К какой группе технологической классификации относится процесс каталитическогориформинга?
a. Химический, деструктивный, каталитический;
b. Химический, деструктивный, термический;
c. Химический, гидрогенизационный, каталитический;
d. Химический, окослительный, каталитический.
23. Какие методы совмещаются при заводской подготовке нефти?
a. Механические, термические;
b. Термические, механические, химические;
c. Термические, электрические, механические;
d. Термические, механические, химические, электрические.
24. Назначение процесса каталитического крекинга:
a. Получение максимального выхода высокооктанового компонента бензинов;
b. Получение максимального выхода высокооктанового компонента бензинов, сжижение газов и компонентов дизельных топлив;
c. Каталитическая ароматизация прямогонных бензинов;
d. Каталитическая изомеризация легких алканов.
25. В каком варианте переработки нефти выделяются масляные фракции нефти?
a. Топливная неглубокая;
b. Топливная глубокая;
c. Масляная;
d. Нефтехимическая.
26. Способы борьбы с коксообразованием при пиролизе углеводородов:
a. Добавка водяного пара;
b. Создание на внутренней поверхности труб пленки;
c. Добавка к сырью ингибиторов коксообразования;
d. Все три способа.
27. Сырье термического крекинга:
a. Мазут;
b. Гудрон;
c. Полугудрон;
d. Нефтяные остатки.
Какие реакторы каталитическогориформинга вы знаете?
a. С неподвижным слоем катализатора;
b. С псевдоожиженным слоем катализатора;
c. С шариковым теплоносителем;
d. Реактор каскадного типа.
В каком процессе применяются четырехфункциональный катализатор?
a. Каталитический крекинг;
b. Гидрокрекинг;
c. Каталитический риформинг;
d. Гидрообессеривание мазута.
30. Укажите правильные технологические параметры процесса термокрекинга:
a. Т = 5000С, Р = 5 МПа;
b. Т = 5000-5500С, Р = 3 МПа;
c. Т = 5500С, Р = 4 МПа;
d. Т = 5000-5500С, Р = 2-4 МПа;
К какой группе по технологической классификации относится процесс каталитического крекинга?
a. Химический, деструктивный, каталитический;
b. Химический, деструктивный, термический;
c. Химический, гидрогенизационный, каталитический;
d. Химический, гидрогенизационный, термический.
32. Какие вы знаете классы демульторов, применяемых при обезвоживании нефти:
a. Катионоактивные;
b. Анионоактивные;
c. Неионогенные;
d. Водорастворимые;
e. Нефтерастворимые.
33. В каком варианте переработки нефти выделяются узкие фракции бензина:
a. Топливная неглубокая;
b. Топливная глубокая;
c. Масляная;
d. Нефтехимическая.
34. Назначение процесса каталитического риформинга:
a. Производство алкилатов;
b. Производство изомеризатов;
c. Ароматизация сырья;
d. Получение высокоиндексных.
35. Катализаторы процесса производств метилтретбутилового эфира:
a. Жидкие кислоты;
b. Ионообменные смолы на полимерном носителе;
c. Основания;
d. Аморфные соединения.
36. Какие аппараты каталитического крекинга вы знаете:
a. Процесс с шариковым теплоносителем;
b. Применение лифт- реактора;
c. Процесс в псевдоожиженном слое;
d. Комбинации лифт-реактора и псевдоожиженного слоя.
37. Сырье процесса гидрокрекинга:
a. Прямогонные бензины;
b. Масляные фракции;
c. Нефтяные остатки;
d. Керосиновые фракции;
e. Любое нефтяное сырье.
38. Назначение процесса каталитической изомеризации низкомолекулярныхалканов:
a. Производство алкилата;
b. Производство оксигената;
c. Производство индивидуальных углеводородов;
d. Производство высокооктановых компонентов бензина.
39. Основные параметры, влияющие на процесс пиролиза углеводородов:
a. Температура, давление;
b. Температура, давление, фракционный состав сырья;
c. Температура, давление, фракционный состав и природа сырья;
d. Температура, давление, фракционный состав и природа сырья, время контакта;
40. Что означает «Спилловер водорода»:
a. Скелетная изомеризация;
b. Структурная изомеризация;
c. Отрыв атом водорода;
d. Миграция атома водорода.
10.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Освоение дисциплины «Химия нефти и газа» предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:
Лекционные занятия
Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализацией любой видео и аудио информацией, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проектного экрана, акустические системы, а также интерактивной трибуны преподавателя, включающей тач-скрип монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с техническими характеристиками не ниже IntelCorei3-2010,DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB,audio,HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применениемсовременных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудование имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.
Комплект электронных презентаций/слайдов.
Аудитория с раздвижной доской, оснащенная таблицами периодической системы Менделеева, основных классов органических соединений
Лабораторные работы
Лаборатория химическая с приточно-вытяжной вентиляцией и водопроводом, оснащенная:
- лабораторными столами,
- электродистиллятором,
- тубусами для дистиллированной воды,
- рН-метром,
- аналитическими весами,
- секундомером,
- штативами для пробирок,
- металлическими штативами с лапками,
- набором химической посуды,
- набором химических реактивов.
Практические занятия
Аудитория с раздвижной доской, оснащенная таблицами периодической системы Менделеева, основных классов органических соединений
11.Указания по работе с литературой, конспектами лекций и учебно-методическими изданиями
Работа с учебной литературой рассматривается как вид самостоятельной учебной работы по дисциплине «Химия нефти и газа» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение.
Каждый студент обеспечен доступом к библиотечным фондами филиала Университета, необходимой для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Каждый студент имеет возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернат:
1.http://www.rsi.ru/ - Российская государственная библиотека (РГБ)
2.http://www.nir.ru:8101/ - Российская национальная библиотека (РНБ)
3.http://www.bibfl.ru/ - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ)
4.http://www.rasl.ru/library/missiya/php/- Библиотека академии наук (БАН)
5.http://www.benran.ru/- Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН)
6.http://www.gpntb.ru/- Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
7.http://www.spsl.nsc.ru/- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН)
8.http://www.nhmgu.ru/- Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова (НБ МГУ)
9.http://www.tonb.ru/- Тюменская областная научная библиотека (ТОНБ)
10.http://www.tsogu.ru/lib/- Библиотечно-информационный центр ТюмГНГУ (БИЦ ТюмГНГУ)
По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов. В ходе лекционных занятий студенты должны вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.
В ходе подготовки к занятиям обучающимся рекомендуется изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свои конспекты лекций, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
Рекомендованные в пособии тексты-источники, тесты, практические задания составлены автором методических указаний на основании следующих базовых источников, которые рекомендованы студентам в качестве основной литературы для подготовки к практическим занятиям, к сдаче зачета по дисциплине.
11.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная
1. Рябов В.Д. Химия нефти игаза. - М.: ИД "Форум", 2009. - 336с. УМО РФ
2. Вержичинская С.В., Дигуров Н.Г., Синицин С.А. Химия и технология нефти и газа: Учеб.пособ. для СПО/ С.В.Вержичинская, Н.Г.Дигуров, С.А.Синицин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ФОРУМ, 2011. -400с.: ил. – (Профессиональное образование)
3. Хаханина Т.И. Органическая химия: учеб.пособ./ Т.И.Хаханина, Н.Г.Осипенкова. – М.: Изд-во «Юрайт»; «Высшее образование», 2010. – 396с. – (Основы наук) УМО
4. Химия нефти и газа. Под ред. В.А.Проскурякова, А.Е. Драбкина. - Л.: Химия, 2011.
5. Иванов В.Г., Горленко В.А., Гева О.Н. Органическая химия. -4-е изд., испр. – М.: «Академия»,2008. - 624с УМО
Дополнительная
6. Леффлер У.Л. Переработка нефти. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2007. - 227с. - (Для профессионалов и неспециалистов). МО РФ
7. Товароведение нефтяных продуктов: Т.1. Общие сведения о нефти и нефтепродуктах./ Д.Л. Рахманкулов, Л.В. Долматов, П.Л. Ольков, А.Х. Аглиуллин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Интер, 2005. - 256с.
8. Шумилова М.А. Пособие по выполнению контрольной работы по химии нефти и газа для студентов заочной формы обучения по направлению (ий) подготовки 21.03.01«Нефтегазовое дело» [электронный вариант].
Методическое издание
Составитель
БондаровскаяЛарисаВладимировна
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ НЕФТИ И ГАЗА»
В авторской редакции
Подписано в печать **.03.2016. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 4,5.
Тираж 100 экз. Заказ № 108.