По номенклатуре основания называют гидроксидами

Формула Название Формула Название
LiOH гидроксид лития Ca(OH)2 гидроксид кальция
NaOH гидроксид натрия Cu(OH)2 гидроксид меди(II)
KOH гидроксид калия Fe(OH)3 гидроксид железа(III)

Получение оснований

  Щелочи 1.Металл+вода 2Na+2H2O=2NaOH+H2 Ba+2H2O=Ba(OH)2+H2
2.Оксид+вода Li2O+H2O=2LiOH CaO+H2O=Ca(OH)2
3.Электролиз растворов щелочных металлов 2NaCl+2H2O=2NaOH+Cl2+H2
Нерастворимые основания Соль + щелочь CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4

Химические свойства оснований

Щёлочи  
Нерастворимые основания
1.Взаимодействие с кислотами
KOH+HCl=KCl+H2O
Cu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O
2.Взаимодействие с кислотными оксидами
2KOH+CO2=K2CO3+H2O не характерны
3.Действие индикаторов
лакмус-синяя, фенолфталеин-малиновая окраска не изменяется
4.Взаимодействие с амфотерными оксидами
2KOH+ZnO=K2ZnO2+H2O не реагируют
5.Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимая соль или малорастворимое основание
NaOH+CuCl2=Cu(OH)2 + 2NaCl не реагируют
6.При нагревании
не разлагаются (кроме LiOH) Cu(OH)2=CuO+H2O
Амфотерные гидроксиды( Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2, Fe(OH)3 и другие.
Взаимодействуют с кислотами Zn(OH)2+2HCl=ZnCl2+2H2O Взаимодействуют с щелочами Al(OH)3+NaOH=Na[Al(OH)4]

Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков. Число атомов водорода определяет основность кислот.

  Кислородсодержащие кислоты   Бескислородные кислоты
HNO2, HNO3, H2SO3, H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H3PO4 HCl, HF, HI, H2S

Получение кислот

  Кислородсодержащие   1.Кислотный оксид+вода SO3+H2O=H2SO4 P2O5+3H2O=2H3PO4
2.Неметалл+сильный окислитель P+5HNO3+2H2O=3H3PO4+5NO
3.Cоль+менее летучая кислота NaNO3+H2SO4=HNO3+NaHSO4
  Бескислородные
1.Водород+неметалл  
H2+Cl2=2HCl
2.Cоль+менее летучая кислота NaCl+H2SO4=2HCl+NaHSO4

Химические свойства кислот

    Кислородсодержащие
Бескислородные
1.Изменяют окраску индикаторов
лакмус-красный, метилоранж-красный ( только для растворимых кислот)
2.Взаимодействие с металлами, стоящими до водорода
H2SO4+Ca=CaSO4+H2 2HCl+Ca=CaCl2+H2
2.Взаимодействие с основными оксидами
H2SO4+CaO=CaSO4+H2O 2HCl+CaO=CaCl2+H2O
3.Взаимодействие с основаниями
H2SO4+Ca(OH)2=CaSO4+2H2O 2HCl+Ca(OH)2=CaCl2+2H2O
4.Взаимодействие с амфотерными оксидами
H2SO4+ZnO=ZnSO4+H2O 2HCl+ZnO=ZnCl2+H2O
5.Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимое, летучее или малодиссоциирующее вещество
H2SO4+BaCl2=BaSO4+2HCl 2HCl+Na2CO3=2NaCl+H2O+CO2
6.При нагревании
Слабые кислоты легко разлагаются H2SiO3=H2O+SiO2 H2S=H2+S


Соли- сложные вещества, состоящие из атомов металлов металлов (иногда входит водород) и кислотных остатков.

Получение солей

1.С использованием металлов Металл+неметалл Mg+Cl2=MgCl2
Металл+кислота Zn+2HCl=ZnCI2+H2
Металл+соль Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
2.С использованием оксидов
    основнойоксид+кислота
CaO+2HCl=CaCl2+H2O
кислотный оксид+основание CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O
Кислотный+основной оксиды CaO+CO2=CaCO3
Основной+амфотерный оксиды Al2O3+CaO=Ca(AlO2)2
3.Реакция нейтрализации Кислота+основание H2SO4+2NaOH=Na2SO4+2H2O  
4.Из солей Соль+соль AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3
Соль+щелочь CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4
Соль+кислота Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2
Кислые соли получают такими же способами, что и средние, но при других мольных соотношениях (при избытке кислоты)
NaOH+H2SO4=NaHSO4+H2O
Основные соли образуются при взаимодействии некоторых солей со щелочами (при избытке щелочи)
ZnCl2+NaOH=ZnOHCl+NaCl
 

Химические свойства солей

Разложение при прокаливании CaCO3=CaO+CO2
Cоль+металл Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
Соль+соль AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3
Соль+щелочь CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4
Соль+кислота Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2

Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой, приводящий к образованию слабого электролита. Все соли можно разделить на 4 группы:

1. Соль образована сильным основанием и сильной кислотой(К24, NaNO3)– гидролиз не идет, среда нейтральная рН = 7 .

2. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону.

3. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СООLi ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7 , гидролиз идет по аниону.

4. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7 , гидролиз идет по катиону.


Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается).
Если продукты гидролиза летучи или нерастворимы, то он необратим.

Ход работы

Опыт Результат
Опыт №1 Испытание растворов индикаторами В первую пробирку налейте 2 мл соляной кислоты и добавьте 1 каплю метилоранжа. Во вторую – 2 мл раствора гидроксида натрия и 1 каплю фенолфталеина, в третью – 2 мл сульфата алюминия и 1 каплю метилоранжа. Что наблюдаете? 1 пробирка _____________________________________________ ______________________________________________ 2 пробирка _____________________________________________ ______________________________________________ 3 пробирка ____________________________________________ ______________________________________________
Опыт №2 Взаимодействие кислот с металлами. Поместите в пробирку немного железных стружек, прилейте к ним 2 мл соляной кислоты и осторожно нагрейте. Что наблюдаете? ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ______________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________________
Опыт №3 Взаимодействие кислот с оксидами металлов. В пробирку поместить оксид меди (II), прибавить 2 мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Опыт №4 Взаимодействие кислот с основаниями В пробирку поместить 2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина и прилить 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? _____________________________________________ _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Опыт №5 Взаимодействие кислот с солями В пробирку поместить 1 мл раствора серной кислоты и добавить 1 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Опыт №6 Взаимодействие щелочей с солями В пробирку поместить 1 мл раствора сульфата меди (II) и прилить 1 мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? __________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Опыт №7 Разложение нерастворимых оснований Пробирку с осадком, полученным в предыдущем опыте, осторожно нагреть. Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции _____________________________________________
Опыт №8Взаимодействие солей с металлами Внесите гранулу алюминия в пробирку с 2 мл раствора хлорида меди (II) Что наблюдаете? ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Опыт №9 Взаимодействие солей друг с другом В пробирку поместить 1 мл раствора хлорида натрияи прибавить 1 мл раствора нитрата серебра. Что наблюдаете?   ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________
Опыт №10Гидролиз солей различного типа В первую пробирку поместить 0,5 мл раствора ацетата натрия, а во вторую – 0,5 мл раствора карбоната натрия и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина. Что наблюдаете? _____________________________________________ _____________________________________________ Напишите уравнения реакций. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ __________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Определите реакцию среды растворов ______________________________________________  
В пробирку поместить 0,5 мл раствора хлорида цинка и добавить 1 каплю метилоранжа. Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнения реакций. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________________   Определите реакцию среды растворов _____________________________________________ __________________________________________  

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вопросы для закрепления материала:

Вариант 1

1. С какими из следующих веществ может реагировать оксид серы (VI)?

А NaClБNa20

В HN03ГСа(ОН)2

2. С какими из следующих веществ может взаимодей­ствовать оксид цинка?

А Н2Б КОН

В H2S04ГA12(S04)3

3. При взаимодействии каких двух веществ происходит реакция нейтрализации?

А NaCl+AgN03 БFe(OH)3 + H2S04

В NaOH + HN03ГBaCl2 + H2S04

4. С какими металлами может взаимодействовать рас­твор хлорида меди (II)?

А ZnБHg

В FeГ Ag

5. Какая кислота образуется при взаимодействии окси­да фосфора (III) с водой?

А Н3Р04 Б Н4Р2О7

В НР03 ГН3Р03

6. Какой газ выделяется при взаимодействии разбав­ленной серной кислоты с железом?

А H2S БН2

В S02 Г SO3

7. Растворы каких двух солей взаимодействуют друг с другом?

А Na2S04и КС1 БK2S04и ВаС12

В Na2S04и NH4C1 Г CH3COONaи Cu(N03)2

Вариант 2

1. С какими из следующих веществ может реагировать оксид азота (III)?

А СаС12 Б Н2О

В H24 Г КОН

2. С какими из следующих веществ может взаимодей­ствовать оксид натрия?

А Н2О Б ВаО

В HN03 Г BaSО4

3. При взаимодействии каких двух веществ происходит реакция нейтрализации?

А Fe2О3+ НС1 БFe(OH)3+ НС1

В FeCl3+ HSCNГ Fe+НС1

4. С какими металлами может взаимодействовать рас­твор нитрата свинца (II)?

А Hg Б Zn

В Ag Г Fe

5. Какая кислота может образоваться при взаимодей­ствии оксида фосфора (V) с водой?

А Н3Р02 Б НР02

В Н3Р03 Г НР03

6. С какими из металлов может взаимодействовать со­ляная кислота?

А Mg БСu

В Pt Г Ag

7. Растворы каких двух солей взаимодействуют друг с другом?

А Na2S04и КС1 БNa2S04и Ba(N03)2

В Ca(N03)2и (NH4)2C03ГNaClи KBr

Ответы на тест

Вариант
               

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная работа№3

Тема работы:Химические реакции

Цель:изучить типы химических реакций

Техника безопасности

1. Работа с нагревательными приборами.

2. Работа с химической посудой.

3. Работа с химическими реактивами.

Оборудование и реактивы:штатив с пробирками, спиртовка, железный гвоздь, медная проволока,оксид кальция, карбонат кальция, растворы: сульфата меди (II), хлорида бария, серной и соляной кислоты, карбоната натрия, перманганата калия, сульфита натрия, вода, фенолфталеин.

Задание:Выполните опыты и оформите отчет, заполнив таблицу.

Теоретическая часть

Превращения одних веществ в другие называются химическими реакциями, или химическими явления­ми. В результате химических реакций всегда образуются новые вещества. Исходные вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются реагентами, а новые вещества, которые образуются в результате химической реакции, называются продуктами реакции.

Наши рекомендации