Методы познания в химии. химия и жизнь
В структуре данного блока выделены три содержательные линии:
• Экспериментальные основы химии
• Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ
• Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций
Представление об элементах содержания данного блока, на проверку усвоения которого ориентированы задания, включенные в него, дает таблица 4.
Таблица 4
Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания, проверяющего усвоение элемента содержания |
Экспериментальные основы химии | |
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений | Б |
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений | П |
Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ | |
Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки | Б |
Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций | |
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей | Б |
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции | Б |
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ | Б |
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси | В |
Нахождение молекулярной формулы вещества | В |
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений
Задания с комментариями и решениями
Пример 1. Банки с притертой пробкой необходимо применять для хранения
1) оксида меди(II)
2) хлорида натрия
3) сульфата калия
4) оксида фосфора(V)
В банках с притертой пробкой хранят вещества с высокой гигроскопичностью (способные поглощать воду) или способные вступать с водой во взаимодействие. Среди предложенных веществ такими свойствами обладает только оксид фосфора(V). При его взаимодействии с водой образуются фосфорные кислоты.
Ответ:
Пример 2. Какой из перечисленных ионов наименее токсичен?
1) Рb2+
2) Hg2+
3) Na+
4) Zn2+
Среди приведенных в вариантах ответов ионов присутствует ион натрия Na+. Как известно, он входит в состав поваренной соли (хлорида натрия), которая используется для приготовлении пищи. Очевидно, что именно этот ион наименее токсичен для человека.
Ответ:
Пример 3. Соляную кислоту от других кислот можно отличить по ее реакции с
1) оксидом кальция
2) серебром
3) ионами серебра
4) карбонат-ионами
Содержание этого и подобных ему заданий позволяет проверить знание качественных реакций на ионы. Известно, что с помощью качественных реакций возможно отличать вещества друг от друга по характерным признакам течения реакции: изменению цвета, образованию осадка, выделению газа и др.
Качественной реакцией на хлорид-ион, входящий в состав соляной кислоты, является его взаимодействие с ионом серебра:
При этом образуется творожистый осадок белого цвета.
Ответ:
Пример 4. Из предложенного перечня выберите два вещества, для которых характерна реакция «серебряного зеркала».
1) глюкоза
2) формальдегид
3) глицерин
4) сахароза
5) глицин
Реакцией «серебряного зеркала» называется взаимодействие альдегидов с аммиачным раствором оксида серебра. Известно, что в реакцию «серебряного зеркала», вступают вещества, содержащие альдегидную группу. В молекуле глюкозы присутствует одна альдегидная группа, а формальдегид - это простейший альдегид, метаналь.
Ответ:
Пример 5. Каждое из веществ - уксусная кислота, ацетальдегид, глицерин, можно распознать с помощью:
1) NaOH
2) лакмуса
3) CuSO4
4) Cu(OH)2
Необходимо выбрать вещество, которое будет взаимодействовать с каждым из перечисленных веществ. Причем взаимодействие должно сопровождаться качественными признаками (выпадением или растворением осадка, выделением газа или изменением цвета раствора). Взаимодействие уксусной кислоты с Сu(ОН)2 сопровождается растворением голубого осадка гидроксида меди(II) и приводит к образованию раствора сине-зеленого цвета. Таким образом, уксусную кислоту можно распознать с помощью этого реактива. При взаимодействии ацетальдегида с Сu(ОН)2 выделяется красный осадок Cu2O, а глицерин вступает в реакцию гидроксидом меди(II) с образованием раствора ярко-синего цвета.
Ответ:
Задания для самостоятельной работы
1. Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?
А. Вещества в лаборатории запрещается пробовать на вкус.
Б. С солями ртути следует обращаться особо осторожно ввиду их ядовитости.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
2. Обожжённую кислотой кожу сначала промывают водой, а затем обрабатывают раствором
Ответ:
3. Верны ли следующие суждения о правилах техники безопасности?
А. Пробирку с бензолом запрещается нагревать на открытом пламени.
Б. Для приготовления раствора серной кислоты нужно приливать воду к концентрированной кислоте.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
4. Верны ли следующие суждения о свойствах концентрированных кислот и сероводорода, которые необходимо учитывать при работе с ними?
А. Концентрированные кислоты при попадании на кожу вызывают долго не заживающие ожоги.
Б. Сероводород не относится к ядовитым газам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
5. Из предложенного перечня выберите два вещества, образующие взрывчатые смеси с кислородом
1) бром
2) азот
3) фтороводород
4) водород
5) метан
Ответ:
6. Присутствие хлорид-ионов в растворе можно обнаружить с помощью раствора
1) Ba(NO3)2
2) AgNO3
3) Na2SO4
4) К2СO3
Ответ:
7. Определить наличие сульфат-иона в растворе можно с помощью нитрата
1) калия
2) бария
3) аммония
4) меди (II)
Ответ:
8. Из предложенного перечня выберите два газа, которые являются нетоксичными.
1) азот
2) аммиак
3) кислород
4) сероводород
5) хлор
Ответ:
9. Аммиачный раствор оксида серебра является реактивом на:
Ответ:
10. Различить водные растворы этанола и уксусной кислоты можно с помощью
1) гидрокарбоната калия
2) хлорида калия
3) натрия
4) гидроксида меди(II)
5) гидроксида натрия
Ответ:
11. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые не обесцвечивают бромную воду
1) стирол
2) ацетилен
3) этанол
4) этилен
5) бензол
Ответ:
12. Из предложенного перечня выберите два реактива, с помощью можно которых различить уксусную кислоту и этилацетат.
Ответ:
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые обесцвечивают раствор перманганата калия.
1) циклопентан
2) бензол
3) пропен
4) бутин-2
5) изобутан
Ответ:
14. Реактивом на многоатомные спирты является
1) соляная кислота
2) свежеполученный гидроксид меди(II)
3) аммиачный раствор оксида серебра(I)
4) бромная вода
Ответ: