Окрашивание пламени катионами металлов
¾ Li+,Sr2+ – карминово-красный цвет.
¾ K+, Rb+, Cs+ – фиолетовый.
¾ Na+ – ярко-желтый.
¾ Ca2+ – кирпично-красный.
¾ Ba2+ – желто-зеленый.
¾ Cu2+ – зеленый
¾ Pb2+ – голубой.
3) Классификация металлов по различным признакам.
Самостоятельная работа с учебником (на выбор):
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.. Страница 119 – 149.
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Страница 117.
4) Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы взаимодействуют:
1. с неметаллами → бинарные соединения;
2. с водой. Щелочные и щелочноземельные металлы → щелочь + водород; некоторые активные металлы (до водорода) при нагревании → оксид металла + водород;
3. с растворами кислот (кроме азотной): Металлы до водорода → соль + водород;
4. с растворами солей – вытесняют металлы из раствора соли только металлы после магния;
5. с растворами щелочей – переходные металлы → соль + водород.
Самостоятельная работа с учебником: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Страница 118 - 120.
5) Металлотермия.
Самостоятельная работа с учебником: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Страница 120.
6) Коррозия.
Проблема защиты металлов от коррозии – разрушения под воздействием влаги и воздуха – возникла очень давно, почти сразу, как человек начал их использовать. Люди пытались защитить металлы от атмосферного воздействия с помощью жира, масел или покрытием другими металлами. В трудах древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.) уже упоминается о применении металла олова для защиты железа от коррозии.
Один из наиболее распространенных способов защиты металлов от коррозии — нанесение на их поверхность защитных пленок: лака, краски, эмали. В производстве широко используют химическое нанесение металлических покрытий на изделия.
В повседневной жизни человек чаще всего встречается с покрытием железа цинком или оловом. Листовое железо, покрытое цинком, - оцинкованная жесть – используется для изготовления кровли. А из железа, покрытого оловом, - белой жести – изготавливают консервные банки.
Способы защиты металлов.
1. Смазывание жиром.
2. Смазывание маслом.
3. Покрытие другими металлами (оловом, цинком).
4. Нанесение защитных пленок – лак, краска, эмаль.
Самостоятельная работа с учебником (на выбор):
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.. Страница 108 - 111.
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Страница 121 - 124.
Вопросы для самоконтроля
1) Напротив фраз, в которых сказано о металле как простом веществе, поставьте «пр.», а напротив тех, где речь идёт о металле как химическом элементе, – «эл».
a) В состав ляписа входит серебро.
b) Степень окисления галлия +3.
c) Алюминий легкий металл.
d) Натрий «бегает» по воде.
e) Галлий плавится в ладони.
f) Электроотрицательность цезия меньше электроотрицательности кислорода.
2) Чем отличается простое вещество – металл от химического элемента – металла?
3) Что такое химический элемент?
4) Какие свойства характерны для атомов металлов?
5) Какими общими физическими свойствами обладают простые вещества – металлы и почему?
6) . Использование меди в электротехнике обуславливают свойства: металлический блеск, ковкость, электропроводность, красновато-коричневый цвет. Подчеркните правильные ответы.
7) Напишите уравнения реакций:
a) натрий + вода → ?
b) серебро + вода → ?
c) цинк + раствор сульфата меди (II) → ?
d) серебро + раствор хлорида меди (II) → ?
e) алюминий + раствор карбоната натрия → ?
8) Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса:
Сu + Hg(NO3)2→
9) Даны металлы (Fe, Mg, Pb, Cu) – предложите опыты, подтверждающие расположение данных металлов в электрохимическом ряду напряжения.
10) Отвечать на вопросы учебника:
· Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.. Страница 112, 122, 123.
· Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил. Страница 120, 124.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 22
Дисциплина:Химия.
Тема: Общие способы получения металлов. Сплавы. Распознавание руд железа.
Цель занятия:изучить новые понятия: металлотермия, пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия , способы получения металлов, расширить знания обучающихся за счет рассмотрения таких понятий как сплавы и коррозия металлов.
Планируемые результаты
Предметные:знать основные способы получения металлов и сплавов в промышленности, способы защиты от коррозии металлических конструкций, основные отличия состава и свойств черных и цветных сплавов.
Метапредметные: связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.
Личностные: иметь правильное представление о месте химии в современной научной картине мира; понимать роль химии для человека при решении практических задач.
Норма времени:2 часа
Вид занятия:Лекция.
План занятия:
1) Общие способы получения металлов.
2) Понятие о металлургии.
3) Металлотермия.
4) Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия.
5) Коррозия.
6) Сплавычерные и цветные.
7) Распознавание руд железа.
Оснащение:Учебник, плакат «коррозия металлов».
Литература:
3. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
4. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.