Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.
Кислотами называют сложные вещества, молекулы которого состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Вспомним, что мы уже знаем о кислотах и их классификации.
Мы выяснили, что классификаций кислот несколько, как и признаков классификации. Но какими бы разными они не были, все кислоты при диссоциации образуют катионы водорода, которые и обуславливают ряд общих свойств: кислый вкус, изменение окраски индикаторов (демонстрационный эксперимент кислота + индикаторы), взаимодействие с другими веществами. На прошлых уроках мы познакомились с вами с ТЭД, поэтому давайте запишем определение кислот с позиции этой теории.
Кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Самостоятельная работа с учебником: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, страница 73. – рассмотреть классификацию кислот.
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Основные химические свойства рассматриваются в виде схемы представленной в учебнике:
1. Кислота + металл → соль + водород
(реакция замещения)
Данные реакции идут при выполнении нескольких условий:
если металлы стоят в ряду активности металлов до водорода;
в результате реакции должна получаться растворимая соль, если образуется нерастворимая соль то на поверхности металла образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к металлу;
нерастворимая кремниевая кислота не взаимодействует с металлами;
особо взаимодействуют с металлами азотная и концентрированная серная кислоты, но об этом мы будем говорить в 9 классе.
Al + 3 H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2↑
Al0 + 6H+ + 3SO42- = 2Al3+ + 3SO42- + H2↑
Al0 + 3SO42- = 2Al3+ + H2↑
Cu + 2HCl ≠
2. Кислота + основание → соль + вода (реакция нейтрализации)
(реакция обмена)
Эта реакция универсальна и протекает между любой кислотой и между любым основанием.
НCl + NaOH = NaCl + Н2О
H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + Н2О
H++ OH- = Н2О
Реакцию между нерастворимым основанием и кислотой предлагается написать ребятам самостоятельно (молекулярное, полное и сокращённое ионное) первый составивший получает оценку:
Fe(OH)2 + H2SO4 = FeSO4 + 2H2O
Fe(OH)2 + 2H+ + SO42- = Fe2+ + SO42- + 2H2O
Fe(OH)2 + 2H+ = Fe2+ + 2H2O
3. Кислота + оксид металла → соль + вода
(реакция обмена)
При составлении данного уравнения обратить внимание обучающихся на то, что оксиды металлов не являются электролитами, поэтому в ионном уравнении его записывают в молекулярном виде (мультимедийное учебное пособие “Химия.8 класс” №5, 6).
CuO + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
CuO + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O
CuO + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
Данный тип реакций идёт в случае образования растворимой соли, если образуется нерастворимая соль, то на поверхности металла образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к оксиду.
4. Кислота + соль → новая кислота + новая соль
(реакция обмена)
Взаимодействие кислот с солями типичная реакция обмена и протекает по тем же закономерностям, т.е. в случае образования осадка, газа или слабого электролита.
Al2(CO3)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O + 3CO2↑
2Al3+ + 3CO32- + 6H+ + 3SO42- = 2Al3+ + 3SO42- + 3H2O + 3CO2↑
3CO32- + 6H+ = 3H2O + 3CO2↑
Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами.
Самостоятельная работа с учебником: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, страница 74.
Основные способы получения кислоты.
- бескислородные кислоты получают взаимодействием водорода с неметаллами (с последующим растворением в воде):
Cl2 + H2 = 2HCl;
H2 + S = H2S;
- - взаимодействие кислотных оксидов с водой:
N2O5 + H2O = 2HNO3;
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4;
- - взаимодействие солей с кислотами (действием сильной или менее летучей кислоты на соль более слабой кислоты или более летучей кислоты):
H2SO4 + NaCl(ТВ) = HCl + NaHSO4;
Na2SiO3 + 2HCl = H2SiO3¯ + 2NaCl;
- - окисление простых веществ:
2P + 5HNO3 + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO;
Br2 + 5Cl2 + 6H2O = 2HBrO3 + 10HCl.
Вопросы для самоконтроля
¾ Дайте определение классу кислот.
¾ Назовите следующие кислоты: HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4, H2 S, H2CO3.
¾ Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать.
¾ Какие вы знаете классификации.
¾ На какие группы делятся кислоты по составу, по основности, по силе (приведите примеры).
¾ Перечислите основные физические свойства, присущие практические всем неорганическим кислотам.
¾ Какие вещества реагируют друг с другом? Выберите правильные ответы:
а) CuO + HCl = …;
б) Cu + HCl = …;
в) CuSO4 + HCl = …;
г) CuCO3 + HCl = …
¾ Напишите уравнения возможных реакций (молекулярные и сокращённые ионные.
¾ Какие вещества реагируют друг с другом? Выберите правильные ответы:
а) Al + 3 H2SO4(разб) = ;
б) HNO3 + CuSO4 =;
в) Al2(CO3)3 + 3H2SO4 = ;
г) SO3 + H2SO4 =
¾ Напишите уравнения возможных реакций (молекулярные и сокращённые ионные.
¾ Отвечать на вопросы учебника: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, страница 77.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 14
Дисциплина: Химия.
Тема:Основания.
Цель занятия: закрепить знания обучающихся о свойствах, способах получения и классификации оснований.
Планируемые результаты
Предметные: сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
Метапредметные: использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
Личностные: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
Норма времени:2 часа
Вид занятия:Лекция.
План занятия:
1. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.
2. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований.
3. Основные способы получения оснований.
Оснащение:Учебник.
Литература:
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.
Тема 14. Основания.
План:
1. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.
2. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований.
3. Основные способы получения оснований.