Тема «Спирты (алканолы), тиолы, простые эфиры, сульфиды».
I.Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Какую функциональную группу содержат спирты?
2. Какой тип связи называется водородной? Как наличие этой связи отражается на свойствах спиртов?
3. Написать уравнения реакций взаимодействия этанола с: а)мет Na; б) уксусной кислотой; в) HBr.
4. Привести схемы реакций внутримолекулярной и межмолекулярной дегидратации этанола с указанием условий реакций.
5. Привести структурные формулы бутиловых спиртов.
6. Назвать следующие вещества:
СН3 – О- СН3; СН3- О-С2Н5; СН3-СН – О – СН3
|
CH3
II. Целевые задачи.
Студент должен знать: | Литература |
1.Функциональную группу спиртов. 2.Гомологический ряд спиртов; 3.Изомерию и номенклатуру их. 4.Физические свойства спиртов, их спектральную идентификацию 5.Химические свойства спиртов: - реакции нуклеофильного замещения - реакции отщепления; - кислотно-основные свойства; - реакции окисления и восстановления; 6.Способы получения спиртов, тиолов - гидролиз галогеналканов;- гидратация алкенов; - восстановление карбонильных соединений; - брожение сахаристых веществ; - присоединение сероводорда к алкенам; 7.Многоатомные спирты: - качественная реакция; - дегидратация гликолей: образование диоксана из этиленгликоля; ТГФ из тетраметиленгликоля. 8.Важнейшие представители и их физиологическое действие. 9.Простые эфиры: - формулы простых эфиров и их названия; - простые эфиры-это инертные вещества, но в жестких условиях они подвергаются ацидолизу – расщепляются под действием HI. - взаимодействие со щелочными металлами; - с кислотами образуются оксониевые соли; - радикальные реакции по α- углеродному атому: хлорирование, окисление с образованием гидроперекисей. | ОСНОВНАЯ 1. Э.Т.Оганесян Органичекая химия «Академия», 2011. с 144,168. 2. В.Л.Белобородов, С.Э.Зурабян и др. Органическая химия, основной курс – учебник для вузов. М.: Издательский центр «Дрофа»,2002г стр.340 3. О.Я.Нейланд Органическая химия, Учеб.для хим. спец. вузов.-М. Высш. шк.,1990. с. 280.) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. К. Ингольд Теоретические основы органической химии, перевод с англ.М. Мир, 1973 2.Щеголев Органическая химия, учеб. Пособие для студ. мед. и фарм. обр-ю, Архангельск, 2008г., с. 113. |
Студент должен уметь: | |
1. писать структурные формулы изомерных спиртов и тиолов, называть их; 2. записывать уравнения реакций получения спиртов и тиолов: гидролизом галогеналканов, гидратацией алкенов, гидрированием каорбонильных соединений, оксосинтезом через альдегиды и кетоны, сбраживанием сахаристых веществ; присоединением сероводорода к алкенам. 3. в общей формуле спиртов распознавать активные центры и записывать уравнениями реакций химические свойства спиртов: кислотно-основные (взаимодействие с мет.Na, NaOH, 4. влияние заместителей на кислотность спиртов; 5. реакции с участием нуклеофильного центра: О-алкилирования – синтез Вильямсона (образование простых эфиров); О-ацилирование (образование сложных эфиров); 6. реакции с участием электрофильного центра: замещение ОН группы спиртов на галоген; 7. реакции с участием СН-кислотного центра (элиминирования); 8. реакции окисления спиртов, условия дегидрирования первичных, вторичных и третичных спиртов; 9. называть отдельные представители спиртов, тиолов, особенности их химического поведения. 10. называть формулы простых эфиров, сульфидов и по названиям писать формулы их; |
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме :
1. Спирты имеют функциональную группу…………, а тиолы……………
2. В зависимости от количества –ОН групп спирты и тиолы делятся на
…………………………………………………………………………….
3. В зависимости от положения – ОН и SH- групп одноатомные
спирты и тиолы делятся на……………………………………………….
4. Первичные спирты окисляются до………………, а вторичные-до………….
Префикс тио- означает замену атома кислорода на атом…………..
5. Схема процесса брожения глюкозы.
6. Назвать по заместительной номенклатуре:
7. Написать структурные формулы следующих соединений:
3-бромгексанол-2; 2-метил-3-этилпентанол-1; пара-меркаптотолуол;
2,7-дихлороктандиол-4,5; 5-метил-4-гексен-1-инол-3.
8.Осуществить превращения:
С2H4 X Y C2H5 – O – C2H5
9. Составить уравнения реакций взаимодействия пропанола-2
(изопропилового спирта) с металлическим натрием и
бромоводородом, назвать продукты реакций и условия их получения.
10. Составить уравнения реакций гидрирования, гидратации,
галогенирования и гидрогалогенирования 2-пропенола-1.
Назвать продукты реакций.
11.Сколько спиртов имеют молекулярную формулу С5Н12О.
Составить структурные формулы этих веществ и назвать их.
Только ли спиртам соответствует эта формула?
12.Дописать уравнения реакций:
R-OH + HBr
CH2=CH-CH3 +H2O
дрожжи
C6H12O6
СН3СН2Br +NaOH
С2Н5СI + NaSH
13.Предложить способы получения этанола из: а) метаналя, б) этаналя, в) этена, г) этоксиэтана, д) этилпропионата, е) этилхлорида.
14. Решить задачу: Какую массу карбида кальция надо добавить к 150 мл этанола плотностью 0,8 г/мл для получения абсолютного (безводного) спирта, если массовая доля этанола в спирте составляет 96%? Какая масса абсолютного спирта будет получена при этом? ( Ответ: 8,53гСаС2; 115,2г абсолютного спирта).
15.Какие характеристические полосы поглощения будут присутствовать в ИК-спектре этанола, метантиола?
Тест для самоконтроля
1. Назовите по систематической номенклатуре спирт строения
а) 1-метилэтанол-1 б) 2-метилэтанол-1
в) изопропиловый спирт г) пропанол-2
2. Алкоголятами называются продукты взаимодействия:
а) фенолятов с активными металлами
б) спиртов с галогеноводородами
в) спиртов с карбоновыми кислотами
г) спиртов с активными металлами
3. Укажите названия первичных спиртов:
a) этанол б) изопропиловый спирт
в) пропиловый спирт г) изобутиловый спирт
4. Какие виды изомерии возможны для предельного одноатомного спирта с тремя атомами углерода в структуре:
a) углеродного скелета б) положения гидроксильной группы
в) межклассовая г) геометрическая
5. Изомерами диэтилового эфира являются:
a) изопропиловый спирт б) бутанол-1
в) 2-метилпропанол-2 г) бутанол-2
6. Отметьте названия гомологов диметилового эфира:
a) метилэтиловый эфир б) орто-крезол
в) диэтиловый эфир г) этандиол-1,2
7. Охарактеризуйте спирт строения
a) вторичный спирт б) называется: 2-этилпропанол-1
в) гомолог бутанола-1 г) называется: 2-метилбутанол-1
8. Этиленгликоль можно получить:
a) взаимодействием ацетилена с водой
б) взаимодействием этилена с холодным слабощелочным водным раствором KMnO4
в) взаимодействием 1,2-дихлорэтана с водным раствором щёлочи
г) взаимодействием этилена с водой
9. При окислении первичного спирта можно получить:
a) карбоновую кислоту б) альдегид
в) углекислый газ г) простой эфир
10. Между молекулами каких веществ в растворах устанавливаются достаточно прочные водородные связи?
a) вода б) метанол
в) диэтиловый эфир г) этиленгликоль
11. Сколько изомерных тиоспиртов отвечает формуле С4Н9SН?
a) 2 б) 4 в) 3 г) 5
12. Укажите промышленные способы получения этанола:
a) гидратация этилена
б) гидратация ацетилена
в) гидролиз клетчатки и сбраживание полученной глюкозы
г) взаимодействие хлорэтана с водным раствором Са(ОН)2
13. Как можно выразить состав предельных одноатомных спиртов и тиолов?
a) CnH2n+1OH б) CnH2nO
в)CnH2n+2O г) СnH2n+1SH
14. Укажите название вещества, при внутримолекулярной дегидратации которого может образоваться пентен-2:
а) пентанол-1 б) пентанол-2
в) гексанол-2 г) 2-метилбутанол-1
15. В реакциях с каким веществом от спиртов отщепляется группа ОН?
a) натрий б) бромоводород
в) уксусная кислота г) калий
16. Какое вещество можно распознать с помощью свежеприготовленного гидроксида меди(II)?
a) метанол б) бензол
в) глицерин г) этилен
17. Пропанол-1 и пропанол-2 по отношению друг к другу являются:
a) гомологами б) изомерами
в) ни гомологами, ни изомерами
18. Какие вещества являются изомерами диэтилового эфира?
а) фенол б)бензиловый эфир в) бутанол-1 г) метилпропиловый эфир
19. Выберите название спирта, который преимущественно получается при гидратации алкена строения
a) 2-метилбутанол-4 б) 3-метилбутанол-2
в) 2-метилбутанол-3 г) 2-метилбутанол-2
Ответы: 1 a; 2 г;3 a,в; 4б;5 б,d;6a,в;7г;8 в;9 а,в; 10 a,б,г;11 в;12 а,б,г;13 а, г;14б;15б;16в;17б;18г;19б.
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фарм. факультета по курсу органической химии.
Тема «Фенолы»
I.Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Привести структурные формулы всех изомерных фенолов состава С7Н8О.
2. Написать структурные формулы следующих веществ: фенола, о-крезола (о –метилфенола), гидрохинона ( п-гидроксифенола), пирокатехина (1,2-дигидроксибензола), резорцина (1,3- дигидроксибензола), бензилового спирта, пирогаллола (1,2,3 – тригидроксибензола).
3. Способ получения фенола из бензола в две стадии.
4. Почему фенол «кислее» воды и спиртов?
5. Как влияют электронодонорные и электроноакцепторные заместители на кислотные свойства фенола?
6. Как влияет наличие гидроксогруппы на ароматичность кольца?
7. Записать уравнение реакции бромирования фенола.
II.Целевые задачи:
Студент должен знать: | Литература |
1. Фенолы и ароматические спирты –это не одно и то же; формулы и названия двухатомных фенолов и продуктов их окисления; 2. Почему фенол «кислее» воды и спиртов, от чего это зависит; 3. Как разные по электроотрицательности заместители в фенолах сказываются на их кислотных свойствах; 4. Химические свойства фенолов: их взаимодействие с о щелочами, ацилирование, нуклеофильное замещение гидроксогруппы на хлор в присутствии электроноакцепторных заместителей, на аминогруппу; электрофильное замещение (-ОН группа – это орто-, пара- ориентант): бромирование, нитрование, сульфирование, алкилирование и ацилирование по Фриделю-Крафтсу; образование фенолформальдегидной смолы 5. Способы получения фенолов: сплавлением аренсульфоновых кислот со щелочами, гидролизом галогенаренов, гидролизом арендиазониевых солей | ОСНОВНАЯ 1.Э.Т.Оганесян Органичекая химия «Академия», 2011. с 156. 2. В.Л.Белобородов, С.Э.Зурабян и др. Органическая химия, основной курс – учебник для вузов. М.: Издательский центр «Дрофа»,2002г стр.363…, 390… 3. О.Я.Нейланд Органическая химия, Учеб.для хим. спец. вузов.-М. Высш. шк.,1990. с. 312.) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. К. Ингольд Теоретические основы органической химии, перевод с англ.М. Мир, 1973 2.Щеголев Органическая химия, учеб. Пособие для студ. мед. и фарм. обр-ю, Архангельск, 2008г., с. 450. |
Студент должен уметь: | |
1. писать формулы одно- , двух и трехатомных фенолов, называть их; 2. отличать фенолы от ароматических спиртов; 3. сравнивать кислотные свойства фенола и его замещенных; 4. писать уравнения реакций, отражающие химические свойства фенола: нуклеофильные свойства: алкилирование (образование простых эфиров), ацилирование ( образование сложных эфиров); электрофильное замещение: галогенирование, нитрование, алкилирование и ацилирование в кольцо по Фриделю-Крафтсу, сульфирование, взаимодействие с формальдегидом. нуклеофильное замещение ОН группы на СI в присутствии электроноакцепторных заместителей; реакции окисления и восстановления; цветные реакции на фенолы; 5. подтверждать уравнениями реакций взаимное влияние гидроксогруппы и бензольного кольца; 6. писать уравнения реакций получения фенола и двухатомных фенолов; 7. называть важнейшие представители и их физиологическое действие. |
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Привести структурные формулы всех изомерных: а) фенолов состава С7Н8О;
б) ароматических спиртов состава С8Н10О; в) двухатомных фенолов состава
С6Н6О2. Назвать все соединения.
2. Какие из соединений:
a) фенол;
b) бензиловый спирт;
c) о-крезол;
d) β-фенилэтиловый спирт;
e) анизол (метоксибензол)
f) салициловая кислота
будут давать цветную реакцию при действии водного раствора FeCl3?
3. Сравнить отношение к действию окислителей следующих соединений:
а) бензола; б) толуола в) бензилового спирта; г) фенола; д) гидрохинона.
4. Качественные реакции на этанол (образование этилацетата; образование иодоформа), на глицерин ( обраование хелатного комплекса, акролеиновая проба), на фенол ( с водным раствором FeCI3, образование трибромфенола).
5.Написать реакции, лежащие в основе технических методов получения фенола:
a) из бензолсульфокислоты;
б) из хлорбензола;
в) из кумола (изопропилбензола). Указать условия. В чём преимущество кумольного метода перед другими?
6.Осуществить превращения:
Карбид кальция ацетилен бензол Х фенол
6.сравнить реакционную способность бензола и фенола в реакциях электрофильного замещения. Привести реакции нитрования, бромирования , сульфирования. Действием каких реагентов и в каких условиях осуществляются эти реакции?
7. Привести структурные формулы соединений: фенола, о-крезола
(о-метилфенола), гидрохинона, пирокатехина, резорцина, бензилового спирта,
анизола (метилфенилового эфира), фенетола (этилфенилового эфира), дифенилового эфира, аллилфенилового эфира, фенилацетата, фенилбензоата, фенолята натрия.
8.В каждой группе расположить соединения в порядке уменьшения кислотности: а) серная кислота, угольная кислота, фенол, вода;
б) фенол, бензиловый спирт, бензойная кислота;
в) фенол, п-нитрофенол, м-нитрофенол, 2,4-динитрофенол, 2,4,6-тринитрофенол.
9.Кумольный способ получения фенола
10.При лечении катаров дыхательных путей используют гваякол (2-метоксифенол). Предложить способ его получения из хлорбензола с помощью последовательных реакций.
11.Сравнить кислотные свойства фенола, этанола и пикриновой кислоты.
12.Сравнить нуклеофильные свойства этанола и фенола.
13.Как с помощью ИК-спектроскопии доказать наличие гидроксогрупп в этаноле и феноле?
14.Решить задачи:
а) Определить массу 10%-го раствора гидроксида натрия, необходимого для реакции с 42,3 г фенола.
б) Какая масса 96% -ной азотной кислоты потребуется для реакции с 470г фенола, если выход продукта составил 90%.
Тесты для самоконтроля:
1. Кислотные свойства наиболее выражены у
a) фенола b) метанола
c) этанола d) глицерина
2. Укажите название вещества с наиболее сильными кислотными свойствами:
a) метанол б)вода
в) диметиловый эфир г) фенол
3. С какими веществами реагируют как фенол, так и бензол?
a) бром б) натрий
в) нитрующая смесь г) водный раствор гидроксида натрия
4. Укажите число σ-связей в молекуле фенола:
a) 11 б) 12 в) 13 г) 15
5. Для обнаружения фенола используются:
a) хлороводород
b) свежеприготовленный гидроксид меди (II)
c) хлорид железа (III)
d) бромная вода
6. Какое вещество используется как антисептик?
a) бензол
b) толуол
c) диметиловый эфир
d) фенол
7. В каких парах оба вещества являются изомерами по отношению друг к другу?
a) этанол и диметиловый эфир
b) пропанол-1 и изопропиловый спирт
c) фенолят натрия и этилат натрия
d) 2-метилпропанол-1 и 2-метилпропанол-
8. При взаимодействии фенола с какими веществами замещению подвергается
атомы водорода в бензольном кольце?
a) азотная кислота
b) бромная воды
c) гидроксид натрия
d) калий
9. Фенол от спирта можно отличить реакцией с
a) Na b) NaOH в) NaHSO4 c) NaNO3
10. Какие реакции подтверждают взаимное влияние гидроксогруппы и бензольного кольца ?
a) взаимодействие с NaOH b) образование простого эфира
с) замещение водорода в бензольном кольце на галогены
d) реакция присоединения.
Ответы: 1. a; 2. d; 3. a,в; 4. c; 5. c; 6. d; 7. a,b,d; 8. a,b; 9.b; 10. a,c
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фарм. факультета по курсу органической химии.
Тема «Альдегиды и кетоны».
I.Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
1. Какие классы органических соединений вам уже известны?
2. Какую функциональную группу содержат альдегиды и кетоны.
3. Какие химические свойства объясняются наличием этой группы? Особенности химического поведения изученных классов веществ.
4. Важнейшие способы получения альдегидов и кетонов.
5. Составить структурные формулы бутаналя и диметилкетона, а также продуктов их гидрирования.
6. Написать структурные формулы всех изомерных альдегидов и кетонов состава С4Н8О и назвать их.
7. Привести структурные формулы соединений: а) пентаналя; 2-метилбутаналя;β- метилпентаналя; пропеналя (акролеина); бензальдегида; 2-метилпентанона-3;
II. Целевые задачи:
Студент должен знать | Литература |
1. Функциональную группу альдегидов и кетонов: карбонильную группу и ее строение. 2. Изомерию и номенклатуру альдегидов и кетонов. 3. Физические свойства. 4. Химические свойства: -реакции нуклеофильного присоединения; - реакции замещения в радикале; - реакции окисления-восстановления. 5. Способы получения: - гидролиз геминальных дигалогеналканов; - окисление одноатомных спиртов; - секстетные перегруппировки α- гликолей; - гидратация ацетиленовых углеводородов; - озонолиз этиленовых углеводородов; - гидроформилирование алкенов; - пиролиз бариевых или кальциевых солей карбоновых кислот. 6. Важнейшие представители и их физиологическая роль: наркотические свойства, дезинфицирующее действие, токсичность. 7. II. Непредельные 8. Кетен: строение, химическое поведение, способы получения. 9. Непредельные карбонильные соединения с сопряженными π- связями: акролеин, кротоновый альдегид. Названия, физические свойства, физиологическое действие. 10. III. Дикарбонильные соединения: глиоксаль, диацетил, малоновый альдегид, ацетилацетон, янтарный альдегид, ацетонилацетон. 11. Классификация: α, β, γ-дикарбонильные соединения, различия в их химических свойствах. | ОСНОВНАЯ 1.Э.Т.Оганесян Органичекая химия «Академия», 2011. с 180. 2. В.Л.Белобородов, С.Э.Зурабян и др. Органическая химия, основной курс – учебник для вузов. М.: Издательский центр «Дрофа»,2002г стр.420 3.О.Я.Нейланд Органическая химия, Учеб.для хим. спец. вузов.-М. Высш. шк.,1990. с. 435.) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. К. Ингольд Теоретические основы органической химии, перевод с англ.М. Мир, 1973 2. Щеголев Органическая химия, учеб. Пособие для студ. мед. и фарм. обр-ю, Архангельск, 2008г., с. 213. |
Студент должен уметь: | |
1. записывать структурные формулы альдегидов и кетонов по их названиям; 2. называть формулы их; 3. способы получения их; 4. выделять реакционные центры в формуле; 5. называть основные химические свойства и записывать уравнения реакций, характерные для альдегидов и кетонов, а именно: 6. реакции нуклеофильного присоединения: образование бисульфитного производного, циангидрина, полуацеталей и ацеталей со спиртами, альдиминов с аммиаком, гидразонов и азинов с гидразином и его производными, оксимов с гидроксиламином, альдольной и кротоновой конденсации; 7. реакции замещения в радикале, 8. образование фенол-формальдегидной смолы, 9. реакции Канниццаро, 10. реакции идентификации альдегидов и кетонов: восстановление аммиачного раствора оксида серебра (реактива Толленса), восстановления меди. |
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
1. Альдегиды и кетоны содержат……………………………….группу.
2. Написать структурные формулы следующих альдегидов:
2-метилпентаналь; 2,3-диметилпентаналь;
3. Назвать по заместительной номенклатуре ИЮПАК:
СН3-СН2-СН2-СОН; СН3 – СН – СН –СН-СОН
| | |
СН3- СН2- СО –СН3 CH3 CH3 CH3
4.Осуществить следующие превращения:
Этаналь этанол этилен ацетилен
уксусный альдегид
5.Какой объем формальдегида надо растворить в воде массой
300г для получения формалина с массовой долей
формальдегида 40%? Какая масса формалина будет получена?
(149,3л; 500г)
6.Осуществить превращения:
карбид алюминия метан ацетилен этаналь
7. Какое количество вещества формальдегида содержится в
растворе объемом 3л и плотностью 1,06 г/мл, массовая доля
СН2О в котором равна 20%? (21,2моля)
8. Назвать приведенные ниже соединения по международной
номенклатуре: а) пропионовый альдегид; б) ацетон;
в)метилизопропилкетон. г) изовалериановый альдегид.
8. Какие реакционные центры присутствуют в молекулах альдегидов?
9. Какие вещества дают иодоформную реакцию? Привести пример.
10. Записать реакции «медного» ( проба Троммера) и «серебряного»
(проба Толленса) зеркала.
11.Записать уравнения реакций получения ацетона из ацетата натрия.
12. Реакции нуклеофильного присоединения к карбонильным
соединениям:
а) получить бисульфитное производное ацетона;
б) присоединение синильной кислоты к этаналю –
циангидринный синтез;
в) присоединение магнийорганических соединений к
карбонильным соединениям и последующий гидролиз.
13. Записать уравнение реакции получения оксима ацетона.
14.Получить ацетон кумольным способом.
Тест для самоконтроля по альдегидам и кетонам
1.Альдегиды и кетоны содержат
а) гидроксогруппу; б) карбоксильную группу; в) карбонильную группу.
2.Карбонильная группа предполагает реакции:
а) электрофильного замещения; в) электрофильного присоединения;
б) нуклеофильного замещения; г) нуклеофильного присоединения
3.Реакции нуклеофильного присоединения – это взаимодействие с :
а) бисульфитом натрия; б) спиртом; в) тиолами;
г) гидразинами; д) гидроксиламином; е) синильной кислотой;
4.Уксусный альдегид реагирует с каждым из двух веществ:
а) аммиачным раствором оксида серебра и кислородом;
б) гидроксидом меди (II) и оксидом кальция;
в) соляной кислотой и серебром;
г) гидроксидом натрия и водородом.
5. Взаимодействуют между собой:
А) этанол и хлорид натрия;
Б) уксусная кислота и хлор;
В) этаналь и бисульфит натрия;
Г) метан и гидроксид меди
6. При окислении альдегидов образуется:
а) спирты б) кетоны в) кислоты г) эфиры
7. Что образуется при окислении метаналя?
а) метановая кислота б) метанол в) ацетон г) уксусная кислота
8. Реакцию «серебряного зеркала дают:
а) метаналь б) метановая кислота в) метанол г) глицерин
9.При окислении вторичных спиртов образуются:
а) альдегиды; б) кислоты в) кетоны г) спирты
10. Галоформная реакция является качественной на:
А) многоатомные спирты; Б) карбоновые кислоты;
В) карбонильные соединения, содержащие метильную группу;
Ответы:1-в; 2-г; 3- со всеми; 4-а; 5 – б,в; 6-в; 7- а; 8 –а,б; 9-в; 10-в
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фарм. факультета по курсу органической химии.
Тема «Карбоновые кислоты».
I.Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
- Какую функциональную группу содержат карбоновые кислоты?
- Записать структурные формулы следующих веществ: метановая кислота, 2-метилбутановая кислота, 2,3-диметилпентановая кислота, 2,3,4-трихлорпропановая кислота.
- Как различить растворы этанола, муравьиной и уксусной кислот?
- Осуществить превращения:
метан Х У этановая кислота
- Сколько изомерных одноосновных карбоновых кислот может соответствовать формуле С5Н10О2?
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: | Литература: |
1. Предельные монокабоновые кислоты. 2. Функциональную группу карбоновых кислот: карбоксильную группу и ее строение. 3. Номенклатуру и изомерию моно-карбоновых кислот. 4. Физические свойства их. 5. Химические свойства: (реакционные центры карбоновых кислот) - кислотно-основные свойства; - реакции нуклеофильного замещения; - реакции с участием α-водородных атомов; - реакции декарбоксилирования кислот и их солей; - дегидратацию амидов кислот (образование нитрилов кислот) -нуклеофильное присоединение к нитрилам. 6. Функциональные производные карбоновых кислот: -ацилгалогениды; - ангидриды; - сложные эфиры; - лактоны; - амиды; 7. Способы получения карбоновых кислот: - окисление одноатомных спиртов; - окисление альдегидов и кетонов; - окисление непредельных углеводородов; - гидролиз геминальных тригалогеналканов; - гидролиз своих ацильных производных (галогенангидридов, ангидридов, сложных эфиров, амидов) - металлорганический синтез; - реакция карбонилирования 8. Важнейшие представители карбоновых кислот и их физиологическое действие. 9. II. Непредельные монокарбоновые кислоты(2, с. 550;3, с.262) 10. Номенклатура и изомерия. 11. Строение (сопряженные, несопряженные) 12. Химические свойства: - кислотность; - реакции присоединения; - реакции радикального замещения. 11. Способы получения: 12. Важнейшие представители и их физиологическая роль. 13. III. Дикарбоновые кислоты: ( 2, с. 556; 3, с.270) 14. особенности химического поведения; | ОСНОВНАЯ 1. Э.Т.Оганесян Органичекая химия «Академия», 2011. с 200. 2.В.Л.Белобородов, С.Э.Зурабян и др. Органическая химия, основной курс – учебник для вузов. М.: Издательский центр «Дрофа»,2002г стр.453. 3.О.Я.Нейланд Органическая химия, Учеб.для хим. спец. вузов.-М. Высш. шк.,1990. с. 536.) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. К. Ингольд Теоретические основы органической химии, перевод с англ.М. Мир, 1973 2. Щеголев Органическая химия, учеб. Пособие для студ. мед. и фарм. обр-ю, Архангельск, 2008г., с. 239. |
Студент должен уметь: | |
1. записывать общую формулу насыщенных карбоновых кислот; 2. составлять структурные формулы изомерных карбоновых кислот и называть их; 3. давать названия карбоновым кислотам тривиальные, а также по заместительной номенклатуре; 4. записывать уравнения реакций способов получения карбоновых кислот: а) реакцией гидрофрормилирования; б) окислением первичных спиртов, альдегидов и кетонов; в) иодоформной реакцией; г) из металлорганических соединений; 5. сравнивать силу кислоты в зависимости от характера радикала ее, длины и разветвленности радикала; 6. записывать уравнения реакций нуклеофильного замещения: со спиртами, галогенидами фосфора, (образование галогенангидридов кислот); образования амидов кислот, их ангидридов, декарбоксилирование кислот, галогенирование, дегидратацию, восстановления; 7. записывать уравнения реакций получения производных карбоновых кислот из их хлорангидридов |
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
1. Дописать пропущенные слова: карбоновые кислоты содержат
…………………. группу, их систематические названия имеют окончание…….. .
2. Температуры кипения монокарбоновых кислот выше
температур кипения спиртов соответствующих спиртов и
альдегидов, т.к……………………………………………….. .
3. Расположить следующие кислоты в порядке усиления их
кислотных свойств: уксусную, пропионовую, хлоруксусную,
дихлоруксусную, трихлоруксусную.
4. Составить структурные формулы веществ, имеющих состав:
С3Н6О2. К каким классам веществ их можно отнести?
5. Назвать следующие вещества:
6.Осуществить превращения:
этилацетат ацетат натрия метан ацетилен
этаналь этановая кислота этилацетат
7.Написать структурные формулы всех изомерных кислот
состава С5Н10О2. Назвать их. Для кислоты, имеющей
хиральный центр, привести формулы D и L энантиомеров.
8.Какая кислота в паре более сильная и почему: муравьиная и
уксусная; уксусная и триметилуксусная; α- хлормасляная и β-
хлормасляная; муравьиная и щавелевая.
9.В какой области ИК- спектра находятся полосы поглощения, вызванные
колебаниями атомов карбоксильной группы?
Можно ли по ИК-спектру различить валентные колебания ОН-группы спирта и кислоты? Карбонильной группы кетона и кислоты?
10.На примере уксусной кислоты и уксусного альдегида показать
различия их химических свойств.
11. Дописать уравнения реакций;
а) СН3СООН + С2Н5ОН
б) СН3СООН + CI2
в) СН3СООН + РОCI3
г) НСООН + Ag2O
д) СН3СОСI + NH3
е)СН3СООNa + NaOH
12. Осуществить превращения;
KBr Mg CO2 H2O C2H5OH
этанол A B C D
13. Написать схемы получения из пропионовой кислоты ее
производных: натриевой соли; кальциевой соли;
хлорангидрида; амида; нитрила; ангидрида; этилового эфира.
14. Из уксусной кислоты, получить а) бромуксусную;
б)оксиуксусную; в) аминоуксусную. Привести схемы реакций , условия.
15.Какое химическое свойство роднит сложные эфиры и амиды кислот?
16. Записать уравнения реакций получения муравьиной, пропановой бензойной
кислот окислением соответствующих альдегидов, Гидролизом каких
тригалогенпроизводных эти кислоты могут быть получены?
17.Из предложенных веществ обнаружить ацетат калия.
18. Используемые в качестве жаропонижающих и болеутоляющих средств
парацетамол и фенацетин являются замещенными амидами уксусной
кислоты. Как определить, что среди предложенных соединений эти
препараты присутствуют?
19. Из серии предложенных веществ выбрать муравьиную, уксусную и
щавелевую кислоты.
20. Решить задачу: Окислением пропанола-1 массой 7,2 получили
пропионовую кислоту, на нейтрализацию которой затраили раствор
объемом 16,4 мл с массовой долей гидроксида натрия 20% и плотностью
1,22 г/мл. Определить выход кислоты. ( Ответ: 83,3
Тест для самоконтроля
1.Уксусная кислота может реагировать с:
а) этанолом б) этаналем в) ацетоном г) метановой кислотой
2.Что образуется при окислении метаналя?
а) метановая кислота б) метанол в) ацетон г) уксусная кислота
3.Реакция этерификации – это взаимодействие карбоновой кислоты с:
а) альдегидом б) спиртом в) кислотой
4. При взаимодействии уксусного ангидрида с метиламином образуется:
А) метиламид уксусной кислоты и метанол;
Б) метиламид уксусной кислоты и уксусная кислота;
В) метиламид муравьиной кислоты и уксусная кислота.
5. При взаимодействии пропионовой кислоты с этанолом образуется
А) ангидрид пропионовой кислоты;
Б) этилпропионат;
В) пропилацетат
6. При окислении альдегидов образуется:
а) спирты б) кетоны в) кислоты г) эфиры
7. Взаимодействуют между собой:
А) этанол и хлорид натрия;
Б) уксусная кислота и хлор;
В) этаналь и бисульфит натрия;
Г) метан и гидроксид меди
8. При окислении третичных спиртов образуются:
а) кислоты б) спирты в) кетоны г) альдегиды
9. Реакцию «серебряного зеркала» дают:
а) метаналь б) метановая кислота в) метанол г) глицерин
10.Конечным продуктом, образующимся при окислении этилбензола
перманганатом калия в кислой среде является:
А) бензойная кислота;
Б) бензиловый спирт;
В) фенилуксусная кислота;
Г) бензальдегид
11.Расположить следующие кислоты в порядке увеличения их кислотности:
а) пропеновая
б) пропановая
в) пропиновая
12. Оптическая изомерия характерна для:
а) пропановой кислоты
б) гексена
в) 2-аминопропановой кислоты
г) толуола
Ответы: 1- а; 2- а; 3- в; 4-б; 5 -б; 6 - в; 7 -б,в; 8- а,в; 9 - а,б; 10-в; 11-в,а,б; 12-в.
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фарм. факультета по курсу органической химии.