Почему мыло теряет свою моющую способность в жесткой воде?
Если мы используем для мытья и стирки жесткую воду, а такая вода содержит ионы Са 2+ и Mg2+,то мыло теряет свою моющую способность.
Это происходит в результате того, что кальциевые и магниевые соли высших карбоновых кислот нерастворимы в воде. Запишем уравнение реакции:
2С17Н35СООNa + СаСI2 = (C17 H35COO)2Ca ↓ + 2NaCI
Почему после мытья волос твердым мылом в жесткой воде нужно прополоскать их раствором уксуса?
Чтобы удалить нерастворимые соли кальция и жирных кислот.
Как используя мыльный раствор отличить родниковую воду от снеговой? (В родниковой выпадет осадок).
Вопросы для самоконтроля
¾ Как называется взаимодействие кислот со спиртами? Напишите уравнение реакции изоамилового спирта с уксусной кислотой.
¾ Для чего в реакционную смесь, содержащую спирт и карбоновую кислоту, добавляют концентрированную серную кислоту?
¾ Как вы думаете, где находят применение сложные эфиры?
¾ Как могут быть получены сложные эфиры?
¾ Тестирование
1 - В результате гидролиза жидкого жира образуются:
1) твердые жиры и глицерин; 3) глицерин и непредельные кислоты;
2) глицерин и предельные кислоты; 4) твердые жиры и смесь кислот.
В каком веществе жиры не растворяются?
1) в бензоле; 3) в воде;
2) в бензине; 4) в хлороформе.
3 - Для превращения жидких жиров в твердые используют реакцию:
1) дегидрогенизации; 3) гидрогенизации;
2) гидратации; 4) дегидроциклизации.
4 - В результате гидрирования жидких жиров образуются:
1) твердые жиры и непредельные кислоты; 3) твердые жиры и глицерин;
2) твердые жиры и предельные кислоты; 4) твердые жиры.
¾ Задания повышенного уровня сложности
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите условия протекания реакций. Дайте названия всем соединениям.
1-й уровень
CH4 ® CH3Cl ® CH3OH ® HCOOH ® HCOOC3H7
2-й уровень
Этилен ® этанол ® ацетальдегид ®
уксусная кислота ® этилацетат ® этанол ® углекислый газ
3-й уровень
Как из углеводорода (предельного, непредельного) перейти к сложному эфиру? Приведите примеры реакций, составьте свои «цепочки» превращений.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 14
Дисциплина:Химия.
Тема:Углеводы.
Цель занятия: Ознакомить обучающихся с классом кислородсодержащих органических соединений: углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Планируемые результаты
Предметные: понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
Метапредметные: применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
Личностные: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
Норма времени:2 часа
Вид занятия:Лекция.
План занятия:
1. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
2. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.
3. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение.
4. Применение глюкозы на основе свойств.
Оснащение:Учебник.
Литература:
1. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.
Тема 14. УГЛЕВОДЫ.
План:
1. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
2. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.
3. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение.
4. Применение глюкозы на основе свойств.
1) Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Основные этапы распространения сахарозы с ее родины Индии:
· Русь – для придания сладкого вкуса используют мед
· Индия – «сакхара», вещество, получаемое из сока тростника
· «Переселение» сахарного тростника - Южная Америка, Египет и Сирия
· Сицилия – стали возделывать с XII века
· Европа, Куба, острова Карибского моря - завезли в XVI веке
· Замена заморского продукта сахаром, полученным из сахарной свеклы – XVIII век
· Первый сахарный завод – Германия, 1802 год
· Второй сахарный завод – Россия
· Стала известна формула сахара С12Н22О11 - середина XIX века.
В тоже время стали известны формулы некоторых других природных соединений, имеющих сладкий вкус и состав, отвечающий формуле Сn(H2O)m. По формуле видно, что вещества состоят из углерода и молекул воды, отсюда и произошло название данного класса органических соединений – углеводы. Современное понятие углеводов основано на сходстве химического строения и свойств веществ этого класса, потому что состав некоторых углеводов не соответствует данной формуле, а многие вещества с подобным составом не являются углеводами.
Углеводы
МоносахаридыДисахаридыПолисахариды
ГлюкозаСахарозаКрахмал
С6Н12О6 С12Н22О11 (С6Н10О5)n
ФруктозаЛактоза Целлюлоза
С6Н12О6 С12Н22О11 (С6Н10О5)n
Рибоза
С5Н10О5
Дезоксирибоза
С5Н10О4