Почему мыло теряет свою моющую способность в жесткой воде?

Если мы используем для мытья и стирки жесткую воду, а такая вода содержит ионы Са 2+ и Mg2+,то мыло теряет свою моющую способность.

Это происходит в результате того, что кальциевые и магниевые соли высших карбоновых кислот нерастворимы в воде. Запишем уравнение реакции:

17Н35СООNa + СаСI2 = (C17 H35COO)2Ca ↓ + 2NaCI

Почему после мытья волос твердым мылом в жесткой воде нужно прополоскать их раствором уксуса?

Чтобы удалить нерастворимые соли кальция и жирных кислот.

Как используя мыльный раствор отличить родниковую воду от снеговой? (В родниковой выпадет осадок).

Вопросы для самоконтроля

¾ Как называется взаимодействие кислот со спиртами? Напишите уравнение реакции изоамилового спирта с уксусной кислотой.

¾ Для чего в реакционную смесь, содержащую спирт и карбоновую кислоту, добавляют концентрированную серную кислоту?

¾ Как вы думаете, где находят применение сложные эфиры?

¾ Как могут быть получены сложные эфиры?

¾ Тестирование

1 - В результате гидролиза жидкого жира образуются:

1) твердые жиры и глицерин; 3) глицерин и непредельные кислоты;

2) глицерин и предельные кислоты; 4) твердые жиры и смесь кислот.

В каком веществе жиры не растворяются?

1) в бензоле; 3) в воде;

2) в бензине; 4) в хлороформе.

3 - Для превращения жидких жиров в твердые используют реакцию:

1) дегидрогенизации; 3) гидрогенизации;

2) гидратации; 4) дегидроциклизации.

4 - В результате гидрирования жидких жиров образуются:

1) твердые жиры и непредельные кислоты; 3) твердые жиры и глицерин;

2) твердые жиры и предельные кислоты; 4) твердые жиры.

¾ Задания повышенного уровня сложности

Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите условия протекания реакций. Дайте названия всем соединениям.

1-й уровень

CH4 ® CH3Cl ® CH3OH ® HCOOH ® HCOOC3H7

2-й уровень

Этилен ® этанол ® ацетальдегид ®

уксусная кислота ® этилацетат ® этанол ® углекислый газ

3-й уровень

Как из углеводорода (предельного, непредельного) перейти к сложному эфиру? Приведите примеры реакций, составьте свои «цепочки» превращений.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 14

Дисциплина:Химия.

Тема:Углеводы.

Цель занятия: Ознакомить обучающихся с классом кислородсодержащих органических соединений: углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Планируемые результаты

Предметные: понимание роли химии в формировании кругозора и функ­циональной грамотности человека для решения практических задач; сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

Метапредметные: применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

Личностные: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли хи­мических компетенций в этом;

Норма времени:2 часа

Вид занятия:Лекция.

План занятия:

1. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

2. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.

3. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение.

4. Применение глюкозы на основе свойств.

Оснащение:Учебник.

Литература:

1. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.

Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.

Тема 14. УГЛЕВОДЫ.

План:

1. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

2. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.

3. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение.

4. Применение глюкозы на основе свойств.

1) Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Основные этапы распространения сахарозы с ее родины Индии:

· Русь – для придания сладкого вкуса используют мед

· Индия – «сакхара», вещество, получаемое из сока тростника

· «Переселение» сахарного тростника - Южная Америка, Египет и Сирия

· Сицилия – стали возделывать с XII века

· Европа, Куба, острова Карибского моря - завезли в XVI веке

· Замена заморского продукта сахаром, полученным из сахарной свеклы – XVIII век

· Первый сахарный завод – Германия, 1802 год

· Второй сахарный завод – Россия

· Стала известна формула сахара С12Н22О11 - середина XIX века.

В тоже время стали известны формулы некоторых других природных соединений, имеющих сладкий вкус и состав, отвечающий формуле Сn(H2O)m. По формуле видно, что вещества состоят из углерода и молекул воды, отсюда и произошло название данного класса органических соединений – углеводы. Современное понятие углеводов основано на сходстве химического строения и свойств веществ этого класса, потому что состав некоторых углеводов не соответствует данной формуле, а многие вещества с подобным составом не являются углеводами.

Углеводы

МоносахаридыДисахаридыПолисахариды

ГлюкозаСахарозаКрахмал

С6Н12О6 С12Н22О11 6Н10О5)n

ФруктозаЛактоза Целлюлоза

С6Н12О6 С12Н22О11 6Н10О5)n

Рибоза

С5Н10О5

Дезоксирибоза

С5Н10О4

Наши рекомендации