Опыт 4. Цветные реакции на моносахариды
а) Реакция Молиша. Общая реакция на углеводы с α -нафтолом
В пробирку с 1 мл воды добавьте немного порошка глюкозы и 2 капли спиртового раствора α -нафтола, перемешайте и затем по стенке пробирки к смеси осторожно прилейте 1 мл концентрированной серной кислоты так, чтобы кислота не смешивалась с водным слоем. На границе слоев быстро образуется фиолетовое кольцо. Эту реакцию дают все углеводы (альдозы дают окрашивание при концентрации 0,01%).
б) Реакция Селиванова на кетогексозы
В пробирке нагрейте до кипения 3 мл 2%-го раствора фруктозы с несколькими каплями 2N H2S04. К полученной смеси прибавьте 1 мл концентрированной НСl и несколько кристаллов резорцина. Нагрейте только до начала кипения. Постепенно появляется красное окрашивание.
в) Реакция на пентозы с уксуснокислым анилином
В пробирку поместите несколько крупинок арабинозы (или другой пентозы) и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты 1:1. На полоску фильтровальной бумаги нанесите 1—2 капли анилина и 1—2 капли уксусной кислоты. Затем эту бумажку поднесите к отверстию пробирки со смесью арабинозы с соляной кислотой и кипятите эту смесь. Через 1-2 мин на бумаге появляется яркое розовато-красное пятно.
При нагревании пентоз с соляной кислотой происходит их дегидратация и образование фурфурола, который конденсируется с анилином, образуя окрашенные соединения.
Напишите уравнение реакции образования фурфурола из D-рибозы.
ДИСАХАРИДЫ
Дисахариды — кристаллические вещества, состоящие из двух остатков моносахаридов, связанных между собой гликозидной связью. Они относятся к классу олигосахаридов, составляющему промежуточную группу углеводов между моносахаридами и полисахаридами. Низкомолекулярные олигосахариды (дисахариды, трисахариды и т. д.) сохраняют многие свойства моносахаридов и в то же время обладают рядом особенностей, характерных для полисахаридов.
В зависимости от способа образования гликозидной связи дисахариды подразделяются на гликозидо-гликозиды (если связь образовалась за счет двух полуацетальных гидроксилов) и на гликозидо-гликозы (если связь образовалась за счет одного полуацетильного и одного из спиртовых гидроксилов).
Опыт 1. Доказательство наличия гидроксильных групп в сахарозе и мальтозе
Поместите в одну пробирку 4 капли 2%-го раствора сахарозы, в другую — 4 капли 2%-го раствора мальтозы и в обе — по 12 капель 2N NaOH, 10—12 капель воды и 2-3 капли 0,2N СuSO4. Вместо ожидаемого осадка гидроксида меди (II) Сu(ОН)2 получаются растворы сахара- тов меди светло-синего цвета. Сохраните их для следующего опыта.
В присутствии сахарозы, так же как в присутствии глюкозы и других веществ, содержащих несколько гидроксильных групп, гидроксид меди (II) растворяется с образованием хелатных соединений.
Опыт 2. Сравнение восстанавливающей способности сахарозы и мальтозы
а) Проба Троммера
Растворы сахаратов меди, полученные в предыдущем опыте, нагрейте до кипения. В пробирке с мальтозой появляется желтоватооранжевое окрашивание (положительная проба Троммера), что свидетельствует о восстанавливающих свойствах мальтозы (доказательство наличия альдегидной группы или полуацетального гидроксила).
В пробирке с сахарозой видимых изменений не наблюдается (отрицательная проба Троммера), что свидетельствует об отсутствии свободного полуацетального гидроксила (сахароза относится к невосстанавливающим дисахаридам).
Напишите уравнение окисления мальтозы до мальтобионовой кислоты.
б) Реакция с реактивом Фелинга
В одну пробирку налейте 1 мл 2%-го раствора мальтозы, в другую — 1 мл сахарозы, в обе — по 1 мл растворов Фелинга № 1 и № 2 и нагрейте обе пробирки до кипения. В пробирке с мальтозой наблюдается красно-кирпичное окрашивание раствора (образование Сu2О). Реакция с фелинговой жидкостью указывает на различие в восстанавливающей способности сахарозы и мальтозы.
Напишите Формулу лактозы (молочного сахара), является ли этотдисахарид восстанавливающим?