Тимофеева Кристина Игоревна
Обучающаяся 9 класса
МОУ гимназии № 8
Им. Л.М. Марасиновой
Г.Рыбинск Ярославская область
Научный руководитель –
Лебедева Ирина Владимировна,
Учитель химии МОУ гимназии № 8
Им. Л.М. Марасиновой
Ярославль, 2015
Содержание
1. | Введение | стр. 2 | |
2. | Роль огня в жизни человека | стр. 4 | |
3. | Описание огня и его химические особенности | стр. 7 | |
4. | Заключение | стр. 10 | |
5. | Список литературы | стр. 11 | |
6. | Приложение | стр. 12 | |
6.1 | Приложение 1. Сказание о Прометее | стр. 12 | |
6.2 6.3 6.4 | Приложение 2. Опыт №1. Изучение строения пламени Приложение 3. Опыт №2. Разноцветное пламя Приложение 4. Интересные факты | стр. 17 стр. 18 стр.19 | |
4.1. | Почему головка спички воспламеняется при трении? | стр. 19 | |
4.2. | Почему головка спички воспламеняется при трении? | стр. 19 | |
4.3. | Почему мы всегда ощущаем резкий запах, когда зажигаем спичку? | стр. 20 | |
4.4. | Почему в процессе горения дерево чернеет? | стр. 20 | |
4.5. | Почему масса золы намного меньше массы сожженных дров? | стр. 20 | |
4.6. | Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землёй угли костра? | стр. 20 | |
4.7. | Почему гора Янардаг горит? | стр. 21 | |
4.8. | Почему образуются «блуждающие огоньки» на болоте? | стр. 21 | |
4.9. | Почему в Сураханском храме днём и ночью пылал «священный огонь»? | стр. 21 | |
4.10. | Почему «куст Моисея» неопалим? | стр. 22 | |
4.11. | Почему на кладбище в ночное время мерцают огоньки? | стр. 22 | |
4.12. | Почему по ночам горят «бесовы огни»? | стр. 22 | |
4.13. | Почему появилась светящая рука на стене дворца вавилонского царя Валтасара? | стр. 23 | |
4.14. | Почему нельзя зажигать спичку вблизи бензоколонок? | стр. 23 | |
4.15. | Почему песок тушит пожары? | стр. 23 | |
4.16. | Почему опасно неполное сгорание угля в печи? | стр. 24 | |
4.17. | Почему печка должна иметь дымоход? | стр. 24 | |
4.18. | Почему при горении дров наблюдается значительно большее пламя, чем при горении каменного угля? | стр. 24 | |
4.19. | Почему во время топки печки периодически разгребают угли кочергой? | стр. 24 | |
4.20. | Почему гаснет вынутое из костра полено или выпавший из печи уголек? | стр. 25 | |
4.21. | Почему при раздувании происходит «оживление уснувшего огня»? | стр. 25 |
Введение
«Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести?
Что влечёт к нему и старого и малого? Огонь – это вечное движение. То, что человек всегда стремился найти, но так и не нашел. Или почти вечное. Если ему не препятствовать, он бы горел, не угасая, в течение всей нашей жизни.
И всё же что такое огонь? Тайна. Загадка!»
Рэй Брэдбери, 451 градус по Фаренгейту
Наряду с водой, землёй и воздухом, огонь считается одной из четырёх стихий (первоэлементов). Огонь для первобытного человека был загадкой; он, казалось, «пожирал» древесину и, «пожирая», давал не только свет и тепло, но и очень нужную для земледелия золу; к тому же горение стало тем природным процессом, которым научились «управлять» первобытные люди. Остроумные приспособления, разнообразнейшие усовершенствования способов сохранения и получения огня, накопленные в течение тысячелетий, были в конечном счете посвящены одной цели – сделать природный процесс горения всеобщим средством труда и использовать его в разнообразных областях человеческой деятельности. Согласно Б. Ф. Поршневу, открытие способа добывания огня явилось прямым следствием обработки камней ещё в раннем палеолите. Химические превращения веществ человек стал использовать с той поры, когда он стал Homo sapiens.
В современном мире значение огня и горения огромно. Поэтому понятен тот интерес, который издавна проявлял человек к огню, стараясь изучить его и подчинить себе. В настоящее время ученые всех стран продолжают искать ответы на вопросы, связанные с огнем:
– температура Благодатного огня, который ежегодно в канун православной Пасхи чудесным образом возгорается в Храме Гроба Господня в Иерусалиме;
– следы первого в истории рукотворного огня;
– исследование феноменального явления, известного, как шаровые молнии Наги (Naga's Fireballs), когда каждый год при первой полной луне 11-го лунного месяца на реке Меконг (Mekong River) сотни красных, розовых и оранжевых шаровых молний взлетают в небо.
Но огонь может приносить не только пользу: если стихия выйдет из-под контроля, то может причинить серьёзный ущерб – сжечь дом и нанести огромный вред здоровью.
Цель– провести исследование огня.
Задачи:
1. Определить роль огня в жизни человека.
2. Дать описание огня.
3. Изучить химические особенности огня.
Объект исследования – огонь.
Предмет исследования – свойства огня.
Гипотеза– если не владеть информацией об особенностях огня, можно причинить вред здоровью и окружающей среде.
Роль огня в жизни человека
Огонь – универсальное средство защиты от диких зверей, холода, темноты – оказался в то же время необходимым средством труда: с его помощью люди еще в древности жарили мясо и выпекали изделия из муки, добывали соль и сушили одежду. Ничто не оказало такого громадного влияния на переход человечества к оседлому образу жизни, как огонь, который, правда, в то время весьма нелегко было добывать. Поэтому огонь нужно было постоянно поддерживать в очагах каждого жилища. Только повседневное использование огня позволило людям впервые осознать существование взаимосвязи природных явлений, преодолеть страх перед «диким зверем», попытаться познать его сущность и «приручить». «Укротить» огонь удалось лишь тогда, когда человек научился не только поддерживать горение, но и самостоятельно добывать огонь.
Значение огня для жизни ощущалось первобытным человеком настолько сильно, что в древности даже возникла легенда о даровании огня людям богами (Приложение 1). При переходе к оседлому образу жизни люди вынуждены были сразу же начать совершенствовать новое средство труда, используя его в первую очередь для развития земледелия. Затем огонь стал использоваться в разнообразных, тесно связанных с земледелием областях человеческой деятельности: при добывании воды, при строительстве жилых зданий и укреплений, для защиты от врагов. Без применения огня нельзя было и разводить домашних животных.
Первобытные земледельческие племена производили столько продуктов питания, что могли прокормить не только самих себя, но и ремесленников. Разделение труда получило дальнейшее развитие после появления и совершенствования гончарного искусства, с которого началось первое широкое использование огня для получения важнейших предметов обихода. Это привело к изготовлению керамических сосудов и иных изделий, предназначенных для сбора, хранения и перевозки воды, а также других продуктов. Развитие гончарного искусства стимулировало широкое применение в первобытной технике еще одного вида природного сырья – различных сортов глины. В результате широкого использования различных сортов глины для изготовления керамических изделий возникла новая область техники того времени – обжиг. При помощи обжига стали изготовлять не только сосуды, но и кирпичи – очень важный строительный материал. Широкое применение различных процессов позволило уже в древности сделать ценные наблюдения и практические открытия. Важнейшими среди них были выделение жира, получение травяных отваров, упаривание растворов, получение яда из семян ядовитых растений для пропитки стрел — очень действенного оружия охотников и воинов. Все эти операции могли быть проведены лишь при нагревании различных продуктов растительного и животного происхождения в сосудах, устойчивых к действию огня. Таким же образом были получены животные жиры и различные масла – важнейшие материалы для осветительных устройств.
Открытое пламя и лучину для освещения со временем сменили факелы и керосиновые лампы. Громадное влияние на развитие техники осветительных устройств оказало использование глиняных, а позже и металлических сосудов; это необычайно усовершенствовало изготовление светильников.
Производство гончарных изделий и другой ремесленной продукции способствовало возникновению торгового обмена, развитие которого стимулировало также расширение потребностей людей в товарах. Оно сильно повлияло не только на становление ремесел, но и на совершенствование языка, письменности, развитие поэзии и искусства.
Результаты наблюдений за процессом обжига керамических изделий и совершенствования разнообразных конструкций печей для обжига способствовали развитию методов регулирования силы огня и достижения высокой температуры, что в свою очередь привело к повышению прочности сосудов после обжига. Достижение высоких температур имело очень важные последствия – оно позволило широко использовать новый вид минерального сырья – металлы.
Таким образом, по мере освоения величайшей стихийной силы природы, происходит развитие и совершенствование человечества. Без огня жизнь на земле невозможна!
К сожалению, огонь оставил и трагические следы в истории всех эпох и народов. По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, Новгород, Ярославль, города Поволжья. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
Таким образом, огонь играет важную роль в развитии современного общества, но, и может причинить большой урон при отсутствии определенных знаний у человека.