислоты (оксокислоты)? Приведите примеры. 22. Какие физические свойства имеют кислоты? 23. Как кислоты изменяют цвет индикаторов? 24. Какие химические свойства имеют кислоты? 25. Как кислоты взаимодействуют с металлами? 26. Что такое соли? 27. На какие типы делятся соли? 28. Что такое нормальные (средние) соли? Приведите примеры. 29. Что такое кислые соли? 30. Что такое основные соли? 31. Какие физические свойства солей вы знаете? 32. Как взаимодействуют соли с другими солями?  
Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 29-31. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 128. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» – М., 1985. стр.95-96.   Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов   1. Что называется генетической связью между классами неорганических соединений? 2. Укажите пути взаимных переходов между классами неорганических веществ.  

Самостоятельная работа студентов





№ п/п Название Описание Цель Время
Изучение основных понятий химии Задание №1 1.Выпишите в дневник и запомните основные понятия химии: вещество, молекула, атом, элемент, атомная единица массы, относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, моль. 2. Какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие – к химическим: а) ржавление железа; б) замерзание воды; в) горение бензина; г) плавление алюминия, д) распиливание дерева; е) почернение серебра. Ответ поясните. 3.Из следующего перечня выпишите отдельно названия веществ и физических тел: железо, микрометр, медь, капрон, деревянный штатив, ртуть, напильник, нож, сахар, стеклянная колба. Решите задачи: 4. Рассчитайте относительную молекулярную массу хлорной кислоты HClO4 и сульфата натрия Na2SO4. 5. Вычислите количество вещества цинка в образце массой 2,6 г. 6. Вычислите массу иодида натрия NaI, если количество вещества его равно 0,02 моль. 7. Сколько молекул содержится в 10,6 г Na2СO3 ?   Выработать навыки работы с учебной литературой. Осознать и осмыслить учебный материал. Применять и проверять знания, решая задачи     30’
Изучение основных законов химии Задание №2 1. Сформулируйте и запишите в дневник основные химические законы: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро. Решите задачи: 2. Вычислите объем, который займет при нормальных условиях бромоводород массой 48,6 г. 3.Определите массу оксида углерода (II), занимающего объем 5,7 л при нормальных условиях. 4. Рассчитайте относительную плотность хлора по аммиаку. 5. Определите, во сколько раз тяжелее воздуха SO2. 6. Вычислите плотность CO2 по воздуху и водороду.   7. Относительная плотность аммиака по воздуху равна 0,586. Рассчитайте молярную массу аммиака. 8. В состав химического соединения входят кальций (массовая доля 29,4%), сера (23,5%) и кислород (47,1%). Определите молекулярную формулу этого соединения. Выработать умение пользоваться учебной литературой. Научить мыслить, анализировать, запоминать, делать выводы при решении задач   30’
Изучение основных классов неорганических соединений   Задание №3 1. Из перечня веществ выберите и выпишите отдельно оксиды, основания, кислоты, соли и дайте им названия: Fe(OH)3, CO2 , K3PO4 , NaHCO3 , Al2O3 , NaOH , K2SO3 , BaCl2, H2S , Na2O, HNO3 , CuSO4 , KH2PO4, HCl , SiO2 , Ca(OH)2 , HMnO4 , KNO3 , RbOH, H3PO3 , SO2 , KHS , NaH2PO4 , Cr2O3 , Cu(OH)2 , ZnCl2, N2O, HNO2 , KHSO4, Mn2O7 , LiOH , Ca(NO2)2 , K2O, Al(OH)SO4, H3AsO4, PbO, Bi(OH)(NO3)2, HCN. 2. Составьте химические формулы следующих веществ: оксид марганца (III), нитрат алюминия, гидроксид меди, гидрокарбонат калия, бромоводородная кислота, сульфат натрия, оксид серы (VI), угольная кислота, хлорид железа, нитрит натрия, хлорная кислота, оксид кальция, гидроксид калия, карбонат кальция, кремниевая кислота, оксид азота (III), гидроксид олова, сульфат марганца, нитрат калия, хлористая кислота, оксид углерода (II), гидроксид лития, гидроксонитрат меди (II), оксид алюминия (III).   Выработать умение применять знания при решении задач   20’
Изучение генетической связи между основными классами неорганических соединений   Задание №4 1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: а) Fe → FeO → Fe(OH)2 → FeSO4 ; б) Na → Na2O → NaOH → Na2CO3 ; в) Mg → MgO → Mg(OH)2 → Mg3(PO4 ) 2; г) P → P2O5 → H3PO4 → K3PO4 . Формирование умения самостоятельной работы на занятии 20’
Подведение итогов работы Сделать вывод о проделанной работе, отметить, что удалось и вызвало трудности. Записать вывод в дневнике. Выработать навыки оформления дневников практических работ 3’
Контроль выполнения работы. Уборка рабочего места Сдать дневник преподавателю на проверку, отчитаться о проделанной работе. Убрать рабочее место, сдать методические указания по проведению работы преподавателю. Подготовиться к практическому занятию №2 по теме: «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева». Контроль полученных знаний. Организованное завершение работы 5’

Методическая разработка по химии для студентов к практическому занятию №2

Ориентировочная карта №2

№ п/п Вопросы для самоподготовки Источники информации Цель деятельности Вопросы для самоконтроля
Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 32-37. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 24-29. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 5-16. Конспект лекции Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Дайте формулировку периодического закона Д.И. Менделеева. 2. Что считал Д.И. Менделеев главной характеристикой элемента? 3. Назовите дату открытия закона и создания первого варианта периодической системы. 4. Что такое период? 5. Что такое группа? 6. Где в периодической системе располагаются лантаноиды и актиноиды? 7. Чему равна высшая валентность элементов? Перечислите исключения из этого правила. 8. Как найти элементы главных и побочных подгрупп в короткой форме периодической системы? 9. Как найти элементы главных и побочных подгрупп в длинной форме периодической системы? 10. Как изменяются свойства элементов в периодах и группах?  
Современные представления о строении атома. Развитие периодического закона Д.И. Менделеева Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 37-39. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 29-46. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 5-16. Конспект лекции Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что такое элементарные частицы? 2. Что называют массовым числом атома? 3. Что такое изотопы? 4. Что такое электронная оболочка атома? 5. Что называется атомной орбиталью? 6. Что характеризует главное квантовое число? 7. Какие значения принимает главное квантовое число? 8. Что такое энергетический уровень? 9. Что такое электронный слой? 10. Что характеризует орбитальное квантовое число? 11. Что такое энергетический подуровень? 12. Чему равно число подуровней на энергетическом уровне? 13. Что характеризует магнитное квантовое число? 14. Что характеризует спиновое квантовое число и какие значения оно принимает? 15. Как формулируется принцип Паули? 16. Какие электроны называются спаренными? 17. Какие спины имеют спаренные электроны? 18. Чему равно максимальное число электронов на энергетическом уровне?  
Распределение электронов в атомах первых четырех периодов. Периодическая система химических элементов и электронное строение атомов     Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 37-39. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 29-46. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 5-16. Конспект лекции Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что такое основное (устойчивое) состояние атома? 2. Сформулируйте первое правило Клечковского. 3. Сформулируйте второе правило Клечковского. 4. Что показывают электронные и электронно-графические формулы атомов элементов? 5. Как формулируется правило Гунда? 6. Почему периодическая система элементов состоит из 7 периодов? 8. Чему равно максимальное число электронов на внешнем электронном слое атома? 9. Какой электронный слой называют завершенным?   10. Атомы каких элементов имеют завершенный электронный слой? 11. Чему равно число электронов на внешнем слое атомов элементов главных подгрупп? 12. Что такое главная подгруппа? 13. Как называются элементы, которые находятся в одной подгруппе? 14. Чем объясняются некоторые общие свойства элементов одной главной подгруппы? 15. Какие элементы называются s-элементами? Сколько s-элементов в каждом периоде? 16. Какие элементы называются p-элементами? Сколько p-элементов в каждом периоде (кроме первого и седьмого)? 17. Какие элементы называются d-элементами? Сколько d-элементов в каждом большом периоде? 18. Какие элементы называются f-элементами? В каких периодах находятся и где располагаются в периодической системе f–элементы? 19. Что такое побочная подгруппа? 20. Какие электроны называются валентными? 21. Какие электроны являются валентными в атомах s-, p- и d-элементов?  

Самостоятельная работа студентов

№ п/п Название Описание Цель Время
Изучить современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И. Менделеева   Задание №1 1. Запишите в дневнике формулировку периодического закона Д.И. Менделеева. 2. Выпишите в дневник определение понятий «период», «группа». Перечислите исключения.   Выработать навыки работы с учебной литературой. Осознать и осмыслить учебный материал.     20’
Изучить строение атома и распределение электронов в атомах первых четырех периодов Задание №2 1. Запишите в дневнике что характеризуют главное, орбитальное, магнитное и спиновое квантовые числа. 2. Изобразите распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям следующих элементов: а) хлора; б) кальция; в) цинка; г) серы; д) брома. 3. Напишите электронную и электронно-графическую формулы элемента, атом которого содержит на 3p-подуровне два электрона. 4. Напишите распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням элементов с порядковыми номерами 11, 18 и 29. 5. Атомы элементов имеют следующие электронные структуры: 1s22s22p6 и 1s22s22p63s23p63d54s1. Определите порядковый номер, период и группу каждого элемента. 6. Приведены неполные структуры атомов элементов: а) 2s22p5; б) 3s23p4. Напишите полные электронные формулы и с помощью периодической системы назовите эти элементы.   Выработать умение пользоваться учебной литературой, чтобы изучить строение атома и распределение электронов в атомах первых четырех периодов. Применять и проверять знания, решая задачи   60’
Изучить периодическую систему химических элементов и электронное строение атомов Задание №3 1. Рассчитайте число протонов и нейтронов в ядре атома: а) железа (изотоп с атомной массой 56); б) серы (изотоп с атомной массой 32); в) брома (изотоп с атомной массой 81). 2. Какой из элементов – бериллий или кальций – обладает более выраженными металлическими свойствами?   3. Опишите химические свойства элемента с порядковым номером 15 исходя из его положения в периодической системе по следующей схеме: а) название элемента; б) номер группы, подгруппы, номер периода, в котором расположен элемент; в) заряд ядра; г) общее число электронов; д) атомная масса; е) количество энергетических уровней; ж) число электронов на последнем ЭУ; з) высшая положительная валентность; и) формула высшего оксида (какой оксид); к) формула основания или кислоты. 4. Чему равны заряд ядра и число электронов в атомах следующих элементов: C, S, Cu, Ba, Ag, Na, Cа. 5. Напишите формулы оксидов элементов с порядковыми номерами 16, 21, 25, 48, 76.   Выработать умение применять знания при решении задач   30’
Подведение итогов работы Сделать вывод о проделанной работе, отметить, что удалось и вызвало трудности. Записать вывод в дневнике. Выработать навыки оформления дневников практических работ 5’
Контроль конечного уровня. Уборка рабочего места Устный контроль по вопросам ориентировочной карты №2. Сдать дневник преподавателю, отчитаться о проделанной работе. Убрать рабочее место, сдать методические указания по проведению работы преподавателю. Контроль полученных знаний. Оценка результата. Организованное завершение работы 40’
Задание на дом Подготовиться к практическому занятию №3 по теме: «Закономерности протекания химических реакций».     2’

Методическая разработка по химии для студентов к практическому занятию №3

Ориентировочная карта №3

№ п/п Вопросы для самоподготовки Источники информации Цель деятельности Вопросы для самоконтроля
Типы химических реакций Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 65-68. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 15-19. Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что называется химическими реакциями? 2. Назовите характерные признаки химических реакций. 3. По каким признакам можно классифицировать химические реакции? 4. Что такое реакции соединения? Приведите примеры. 5. Что такое реакции разложения? Приведите примеры. 6. Что такое реакции замещения? Приведите примеры. 7. Что такое реакции обмена? Приведите примеры.  
Скорость химических реакций. Основные факторы, влияющие на скорость химических реакций Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 65-68. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 80-88. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 66-70. Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что называется скоростью реакции? 2. От каких факторов зависит скорость химической реакции? 3. Как формулируется закон действующих масс? 4. Каков физический смысл константы скорости химической реакции? 5. Как формулируется правило Вант-Гоффа? 6. Для чего необходима энергия активации? 7. Какие молекулы называются активными? 8. Что такое катализатор? Что называется катализом? 9. Как влияет катализатор на скорость химических реакций? 10. Что такое ингибитор?   11. Какие реакции называются каталитическими? 12. Какой катализ называется гомогенным? Приведите пример. 13. Какой катализ называется гетерогенным? Приведите пример. 14. Какие реакции называются необратимыми? Приведите пример. 15. Какие реакции называются обратимыми? Приведите пример. 16. Какие реакции относят к необратимым? 17. Какова относительная скорость прямой реакции по сравнению со скоростью обратной реакции в состоянии равновесия?
Химическое равновесие. Основные факторы, влияющие на смещение химического равновесия     Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 69-72. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 88-90. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 70-74. Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что называется химическим равновесием? 2. Что называется смещением химического равновесия? 3. Что называется константой равновесия? 4. От чего зависит и от чего не зависит константа равновесия? 5. Что характеризует численное значение константы равновесия? 6. Как формулируется принцип Ле Шателье? 8. Какие внешние факторы влияют на смещение химического равновесия? 9. Как влияет изменение концентрации реагирующих веществ на состояние химического равновесия? 10. Как влияет температура на состояние химического равновесия? 11. Как влияет давление на состояние химического равновесия? 12. В каких случаях давление не влияет на химическое равновесие?

Самостоятельная работа студентов

№ п/п Название Описание Цель Время
Изучить типы химических реакций   Задание №1 1. Запишите в дневник что такое реакции соединения, разложения, замещения, обмена. 2. Напишите уравнения реакций, которые осуществимы и укажите к какому типу они относятся: а) ZnO + HCl → л) Cu(OH)2 → б) CuSO4 + Fe → м) Ag + HCl → в) CaCO3 → н) SO3 + H2O → г) CuO + C → о) NaOH + H3PO4 → д) HgO → п) Mg + H3PO4 → е) P + O2 → р) NaCl + HNO3 → ж) H2SO4 + KOH → с) Fe(OH)3 → з) H2SiO3 → т) H2CO3 + CaO → и) Cu + HCl → к) P2O5 + H2O →   Выработать навыки работы с учебной литературой. Осознать и осмыслить учебный материал. Научиться составлять уравнения реакций и определять к какому типу они относятся.     30’
Изучить скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций Задание №2 1. Запишите в дневник что называется скоростью реакции. 2. Сформулируйте и запишите в дневник закон действующих масс и правило Вант-Гоффа. 3. Реакция при температуре 50˚С протекает за 2мин 15с. За сколько времени закончится эта реакция при 70˚С, если в данном температурном интервале температурный коэффициент скорости реакции равен 3? 4. Во сколько раз увеличится скорость реакции H2 (г) + I2 (г) = 2HI (г), если увеличить количества вещества иода и водорода в реакционной системе в два раза при постоянном объеме? 5. Скорость реакции при температуре 0˚С равна 1 моль/ (л·с). Вычислите скорость этой реакции при температуре 30˚С, если температурный коэффициент скорости реакции равен 3. 6. При температуре 20˚С реакция протекает за 2мин. За сколько времени будет протекать эта же реакция: а) при температуре 0˚С; б) при температуре 50˚С? Температурный коэффициент скорости реакции равен 2. 7. При температуре 30˚С реакция протекает за 25мин, при 50˚С – за 4мин. Рассчитайте температурный коэффициент скорости реакции.   Выработать умение пользоваться учебной литературой, чтобы изучить скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций. Применять и проверять знания, решая задачи.   50’
Изучить химическое равновесие и факторы, влияющие на смещение химического равновесия   Задание №3 1. Сформулируйте и запишите в дневник принцип Ле Шателье. 2. Как повлияет увеличение давления на равновесие в следующих системах: а) SO2 (г) + Cl2 (г) ↔ SO2Cl2 (г); H2 (г) + Br2 (г) ↔ 2HBr (г). 3. Как надо изменить температуру и давление, чтобы равновесие в реакции разложения карбоната кальция CaCO3 (к) ↔ CaO (к)+ CO2 (г), ∆H˚=178 кДж сместить в сторону продуктов разложения? 4. В каком направлении будет смещаться равновесие в обратимой реакции 2SO3(г)+ O2 (г) ↔ 2SO3 (г), ∆H= -284,2 кДж а) приуменьшении температуры; б) при уменьшении давления; в) при добавлении катализатора? 5. Сместится ли равновесие в следующих обратимых системах при повышении давления (если сместится, укажите, в какую сторону): а) H2 (г) + I2 (г) ↔ 2HI (г); б) 4HCl (г) + O2 (г) ↔ 2Cl2 (г) + 2H2O (г); в) Fe (к) + H2O (г) ↔ FeO (к) + H2 (г). 6. Реакция А (г) + В (г) = С (г), ∆H= -105 кДж при определенных условиях является обратимой. Какое влияние на равновесное состояние этой обратимой системы окажут: а) увеличение давления; б) понижение температуры; в) введение катализатора; г) увеличение концентрации вещества В?   Выработать умение применять знания при решении задач   40’
Подведение итогов работы Сделать вывод о проделанной работе, отметить, что удалось и вызвало трудности. Записать вывод в дневнике. Выработать навыки оформления дневников практических работ 5’
Контроль конечного уровня. Уборка рабочего места Сдать дневник преподавателю, отчитаться о проделанной работе. Убрать рабочее место, сдать методические указания по проведению работы преподавателю.   Контроль полученных знаний. Оценка результата. Организованное завершение работы 3’
Задание на дом Подготовиться к практическому занятию №4 по теме: «Водные растворы и электролитическая диссоциация».     2’

Методическая разработка по химии для студентов

К практическому занятию №4

Ориентировочная карта №4

№ п/п Вопросы для самоподготовки Источники информации Цель деятельности Вопросы для самоконтроля
Дисперсные системы. Растворы как физико-химические системы Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия».- М., 2010. стр. 76-79. Учебник Пустоваловой Л.М., Никаноровой И.Е. «Общая химия».–М.,2005. стр.100-111. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 38-41, 96-98. Знать, чтобы использовать в практической деятельности 1. Что такое дисперсные системы? 2. Как классифицируются дисперсные системы по степени дисперсности? 3. Что такое суспензии? Приведите примеры. 4. Что такое эмульсии? Приведите примеры. 5. Что такое коллоидные растворы? 6. Что называют мицеллой? 7. Что такое коагуляция? 8. Что такое седиментация? С чем она связана? 9. Что такое пептизация? 10. Что такое растворы? 11. Как классифицируются растворы по агрегатному состоянию? 12. Из каких компонентов состоит жидкий раствор? 13. Что такое водные и неводные растворы? 14. Что такое гидраты (сольваты); гидратация (сольватация)? 15. Какие вещества называются кристаллогидратами? 16. Чему равен тепловой эффект растворимости? 17. Что такое разбавленный раствор; концентрированный раствор? 18. Что такое насыщенный раствор; ненасыщенный раствор?  
Понятие о концентрации раствора Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 79-84.   Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 91-93. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 41-56 . Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что называется концентрацией раствора? Как она выражается? 2. Что такое массовая доля растворенного вещества? 3. По каким формулам можно рассчитать массовую долю растворенного вещества; массу раствора? 4. Что показывает молярная концентрация растворенного вещества? 5. По каким формулам можно рассчитать молярную концентрацию растворенного вещества? 6. Что называют эквивалентом вещества? 7. Что называют числом эквивалентности Zэкв? 8. Что такое фактор эквивалентности вещества fэкв(Х)? 9. Как формулируется закон эквивалентов? 10. По каким формулам можно рассчитать молярную массу эквивалента Мэкв? 11. Что такое молярная концентрация эквивалента Сэкв? 12. По каким формулам можно рассчитать молярную концентрацию эквивалента Сэкв?  
Электролитическая диссоциация   Конспект лекции Учебник Ерохина Ю.М. «Химия» стр. 84-90. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 97-106. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» стр. 61-66. Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Какие вещества называются электролитами, а какие неэлектролитами? 2. Какие вещества относятся к электролитам и неэлектролитам? Приведите примеры. 3. Что называется электролитической диссоциацией или ионизацией? 4. Кто и когда предложил теорию электролитической диссоциации (ТЭД)? 5. Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации. 6. Что такое ионы? Какие ионы называются катионами, а какие анионами? Приведите примеры. 8. Что называется степенью диссоциации? Отчего она зависит? 9. Какие электролиты называются сильными, а какие слабыми? Приведите примеры. 10. Что такое кислоты с точки зрения ТЭД? 11. Как диссоциируют кислоты в водных растворах? 12. Что такое основания с точки зрения ТЭД? 13. Как диссоциируют основания в водных растворах? 14. Что такое нормальные (средние) соли с точки зрения ТЭД? 15. Что такое кислые соли с точки зрения ТЭД? 16. Что такое основные соли с точки зрения ТЭД? 17. Как диссоциируют нормальные, кислые и основные соли в водных растворах?    

Самостоятельная работа студентов

№ п/п Название Описание Цель Время
Изучить дисперсные системы и растворы как физико-химические системы   Задание №1 1. Запишите в дневник что такое дисперсные системы, степень дисперсности, коллоидные растворы (золи). 2. Сформулируйте и запишите в дневник что такое суспензии, эмульсии, пены. Приведите примеры. 3. Дайте в дневнике определение понятий «растворы», «растворитель», «растворенное вещество», «коэффициент растворимости», «концентрация».   Выработать навыки работы с учебной литературой. Осознать и осмыслить учебный материал.     20’
Изучить понятие о концентрации раствора Задание №2 1. Запишите в дневник что называется концентрацией раствора. 2. Сформулируйте и запишите в дневник что такое массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация растворенного вещества, нормальная концентрация растворенного вещества. 3. В воде объемом 220 мл (плотностью 1 г/мл) растворили соль массой 30 г. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе. 4. Требуется приготовить раствор массой 500 г с массовой долей хлорида калия 14%. Рассчитайте массы требуемых хлорида калия и воды. 5. Вычислите массу гидроксида калия, который требуется для приготовления 0,01 М раствора KOH объемом 3 л. 6. Определите молярную концентрацию раствора, если в 200 мл его содержится иодид натрия NaI массой 6 г. 7. В воде массой 200 г растворили гидроксид калия массой 11,2г. Плотность полученного раствора равна 1,04 г/моль. Рассчитайте молярную концентрацию этого раствора. 8. Определите нормальную концентрацию серной кислоты, если в 0,4 л раствора содержится 6,4 г H2SO4.   Выработать умение пользоваться учебной литературой, чтобы изучить понятие о концентрации раствора. Применять и проверять знания, решая задачи.   40’
Изучить электролитическую диссоциацию     Задание №3 1. Сформулируйте и запишите в дневник что такое электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы, степень диссоциации. 2. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих кислот: а) HNO3; б) H2SO3; в) H2CO3; г) HBr. Чему равна основность каждой из этих кислот? 3. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих оснований: а) KOH; б) Ba(OH)2; в) Fe(OH)3; г) Co(OH)2. Определите кислотность этих оснований. 4. На какие ионы диссоциируют в растворе следующие соли: а) Na2SO4; б) Ba(HS)2; в) Al2(SO4)3; г) Sn(OH)Cl; д) FeCl3? Составьте соответствующие уравнения. 5. Какие ионы будут находиться в водных растворах следующих электролитов: а) Na2SO3; б) NaHSO3; в) Fe2(SO4)3; г) Ca(OH)2? Составьте уравнения диссоциации этих веществ. 6. Напишите формулы солей, при диссоциации которых образуются следующие ионы: а) Fe2+и Cl-; б) K+ и S2-; в) Ca2+ и Br-; г) Al3+ и SO42-. 7. Из каждой тысячи молекул электролита, растворенного в воде, 40 распалось на ионы. Определите степень диссоциации электролита.   Выработать умение применять знания при решении задач   50’
Подведение итогов работы Сделать вывод о проделанной работе, отметить, что удалось и вызвало трудности. Записать вывод в дневнике. Выработать навыки оформления дневников практических работ 5’
Контроль конечного уровня. Уборка рабочего места Сдать дневник преподавателю, отчитаться о проделанной работе. Убрать рабочее место, сдать методические указания по проведению работы преподавателю. Контроль полученных знаний. Оценка результата. Организованное завершение работы 3’
Задание на дом Подготовиться к практическому занятию №4 по теме: «Реакции ионного обмена. Электролиз».   2’

Методическая разработка по химии для студентов

К практическому занятию №5

Ориентировочная карта №5

№ п/п Вопросы для самоподготовки Источники информации Цель деятельности Вопросы для самоконтроля
Реакции ионного обмена Учебник Ерохина Ю.М. «Химия».- М., 2009. стр. 88-90. Учебник Пустоваловой Л.М., Никаноровой И.Е. «Общая химия».–М.,2005. стр.127-128. Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что такое ионы? Какие ионы называются катионами, а какие анионами? Приведите примеры. 2. Какие реакции называются ионными реакциями? 3. Какими уравнениями выражаются ионные реакции? 4. Формулы каких веществ в ионных уравнениях записываются в виде ионов? 5. Формулы каких веществ в ионных уравнениях записываются в виде молекул? 6. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются необратимыми? 7. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов являются обратимыми? 8. В каких случаях реакции ионного обмена в растворах электролитов не протекают? 9. Расскажите алгоритм составления ионных уравнений.  
Электролиз Учебник Ерохина Ю.М. «Химия». – М., 2009. стр. 94-97. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 142-146. Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Что называют электролизом? 2. Какие виды электролиза вам известны? 3. Что такое катод? 4. Какой электрод называется анодом? 5. В чем заключается сущность электролиза? 6. В каких случаях на катоде протекает восстановительный процесс? 7. Что такое нерастворимый анод? Приведите примеры.   8. Что такое растворимый анод? Приведите примеры. 9. Что происходит на нерастворимом аноде в процессе электролиза? 10. Что происходит при электролизе на растворимых электродах? 11. Где применяется электролиз? 12. Что такое гальваностегия? 13. Что такое гальванопластика?  

Самостоятельная работа студентов

№ п/п Название Описание Цель Время
Изучить реакции ионного обмена   Задание №1 1. Запишите в дневнике какие реакции называются ионными реакциями. 2. Напишите уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах между следующими веществами: а) ZnCl2 и NaOH; б) Ba(NO3)2 и Na2SO4; в) Ca(OH)2 и HNO3; г) NaCl и Pb(NO3)2; д) Fe2(SO4)3 и BaCl2; е) AgNO3 и CrCl3; ж) Na2SO4 и CuCl2; з) FeCl3 и NaOH; и) Ba(NO3)2 и Na2SO4 . 3. Напишите уравнения реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах между следующими веществами, находящимися в водном растворе: а) фторидом натрия и хлоридом кальция; б) суль<

Наши рекомендации