К какой группе технологической классификации относится процесс каталитическогориформинга?

a. Химический, деструктивный, каталитический;

b. Химический, деструктивный, термический;

c. Химический, гидрогенизационный, каталитический;

d. Химический, окослительный, каталитический.

23. Какие методы совмещаются при заводской подготовке нефти?

a. Механические, термические;

b. Термические, механические, химические;

c. Термические, электрические, механические;

d. Термические, механические, химические, электрические.

24. Назначение процесса каталитического крекинга:

a. Получение максимального выхода высокооктанового компонента бензинов;

b. Получение максимального выхода высокооктанового компонента бензинов, сжижение газов и компонентов дизельных топлив;

c. Каталитическая ароматизация прямогонных бензинов;

d. Каталитическая изомеризация легких алканов.

25. В каком варианте переработки нефти выделяются масляные фракции нефти?

a. Топливная неглубокая;

b. Топливная глубокая;

c. Масляная;

d. Нефтехимическая.

26. Способы борьбы с коксообразованием при пиролизе углеводородов:

a. Добавка водяного пара;

b. Создание на внутренней поверхности труб пленки;

c. Добавка к сырью ингибиторов коксообразования;

d. Все три способа.

27. Сырье термического крекинга:

a. Мазут;

b. Гудрон;

c. Полугудрон;

d. Нефтяные остатки.

Какие реакторы каталитическогориформинга вы знаете?

a. С неподвижным слоем катализатора;

b. С псевдоожиженным слоем катализатора;

c. С шариковым теплоносителем;

d. Реактор каскадного типа.

В каком процессе применяются четырехфункциональный катализатор?

a. Каталитический крекинг;

b. Гидрокрекинг;

c. Каталитический риформинг;

d. Гидрообессеривание мазута.

30. Укажите правильные технологические параметры процесса термокрекинга:

a. Т = 5000С, Р = 5 МПа;

b. Т = 5000-5500С, Р = 3 МПа;

c. Т = 5500С, Р = 4 МПа;

d. Т = 5000-5500С, Р = 2-4 МПа;

К какой группе по технологической классификации относится процесс каталитического крекинга?

a. Химический, деструктивный, каталитический;

b. Химический, деструктивный, термический;

c. Химический, гидрогенизационный, каталитический;

d. Химический, гидрогенизационный, термический.

32. Какие вы знаете классы демульторов, применяемых при обезвоживании нефти:

a. Катионоактивные;

b. Анионоактивные;

c. Неионогенные;

d. Водорастворимые;

e. Нефтерастворимые.

33. В каком варианте переработки нефти выделяются узкие фракции бензина:

a. Топливная неглубокая;

b. Топливная глубокая;

c. Масляная;

d. Нефтехимическая.

34. Назначение процесса каталитического риформинга:

a. Производство алкилатов;

b. Производство изомеризатов;

c. Ароматизация сырья;

d. Получение высокоиндексных.

35. Катализаторы процесса производств метилтретбутилового эфира:

a. Жидкие кислоты;

b. Ионообменные смолы на полимерном носителе;

c. Основания;

d. Аморфные соединения.

36. Какие аппараты каталитического крекинга вы знаете:

a. Процесс с шариковым теплоносителем;

b. Применение лифт- реактора;

c. Процесс в псевдоожиженном слое;

d. Комбинации лифт-реактора и псевдоожиженного слоя.

37. Сырье процесса гидрокрекинга:

a. Прямогонные бензины;

b. Масляные фракции;

c. Нефтяные остатки;

d. Керосиновые фракции;

e. Любое нефтяное сырье.

38. Назначение процесса каталитической изомеризации низкомолекулярныхалканов:

a. Производство алкилата;

b. Производство оксигената;

c. Производство индивидуальных углеводородов;

d. Производство высокооктановых компонентов бензина.

39. Основные параметры, влияющие на процесс пиролиза углеводородов:

a. Температура, давление;

b. Температура, давление, фракционный состав сырья;

c. Температура, давление, фракционный состав и природа сырья;

d. Температура, давление, фракционный состав и природа сырья, время контакта;

40. Что означает «Спилловер водорода»:

a. Скелетная изомеризация;

b. Структурная изомеризация;

c. Отрыв атом водорода;

d. Миграция атома водорода.

10.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины «Химия нефти и газа» предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:

Лекционные занятия

Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализацией любой видео и аудио информацией, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проектного экрана, акустические системы, а также интерактивной трибуны преподавателя, включающей тач-скрип монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с техническими характеристиками не ниже IntelCorei3-2010,DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB,audio,HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применениемсовременных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудование имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.

Комплект электронных презентаций/слайдов.

Аудитория с раздвижной доской, оснащенная таблицами периодической системы Менделеева, основных классов органических соединений

Лабораторные работы

Лаборатория химическая с приточно-вытяжной вентиляцией и водопроводом, оснащенная:

- лабораторными столами,

- электродистиллятором,

- тубусами для дистиллированной воды,

- рН-метром,

- аналитическими весами,

- секундомером,

- штативами для пробирок,

- металлическими штативами с лапками,

- набором химической посуды,

- набором химических реактивов.

Практические занятия

Аудитория с раздвижной доской, оснащенная таблицами периодической системы Менделеева, основных классов органических соединений

11.Указания по работе с литературой, конспектами лекций и учебно-методическими изданиями

Работа с учебной литературой рассматривается как вид самостоятельной учебной работы по дисциплине «Химия нефти и газа» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение.

Каждый студент обеспечен доступом к библиотечным фондами филиала Университета, необходимой для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Каждый студент имеет возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернат:

1.http://www.rsi.ru/ - Российская государственная библиотека (РГБ)

2.http://www.nir.ru:8101/ - Российская национальная библиотека (РНБ)

3.http://www.bibfl.ru/ - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ)

4.http://www.rasl.ru/library/missiya/php/- Библиотека академии наук (БАН)

5.http://www.benran.ru/- Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН)

6.http://www.gpntb.ru/- Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)

7.http://www.spsl.nsc.ru/- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН)

8.http://www.nhmgu.ru/- Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова (НБ МГУ)

9.http://www.tonb.ru/- Тюменская областная научная библиотека (ТОНБ)

10.http://www.tsogu.ru/lib/- Библиотечно-информационный центр ТюмГНГУ (БИЦ ТюмГНГУ)

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов. В ходе лекционных занятий студенты должны вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.

В ходе подготовки к занятиям обучающимся рекомендуется изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свои конспекты лекций, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

Рекомендованные в пособии тексты-источники, тесты, практические задания составлены автором методических указаний на основании следующих базовых источников, которые рекомендованы студентам в качестве основной литературы для подготовки к практическим занятиям, к сдаче зачета по дисциплине.

11.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная

1. Рябов В.Д. Химия нефти игаза. - М.: ИД "Форум", 2009. - 336с. УМО РФ

2. Вержичинская С.В., Дигуров Н.Г., Синицин С.А. Химия и технология нефти и газа: Учеб.пособ. для СПО/ С.В.Вержичинская, Н.Г.Дигуров, С.А.Синицин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ФОРУМ, 2011. -400с.: ил. – (Профессиональное образование)

3. Хаханина Т.И. Органическая химия: учеб.пособ./ Т.И.Хаханина, Н.Г.Осипенкова. – М.: Изд-во «Юрайт»; «Высшее образование», 2010. – 396с. – (Основы наук) УМО

4. Химия нефти и газа. Под ред. В.А.Проскурякова, А.Е. Драбкина. - Л.: Химия, 2011.

5. Иванов В.Г., Горленко В.А., Гева О.Н. Органическая химия. -4-е изд., испр. – М.: «Академия»,2008. - 624с УМО

Дополнительная

6. Леффлер У.Л. Переработка нефти. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2007. - 227с. - (Для профессионалов и неспециалистов). МО РФ

7. Товароведение нефтяных продуктов: Т.1. Общие сведения о нефти и нефтепродуктах./ Д.Л. Рахманкулов, Л.В. Долматов, П.Л. Ольков, А.Х. Аглиуллин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Интер, 2005. - 256с.

8. Шумилова М.А. Пособие по выполнению контрольной работы по химии нефти и газа для студентов заочной формы обучения по направлению (ий) подготовки 21.03.01«Нефтегазовое дело» [электронный вариант].

Методическое издание

Составитель

БондаровскаяЛарисаВладимировна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИМИЯ НЕФТИ И ГАЗА»

В авторской редакции

Подписано в печать **.03.2016. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 4,5.

Тираж 100 экз. Заказ № 108.

Наши рекомендации