Антиобледенительные жидкости

Основным средством, применяемым в мировой и отечественной практике для защиты от наземного обледенения самолетов, являются противообледенительные жидкости (ПОЖ). Они обеспечивают как удаление льда, снега, инея, так и предотвращение их образования на поверхности ВС.

В настоящее время в гражданской авиации РФ для проведения противообледенительных обработок используются жидкости “АРКТИ-КА”, “АРКТИКА-200”, “АРКТИКА ОС-2”.

ПОЖ “АРКТИКА” представляет собой водный раствор этиленгликоля с добавлением 0,5% противокоррозийной присадки динатрий фосфат (Na2HPO4). Присадка предотвращает коррозию металлических частей самолета, не разрушает лакокрасочных покрытий и резинотехнических изделий. Температура застывания Антиобледенительные жидкости - student2.ru °С. Применяется до температур наружного воздуха -30°С в неразбавленном состоянии и подогретой до температур 80…90°С. Используется для удаления снежно-ледовых образований. Обладает малой предохраняющей способностью в условиях наземного обледенения: время защитного действия не более 3..5 мин.

ПОЖ “АРКТИКА-200” представляет собой водный раствор этиленгликоля, к которому добавлены противокоррозийная присадка динатрий фосфат в количестве 1,5%, поверхностно-активные вещества и загуститель. Обладает щелочной реакцией среды (рН = 7,0…9,0), имеет по сравнению с “АРКТИКОЙ” более высокую вязкость и плотность. Применяется до температуры наружного воздуха - 45°С для удаления снежно-ледовых образований, предотвращения повторного обледенения. Обладает значительной предохраняющей способностью.

При удалении снежно-ледовых образований с поверхности самолета жидкость “АРКТИКА-200” подогревают до температуры 80…90°С. С целью экономии жидкости “АРКТИКА-200” разбавляют водой: 70 частей воды (по объему) на 100 частей жидкости при температуре наружного воздуха выше -30°С и 30 частей воды на 100 частей жидкости при температуре от -30°С до -50°С.

Допускается удаление снежно-ледовых отложений горячей водой с последующим немедленным опрыскиванием холодной неразбавленной жидкостью “АРКТИКА-200”.

После нанесения жидкости “АРКТИКА” или “АРКТИКА-200” обшивка самолета становится скользкой, что необходимо учитывать при техническом обслуживании.

С 1994 г. введена в эксплуатацию жидкость “АРКТИКА ОС-2”. Она представляет собой водный раствор этиленкликоля, содержит противокоррозийную присадку и структурообразователи, обеспечивающие вязкостные и пленкообразующие свойства жидкости. Кинематическая вязкость жидкости ОС-2 при температуре +20°С составляет 60…100мм2/с(сСт); температура застывания -56°С; температура кипения +108°С. После выкипания воды температура вспышки в открытом тигле составляет +128°С, воспламенения +380°С.

По сравнению с “АРКТИКОЙ” и “АРКТИКОЙ-200” жидкость ОС-2 имеет существенные преимущества:

- большее время защитного действия (до 40 мин);

- меньшая кинематическая вязкость, облегчающая прокачку и распыл жидкости в условиях низких температур;

- «аэродинамическая пригодность», то есть обеспечение эффекта сдувания жидкости с поверхности самолета при достижении определенной скорости при разбеге на этапе взлета.

Благодаря своим структурно-вязкостным свойствам жидкость ОС-2 при обработке самолета образует на его поверхности защитную пленку. Эта пленка в процессе разбега самолета подвергается сдвиговому воздействию от потока воздуха. При достижении скорости около 70 км/час вязкость жидкости резко падает и она срывается с поверхности крыла и оперения, оставляя практически чистыми несущие и управляющие поверхности.

Обработка самолетов жидкостью ОС-2 производится с помощью передвижной установки типа “Элефант”, в состав которой входят насосные и регулирующие устройства, не вызывающие сдвиговых напряжений в жидкости и снижения её вязкости.

Все три противообледенительные жидкости являются ядовитыми веществами: проникают через неповрежденную кожу и органы дыхания, поражая нервную систему, легкие, печень и почки. Приём внутрь 100..200 г данных жидкостей является смертельной дозой для человека. В аэродромных условиях особенно опасно вдыхание мелко распыленной жидкости-аэрозоля. Поэтому технический персонал, производящий обработку самолета, должен располагаться так, чтобы ветер относил от него распыленную жидкость, и, кроме того, иметь средства индивидуальной защиты дыхательных путей, лица и кожи рук.

Литература

1. Литвинов А.А. Основы применения горюче-смазочных материалов в гражданской авиации. Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1987. –308 с.

2. Рыбин Н.П. Авиационные смазочные материалы и спецжидкости. – М.: МИИГА, 1985. – 124 с.

3. Рыбин Н.П. Авиационные горюче-смазочные материалы. М. –МИИГА, 1980. –112 с.

4. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник /под ред. В.М.Школьникова. – М.: Изд. Центр «Техноформ», 1999. - 596 с.

5. Фадин В.П. Горюче-смазочные материалы. Текст лекций. –Егорьевск: ЕАТК, 1997. –103с.

6. Химмотология в гражданской авиации. Справочник /В.А.Пискунов, В.Н.Зрелов, В.Т.Василенко идр. – М.: Транспорт, 1983. –248 с.

7. Чулков П.В., Чулков И.П. Топлива и смазочные материалы: ассортимент, качество, применение, экономия, экология. –М.: Политехника, 1996. –302 с.

8. Яновский Л.С., Дубовкин Н.Ф., Галимов Ф.М. и др. Горюче-смазочные материалы для авиационных двигателей /Казанский Гос.Техн.Университет им. А.Н.Туполева. –Казань, 2002. –400с.

9. Дичаковский В.Б., Лабендик В.П., Мухин В.Н. Химмотология смазочных материалов и технических жидкостей для автомобилей европейского рынка. Учебно-техническое издание. – Рига: ИТС, 2002. –132 с.

Наши рекомендации