Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты

Опыт 1. Окраска индикаторов в различных средах.

В одну пробирку налейте 5-6 капель 2 н. H2SO4, в другую – такой же объем 2 н. NaOH, в третью – такой же объем дистиллированной воды. Во все три пробирки добавьте по 1 капле раствора фенолфталеина. Отметьте цвет раствора в каждой пробирке. Аналогичный опыт проделайте с индикатором метиловым оранжевым. Результаты наблюдений занесите в таблицу:

Индикатор Среда
кислая нейтральная щелочная
Фенолфталеин      
Метиловый оранжевый      

Опыт 2.Определение pH растворов кислот

HCl, H2SO4, CH3COOH

На часовое стекло положить полоски универсального индикатора, нанести на них 1-2 капли испытуемого раствора и тотчас же сравнить окраску бумаги со шкалой универсального индикатора. Сделать выводы о силе электролитов. Записать уравнения диссоциации.

Опыт 3.Определение рН растворов оснований

NaOH, Ca(OH)2, NH4OH

На часовое стекло положить полоски универсального индикатора, нанести на них 1-2 капли испытуемого раствора и тотчас же сравнить окраску бумаги со шкалой универсального индикатора. Сделать выводы о силе электролитов. Записать уравнения диссоциации.

Лабораторная работа № 2. Смещение ионного равновесия. Ионные реакции с образованием слабого электролита

Опыт 1. Налейте в две пробирки по 5-6 капель 0,1 н. раствора гидроксида аммония и по 1-2 капли раствора фенолфталеина. Затем в одну из пробирок бросьте 1 кристалл хлорида аммония. Пробирку встряхните несколько раз. Наблюдайте ослабление интенсивности окраски раствора.

Гидроксид аммония – слабый электролит. В его растворе имеет место равновесие: NH4OH ↔ NH4++OH. Ионы ОН и обусловливают окраску фенолфталеина. Добавление NH4Cl, который диссоциирует на ионы NH4+ и Cl, значительно увеличивает концентрацию ионов NH4+ в растворе. А это нарушает равновесие между молекулами NH4OH и ионами NH4+ и OH, смещая его влево, т.е. ионы NH4+ и OH соединяются и образуют недиссоциированные молекулы NH4OH. В результате концентрация ионов ОН в растворе очень сильно понижается и окраска раствора бледнеет.

Опыт 2. Налейте в две пробирки по 5-6 капель 0,1 н. раствора уксусной (CH3COOH) кислоты и по 1-2 капли раствора метилового оранжевого. Затем в одну из пробирок введите 2-3 кристаллика ацетата натрия (CH3COONa). Пробирку встряхните несколько раз. Сравните интенсивность окраски в пробирках. Объясните причину изменения окраски раствора.

Опыт 3.Ионные реакции с образованием слабого электролита

а) Положите в пробирку несколько кристаллов хлорида аммония (NH4Cl) и прилейте раствор гидроксида натрия (NaOH). Определите выделяющийся газ по запаху, слегка нагрев пробирку.

б) Опустите в пробирку несколько кристаллов ацетата натрия (CH3COONa) и прилейте разбавленную серную кислоту. Напишите уравнение реакции.

Лабораторная работа № 3. Произведение растворимости

Опыт 1.Ионные реакции с образованием осадков

а) Налейте в три пробирки по 2-3 капли раствора хлорида бария (BaCl2) и добавьте в одну из них несколько капель раствора сульфата натрия (Na2SO4), в другую – раствора серной кислоты, в третью – раствора сульфата алюминия (Al2(SO4)3). Наблюдайте появление одинакового осадка. Составьте уравнения реакций. Что можно сказать о сущности реакций в проделанном опыте?

б) Налейте в одну пробирку 2-3 капли сульфата железа (FeSO4) (II)? а во вторую – такой же объем раствора сульфата меди (CuSO4) (II). Прилейте в обе пробирки по 3-4 капли раствора сульфида натрия (Na2S). Составьте уравнения реакций. Слейте растворы, а осадки сохраните для следующих опытов.

Опыт 2.Образование осадков и произведение растворимости

В две пробирки налейте по 3-4 капли 0,005 М раствора нитрата свинца (Pb(NO3)2). В одну из них прибавьте такой же объем 0,05 М раствора хлорида калия (KCl), а в другую – такой же объём 0,05 М раствора иодида калия (KI). В какой из пробирок выпал осадок? Объясните полученный результат, используя значения произведений растворимости. Составьте уравнения реакций.

Опыт 3. Растворение осадков и произведение растворимости

К осадкам FeS и CuS, полученным в опыте 1.б). Прилейте немного 2 н. раствора соляной кислоты. Какой из осадков растворился? Составьте уравнение реакции. Объясните различие в растворимости осадков, используя значения произведений растворимости.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Слабые электролиты

Примеры решения задач

Задача 1.1. Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10–2. Найти константу диссоциации кислоты и значение рК.

Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления Оствальда

К = α2CM/(1–α) = 1,77∙10–5 pK = -lg K = 4,75

Задача 1.2.Вычислить концентрацию ионов водорода в 0,1 М растворе хлорноватистой кислоты HClO (K=5∙10-8).

Решение: Найдем степень диссоциации HClO

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru . Отсюда [H+] = α∙CM = 7∙10–5 моль.

Задачу можно решить и другим способом, используя соотношение

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru тогда [H+] = 7∙10–5 моль/л.

Задача 1.3. Во сколько раз уменьшится концентрация ионов водорода в 0,2 М растворе HCOOH (K = 0,8∙10–4), если к 1 л этого раствора добавить 0,1 моль HCOONa? Считать, что соль полностью диссоциирована.

Решение: HCOOH Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru H+ + НCOO

HCOONa → HCOO+ Na+

Исходная концентрация ионов водорода:

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru .

Концентрацию ионов водорода в растворе после добавления соли обозначим х. Тогда концентрация недиссоциированных молекул кислоты равна (0,2-х). Концентрация же ионов HCOO слагается из двух величин: из концентрации, создаваемой диссоциацией молекул кислоты, и концентрации, обусловленной присутствием в растворе соли. Общая концентрация ионов HCOO равна, следовательно, (0,1+х)

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru откуда х = 3,6∙10–4 моль/л.

Сравнивая исходную концентрацию ионов водорода с найденной, находим, что прибавление соли HCOONa вызвало уменьшение концентрации ионов [H+] в Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru т.е. в 16,6 раза.

Задачи для самостоятельной работы:

1.4. Нужно приготовить раствор, содержащий в 1 л 0,5 моля NaCl, 0,16 моля KCl и 0,24 моля K2SO4. Как это сделать, имея в своем распоряжении только NaCl, KCl и Na2SO4?

1.5. Константа диссоциации масляной кислоты C3H7COOH 1,5∙10–5. Вычислить степень её диссоциации в 0,005 М растворе.

1.6. Найти степень диссоциации хлорноватистой кислоты HOCl в 0,2 н. растворе.

1.7. Степень диссоциации муравьиной кислоты HCOOH в 0,2 н. растворе равна 0,03. Определить константу диссоциации кислоты и значение рК.

1.8. Степень диссоциации угольной кислоты H2CO3 по первой ступени в 0,1 н. растворе равна 2,11∙10–3. Вычислить К1.

1.9. При какой концентрации раствора степень диссоциации азотистой кислоты HNO2 будет равна 0,2?

1.10. В 0,1 н. растворе степень диссоциации уксусной кислоты равна 1,32∙10–2. При какой концентрации азотистой кислоты HNO2 ее степень диссоциации будет такой же?

1.11. Сколько воды нужно прибавить к 300 мл 0,2 М раствора уксусной кислоты, чтобы степень диссоциации кислоты удвоилась?

1.12. Чему равна концентрация ионов водорода H+ в водном растворе муравьиной кислоты, если α = 0,03?

1.13. Вычислить [H+] в 0,02 М растворе сернистой кислоты. Диссоциацией кислоты по второй ступени пренебречь.

1.14. Вычислить [H+], [HSe] и [Se2–] в 0,05 М растворе H2Se.

1.15. Во сколько раз уменьшится концентрация ионов водорода, если к 1 л 0,005 М раствора уксусной кислоты добавить 0,05 моля ацетата натрия?

1.16. Рассчитать концентрацию ионов CH3COO в растворе, 1 л которого содержит 1 моль CH3COOH и 0,1 моля HCl, считая диссоциацию последнего полной.

Сильные электролиты

Пример решения задач

Задача 2.1. Вычислить ионную силу и активность ионов в растворе, содержащем 0,01 моль/л MgSO4 и 0,01 моль/л MgCl2.

Решение: Ионная сила раствора равна

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Коэффициент активности иона Mg2+ (и равный ему коэффициент активности иона SO42–) найдем по формуле

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Аналогично находим f для Cl:

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Теперь, пользуясь соотношением а = f∙CM, находим активность каждого иона:

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Задачи для самостоятельной работы:

2.2. Вычислить приближенное значение активности ионов K+ и SO42– в 0,01 М растворе K2SO4.

2.3. Вычислить приближенное значение активности ионов Ba2+ и Cl в 0,002 н. растворе BaCl2.

2.4. Найти приближенное значение коэффициентов активности иона водорода в 0,0005 М растворе H2SO4, содержащем, кроме того, 0,0005 моль/л HCl. Считать, что серная кислота полностью диссоциирует по обеим ступеням.

2.5. Вычислить ионную силу и активность ионов в растворе, содержащем 0,01 моль/л Ca(NO3)2 и 0,01 моль/л CaCl2.

2.6. Вычислить ионную силу и активность ионов в 0,1 %-ном (по массе) растворе BaCl2. Плотность раствора принять равной единице.

2.7. Рассчитать активность иона водорода в 0,005 н. растворе HCl, содержащем, кроме того, 0,15 моль/л NaCl.

2.8. Найти приближенные значения коэффициентов активности ионов Cl, SO42–, PO43– и [Fe(CN)6]4– в растворе с ионной силой 0,0001.

Произведение растворимости

Примеры решения задач

Задача 3.1. Растворимость гидроксида магния Mg(OH)2 при 18 оС равна

1,7∙10 –4 моль/л. Найти ПР Mg(OH)2 при этой температуре.

Решение: При растворении каждого моля Mg(OH)2 в раствор переходит 1 моль ионов Mg+2 и вдвое больше ионов ОН.

Mg(OH)2 Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru Mg2+ + 2 OH

Следовательно, в насыщенном растворе Mg(OH)2

[Mg2+] = 1,7∙10-4 моль/л; [OH] = 3,4∙10– 4 моль/л.

Отсюда Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru .

Задача 3.2. Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru . Вычислить растворимость соли (в моль/л и в г/л) при указанной температуре.

Решение: Обозначим растворимость соли через s (моль/л). Тогда в насыщенном растворе PbI2 cодержится s моль/л ионов Pb2+ и 2s моль/л ионов I.

PbI2 Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru Pb+2+2I

s s 2s

ПР=[Pb2+][I]2 = 4s3

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru ; Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru .

Растворимость PbI2, выраженная в г/л, составляет 1,3∙10-3∙461 = 0,6 г/л.

Задача 3.3. Во сколько раз растворимость CaC2O4 в 0,1 М растворе (NH4)2C2O4 меньше, чем в воде?

Решение: Вычислим растворимость CaC2O4 в воде. Пусть концентрация соли в растворе будет s (моль/л), поэтому можем записать

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Отсюда

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Найдем растворимость этой соли в 0,1 М растворе (NH4)2C2O4; обозначим её через s′. Концентрация ионов Ca2+ в насыщенном растворе тоже будет s′, а концентрация [C2O42–] составит (0,1+s′), т.к. s′<0,1, то можно считать, что [C2O42–] = 0,1моль/л. Тогда Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru ; s′=2∙10–8 моль/л. Следовательно, в присутствии (NH4)2C2O4 растворимость СaC2O4 уменьшилась в Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru раз, т.е. в 2200 раз.

Задача 3.4. Смешаны равные объемы 0,02 н. растворов CaCl2 и Na2SO4; образуется ли осадок CaSO4?

Решение: Найдем произведение концентраций ионов Ca+2 и SO42– сравним его с Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru . Условием выпадения осадка является [Ca2+][SO42–] > Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru .

Исходные молярные концентрации растворов CaCl2 и Na2SO4 одинаковы и равны 0,01 моль/л, т.к. при смешении исходных растворов общий объем раствора вдвое больше, то концентрация каждого из ионов вдвое уменьшается по сравнению с исходными. Поэтому [Ca2+] = [SO42–] = 5∙10–3, находим [Ca2+][SO42–] = 2,5∙10–5

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

2,5∙10-5 < 1,3∙10-4.

Поэтому осадок не образуется.

Задача 3.5. Произведение растворимости CaC2O4 = 2∙10–9. Найти растворимость этой соли в 0,1 М растворе (NH4)2C2O4.

Решение: Выразим ПР Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru через активность ионов:

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru .

Обозначив искомую растворимость соли через s, находим, что

[Ca2+] = s моль/л, [C2O42–] = 0,1 моль/л. Таким образом,

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru

Вычислим ионную силу раствора (I) 0,1 М раствора (NH4)2C2O4

I = 0,5(0,2∙12+0,1∙22) = 0,3

Согласно табл. 2 приложения, при этой ионной силе коэффициенты активности двухзарядных ионов равны 0,42. Тогда

Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru .

Задачи для самостоятельной работы:

3.6. Растворимость CaCO3 при 35оС равна 6,9∙10–5 моль/л. Вычислить произведение растворимости этой соли.

3.7. Вычислить произведение растворимости PbBr2 при 25 оС, если растворимость соли при этой температуре равна 1,32∙10–2 моль/л.

3.8. В 500 мл воды при 18 оС растворяется 0,0166 г AgCrO4. Чему равно произведение растворимости этой соли?

3.9. Для растворения 1,16 г PbI2 потребовалось 2 л воды. Найти произведение растворимости соли.

3.10. Исходя из произведения растворимости карбоната кальция, найти массу CaCO3, содержащуюся в 100 мл его насыщенного раствора.

3.11. Найти массу серебра, находящегося в виде ионов в 1 л насыщенного раствора AgBr.

3.12. Вычислить объем воды, необходимый для растворения при 25 оС 1 г BaSO4.

3.13. В каком объеме насыщенного раствора Ag2S содержится 1 мг растворенной соли?

3.14. Во сколько раз растворимость (в моль/л) Fe(OH)2 в воде больше растворимости Fe(OH)3 при 25 оС?

3.15. Образуется ли осадок сульфата серебра, если к 0,02 М раствору AgNO3 добавить равный объем 1 н. раствора H2SO4?

3.16. К 50 мл 0,001 н. раствора HCl добавили 450 мл 0,0001 н. раствора AgNO3. Выпадет ли осадок хлорида серебра?

3.17. Образуется ли осадок хлорида свинца, если к 0,1 н. раствору Pb(NO3) добавить равный объем 0,4 н. раствора NaCl?

3.18. Во сколько раз уменьшится концентрация ионов серебра в насыщенном растворе AgCl, если прибавить к нему столько соляной кислоты, чтобы концентрация ионов Cl- в растворе стала равной 0,03 моль/л?

3.19. Вычислить растворимость (в моль/л) CaF2 в воде и в 0,05 М растворе CaCl2. Во сколько раз растворимость во втором случае меньше, чем в первом?

3.20. Во сколько раз растворимость AgCl в 0,001 н. растворе NaCl меньше, чем в воде? Расчет произвести с учетом коэффициентов активности, пользуясь данными табл. 2 приложения.

3.21. В каком из указанных случаев раствор электролита МХ ненасыщен: а) [Mz+][Xz-] < ПР; б) [Mz+][Xz-] = ПР; в) [Mz+][Xz-] > ПР?

3.22. Обозначим растворимость AgCl в воде, в 0,01 М CaCl2, в 0,01 M NaCl и в 0,05 М AgNO3 соответственно через so, s1, s2 и s3. Какое соотношение между этими величинами правильно: а) so > s1 > s2 > s3; б) so > s2 > s1 > s3; в) so > s1 = s2 > s3; г) so > s2 > s3 > s1?

3.23. К 0,01 н. раствору H2SO4 медленно добавляют раствор, содержащий 0,01 моль/л CaCl2 и 0,01т моль/л SrCl2. Какой осадок начнет выпадать раньше: а) SrSO4; б) CaSO4?

3.24. Произведения растворимости солей NiC2O4 и Na3AlF6 одинаковы (4∙10-10). Какое соотношение между растворимостями (моль/л) этих солей правильно:

а) Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru > Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru ; б) Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru = Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru ; в) Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru < Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru ?

3.25. Произведения растворимости AgBrO3 и Ag2SO4 равны соответственно 5,5∙10-5 и 2∙10-5. укажите правильное соотношение между растворимостями (s, моль/л) этих солей:

а) Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru < Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru ; б) Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ruЛабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru ; в) Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru > Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты - student2.ru .

3.26. Как изменится растворимость CaF2 в 0,1 М растворе KNO3 по сравнению с его растворимостью в воде:

а) возрастет; б) уменьшится; в) останется неизменной?

Наши рекомендации