Пути развития мышления учащихся при изучении химии в средней школе.

1.Используются такие общие методы познания как дедукция(путь познания от общего к частному) и индукция(от частного к общему).

Более развивающаяся возможность-это дедуктивный способ познания.Индуктивный используется в начальный период обучения(до ПС и ПЗ)Начиная с ПС и ПЗ-дедуктивный.Учитель организует беседу с учащимися,в ходе которой делаются частные выводы из знаний общих закономерностей.(например-изучение подгрупп элементов на основе положения в ПС).

2.Используются активирующие методы познания(совместная деятельность учителя и учащихся,направленная на эффект усвоения знаний)

Методы обучения(по источникам знаний):словесные,словесно-наглядные,словесно-наглядно-практические.

Источник-речь:

Словесные методы:

-устная и писименная речь

-объяснение,беседа,рассказ,работа с книгой

Наглядные методы:

-предметы,явления и процессыдеятельности и их изображение

-демонстрация раздаточного материала,экскурсии,демонстрация таблиц,кинофильмов

Практические методы:

-практическая деятельность учащихся

-эксперименты и практические занятия

Методы обучения(классификация,отражающая деятельность ученика в процессе обучения):

-объяснительно-иллюстративные(восприятие,запоминание,воспроизведение)

-репродуктивные(усвоение,запоминание,воспроизведение по определенному плану)

-проблемное изложение

-частично-поисковые методы(учитель подводит учащихся к формулированию проблемы)

-исследовательские(учащиеся самостоятельно или с помощьюучителя выделяют проблему,осознают и самостоятельно решают)

3.Формирование приемов умственной деятельности:

прием анализа,синтеза,абстрагирования,сравнения,обобщения,систематизации

Формирование приемов умственной деятельности следует вести с использованием химических знаний,которые должны отличаться по глубине,ширине и самостоятельности действий.

4.Формирование приемов учебной работы:

-Обучение работы с учебником:выделить основные мысли в §,выделить теоретические положения,найти определения в учебнике,рассмотреть рисунки,составить тезисы,выполнить задания,поставить вопросы,составить обратные задачи

-Решение,выполнение и оформление лабораторных и практических работ

-Использование конспектов-схем

Анализ готовых конспектов-схем можно проводить на уроках изучения новых знаний и на уроках обобщения

5.Самостоятельная работа(работа,выполняющаяся по заданию учителя,в ходе которой учащиеся стремятся достигнуть цели,оформить выполнение работы)

По форме организации:фронтальные,групповые,индивидуальные

49. Понятие о катализе. Катализ гомогенный и гетерогенный. Теории катализа. Биокатализ и биокализаторы.

Катализ это увеличение скорости р-и, под влиянием катализаторов.

При использовании катализаторов скор.р-и возр в десятки и тысячи раз.

Виды катализа: гомогенный, гетерогенный, микрогетерогенный.

Причина катализа – понижение энерг активации, арии образовании переходного состояния или активного компонента, с участием катализаторов. если р-я обратима, то катализатор не смещает равновесие, а в одинаковой степени увеличивает скар как прямой так и обратной р-и.

главное свойство катализаторов это их избирательное действие.

В тех случаях, когда катализатор и реагирующее в-ва образуют однородную систему, можно говорить о гомогенном катализе (окисление СО доСО2). Когда в разных фазах – гетерогенный . Микрогетерогенный катализ – когда катализатор участвует в мелко раздробленном состоянии (сюда относ. процессы протекающ с участ биолог. катал-ов – ферментов).

На скорость катализа оказывают влияние Т,Р,растворитель.

Теории гетерогенного катализа:

1. Мультиплетная теория – активными центрами на поверхности катализатора являются отд. участки (мультиплеты), адсорбированная молекула садится на такой мультиплет, так, что её группы связываются с разными атомами мультиплета.

Теория активных ансамблей – носителями каталитической активности являются образования сост из неск атомов, эти атомы собир в ансамбли, которые образуют активные центры.

2. Электронно-химическая теория. Согласно ей все каталит р-и подраздел на ОВР р-и и кислотно-щелочные. В ОВ р-ях происх переход электронов на катализатор или с катализатора, здесь катализируют металлы. В кислотно-щелочных катализ осуществ переходом протонов, в качестве катализаторов могут выступать оксиды.

Биолог. катализаторы – ферменты, во много раз превосходят хим. катализаторы.

ферменты обладают большой специфичностью.

Ферменты имеют белковую часть, которая определяет их специфичность – однокомпонентные ферменты, и двухкомпанентные содержащие еще и небелковую часть, небелковую часть называют – коферментом.

Все ферменты в зависимости от типа катализируемой р-и делятся на 6 групп: 1. оксидоредуктазы (ОВ ферменты), 2. трансферазы (переносчики), 3. гидролазы, 4. лиазы, 5. изомеразы, 6. лигазы (осущ. синтез).

Использов: медицина, пищевая промышленност, сельхоз, и д.р.


Наши рекомендации