Тема 1. Введение. Основные химические законы. Квантовомеханическая модель атома (2 час.).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Направление подготовки:13.03.01. Теплоэнергетика и теплотехника
Профиль подготовки:Тепловые электрические станции
Наименование образовательных программ:
Квалификация (степень) выпускникаакадемический бакалавр
Форма обучения:очная
г. Волгодонск, 2015 г.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредита, 108 часов.
Контактная работа 54 часа
лекции 18 часов
лабораторные работы 18 часов
практические занятия 18 часов
Самостоятельная работа 54 часа
Форма отчетности:
Зачет 1 семестр
Курсы: 1
Семестры: 1
Индекс дисциплины в рабочем компетентностно-ориентированном учебном плане – Б2.Б.9
Рабочая программа составлена на основании ОС НИЯУ МИФИ по направлению и рабочего учебного плана.
Рабочая программа рассмотрена на заседании выпускающей кафедры «Техносферная безопасность» №4 ВИТИ НИЯУ МИФИ «__» ____20__г., протокол №____ и рекомендована для подготовки по направлению 13.03.01. «Теплоэнергетика и теплотехника».
Заведующий кафедрой № 4 И.А.Бубликова
Рабочая программа учебной дисциплины согласована с выпускающей кафедрой«Теплоэнергетическое оборудование» ВИТИ НИЯУ МИФИ «__»________20__г., протокол № ___на20__/__ учебный год.
Заведующий кафедрой № __ В.Г. Бекетов
Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета ВИТИ НИЯУ МИФИ протокол № ___ от «____» _______________ 201_ г.
Учебная дисциплина обеспечена основной литературой
Зав. библиотекой ВИТИ НИЯУ МИФИ
М. Д. Голубева
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цель освоения дисциплины – углубление у студентов имеющихся представлений и получение новых знаний и умений в области химии, без которых невозможно решение современных технологических, экологических, сырьевых и энергетических проблем, стоящих перед человечеством, формирование у бакалавров общего химического мировоззрения и развитие химического мышления.
1.2. Задачи дисциплины:
- изучение основных положений современной теории строения атома, теории химической связи, энергетики и кинетики химических реакций, химического равновесия, основных соединений элементов и их химических превращений;
- обоснование возможных направлений химических взаимодействий, констант равновесия химических превращений
- формирование у студента владения методами расчета кинетических и термодинамических характеристик химических реакций.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО.
Данная учебная дисциплина «Химия» относится к базовой (вариативной) части Блока 2. Дисциплина «Химия» изучается в __1__семестре.
Знания, полученные при изучении дисциплины, помогут студентам при изучении других дисциплин базовой и вариативной части программы: «Спецглавы физики», «Физический практикум», «Численные методы», «Механика», «Техническая термодинамика», «Гидрогазодинамика», в научно-исследовательской работе и дипломном проектировании, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ОПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
1) Знать: основные положения современной теории строения атома, теории химической связи, учение о строении молекул и агрегатном состоянии веществ; связь между тепловой и химической энергией; природу растворов, их внутреннюю структуру, важнейшие свойства, зависимость свойств от концентрации и химической природы компонентов; закономерности взаимодействия электрической и химической энергии, свойства растворов электролитов, электропроводность растворов, процессы электролиза и работу гальванических элементов; процессы химической кинетики, механизмы и скорость химических реакций; закономерности энергетики и кинетики химических реакций, химического равновесия, основных соединений элементов и их химических превращений, основных классов органических и неорганических веществ (ОК-7, ОПК-2).
2) Уметь: написать и объяснить следующие законы и уравнения:
закон эквивалентов, принцип Паули, правило Хунда, правила Клечковского, периодический закон Д.И.Менделеева, закон Гесса и следствия из него, закон действия масс, правило Вант-Гоффа, принцип Ле-Шателье – Брауна, уравнение Нернста (ОК-7, ОПК-2).
3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: методиками расчета энергетических, кинетических, электрохимических характеристик реакций, основными элементарными методами химического исследования веществ и соединений(ОК-7, ОПК-2).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,0 кредита, 108 часов.
4.1 Структура дисциплины
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | недели | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Текущий контроль успеваемости (неделя, форма) | Аттестация раздела (неделя, форма) | Максимальный балл за раздел | |||
Лекции | Практические занятия/Семинары | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | ||||||
2 семестр | |||||||||
Основные химические законы. Строение вещества. | 1-6 | 2ЛР, 4ЛР, | 6 Тест | ||||||
Закономерности протекания химических процессов | 7-12 | 7ЛР, 9ЛР,11ЛР | 12 Тест | ||||||
Химия элементов | 13-18 | 13 ЛР, 15 ЛР | 17 Тест | ||||||
Экзамен | |||||||||
Итого за семестр |
Т – тест, ЛР – лабораторная работа.
4.2. Содержание дисциплины
4.2.1.Наименование тем и их содержание:
Раздел №1.Основные химические законы. Строение вещества (6 часов).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации программы дисциплины «Химия» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия (54 час) проводятся в форме лекций, практических (семинарских) занятий и лабораторных работ. В интерактивной форме (10 час.) проводятся две лекции (в форме лекции-презентации) и три практических занятия в форме дискуссии. Для контроля усвоения студентом разделов данного курса широко используются тестовые технологии, то есть специальный банк вопросов в открытой и закрытой форме, ответы на которые позволяют судить об усвоении студентом данного курса. Самостоятельная работа студентов (54 час.) подразумевает под собой проработку лекционного материала с использованием рекомендуемой литературы для подготовки к тестам, семинарским занятиям, лабораторным работам и подготовки к зачету.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература:
1.Глинка, Н.Л. Общая химия [Текст]: учеб.пособие для вузов / Н. Л. Глинка; под ред. А.И. Ермакова. - Изд. 30-е, испр. - М.: Интеграл-Пресс, 2008. - 728 с.: ил.
2. Коровин, Н.В. Общая химия [Текст]: учеб.для вузов / Н. В. Коровин. – Изд. 6-е, испр. – М.: Высш. шк., 2005. - 558 с.: ил.
б) Дополнительная литература:
4. Ахметов, Н.С. Лабораторные и семинарские занятия по общей и неорганической химии [Текст]: учеб.пособие для вузов / Н. С. Ахметов, М. К. Азизова, Л. И. Бадыгина. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2002. - 368 с.
5. Реутов, О.А. Органическая химия [Текст]: учеб.для вузов. В 4 ч. Ч. 3 / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 544 с.
6. Учебно-методическое пособие к выполнению индивидуальных заданий и контрольных работ по общей химии [Текст]: в 2 ч. Ч.1/ сост.: Е.И.Шаврак, В.М.Сапельников, М.Р. Татевосова. Волгодонск: ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2012г. -72 с.
7. Учебно-методическое пособие к выполнению индивидуальных заданий и контрольных работ по общей химии [Текст]: в 2 ч. Ч.2/ сост.: Е.И.Шаврак, В.М.Сапельников, М.Р. Татевосова. Волгодонск: ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2012г. -72 с.
в) Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
7.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине
№ | Раздел (тема) | Вид издания (учебник, учебное пособие, методические указания, компьютерная программа) | Автор (авторы) | Год издания | Место хранения и количество |
1. | Раздел 1. Основные химические законы. Раздел 2. Закономерности протекания химических процессов. Строение вещества. | Учебн. пособие для вузов | Коровин, Н.В. | Библ. 100 | |
2. | Раздел 3. Химия элементов. | Учеб.пособие для вузов | Глинка, Н.Л. | Библ. 300 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами, химической лабораторией, приборами и реактивами. Ее содержание представлено в локальной сети факультета и кафедры и находится в режиме свободного доступа для студентов. Доступ студентов для тренинга по прохождению тестовых заданий и для самостоятельной подготовки осуществляется через компьютеры дисплейного класса (в стандартной комплектации).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебных занятий | Деятельность студента |
Лекция | Написание конспекта лекции: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, уравнения химических реакций, единицы измерения физических и химических величин, формулировки, обобщения, помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины и математические формулы. Обозначение вопросов, терминов, материалов, которые вызывают трудности, поиск ответов в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации или практическом занятии. |
Практическое занятие | Конспектирование рекомендуемых источников. Работа с конспектом лекций, подготовка к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание ауди- и видеозаписей по заданной теме, выполнение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму. |
Лабораторная работа | Работа с конспектами и методическими указаниями по выполнению лабораторных работ, изучение химических свойств веществ, химических законов и математических приемов обработки экспериментальных данных, прогнозирование результатов и выводов. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Направление подготовки:13.03.01. Теплоэнергетика и теплотехника
Профиль подготовки:Тепловые электрические станции
Наименование образовательных программ:
Квалификация (степень) выпускникаакадемический бакалавр
Форма обучения:очная
г. Волгодонск, 2015 г.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредита, 108 часов.
Контактная работа 54 часа
лекции 18 часов
лабораторные работы 18 часов
практические занятия 18 часов
Самостоятельная работа 54 часа
Форма отчетности:
Зачет 1 семестр
Курсы: 1
Семестры: 1
Индекс дисциплины в рабочем компетентностно-ориентированном учебном плане – Б2.Б.9
Рабочая программа составлена на основании ОС НИЯУ МИФИ по направлению и рабочего учебного плана.
Рабочая программа рассмотрена на заседании выпускающей кафедры «Техносферная безопасность» №4 ВИТИ НИЯУ МИФИ «__» ____20__г., протокол №____ и рекомендована для подготовки по направлению 13.03.01. «Теплоэнергетика и теплотехника».
Заведующий кафедрой № 4 И.А.Бубликова
Рабочая программа учебной дисциплины согласована с выпускающей кафедрой«Теплоэнергетическое оборудование» ВИТИ НИЯУ МИФИ «__»________20__г., протокол № ___на20__/__ учебный год.
Заведующий кафедрой № __ В.Г. Бекетов
Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета ВИТИ НИЯУ МИФИ протокол № ___ от «____» _______________ 201_ г.
Учебная дисциплина обеспечена основной литературой
Зав. библиотекой ВИТИ НИЯУ МИФИ
М. Д. Голубева
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цель освоения дисциплины – углубление у студентов имеющихся представлений и получение новых знаний и умений в области химии, без которых невозможно решение современных технологических, экологических, сырьевых и энергетических проблем, стоящих перед человечеством, формирование у бакалавров общего химического мировоззрения и развитие химического мышления.
1.2. Задачи дисциплины:
- изучение основных положений современной теории строения атома, теории химической связи, энергетики и кинетики химических реакций, химического равновесия, основных соединений элементов и их химических превращений;
- обоснование возможных направлений химических взаимодействий, констант равновесия химических превращений
- формирование у студента владения методами расчета кинетических и термодинамических характеристик химических реакций.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО.
Данная учебная дисциплина «Химия» относится к базовой (вариативной) части Блока 2. Дисциплина «Химия» изучается в __1__семестре.
Знания, полученные при изучении дисциплины, помогут студентам при изучении других дисциплин базовой и вариативной части программы: «Спецглавы физики», «Физический практикум», «Численные методы», «Механика», «Техническая термодинамика», «Гидрогазодинамика», в научно-исследовательской работе и дипломном проектировании, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ОПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
1) Знать: основные положения современной теории строения атома, теории химической связи, учение о строении молекул и агрегатном состоянии веществ; связь между тепловой и химической энергией; природу растворов, их внутреннюю структуру, важнейшие свойства, зависимость свойств от концентрации и химической природы компонентов; закономерности взаимодействия электрической и химической энергии, свойства растворов электролитов, электропроводность растворов, процессы электролиза и работу гальванических элементов; процессы химической кинетики, механизмы и скорость химических реакций; закономерности энергетики и кинетики химических реакций, химического равновесия, основных соединений элементов и их химических превращений, основных классов органических и неорганических веществ (ОК-7, ОПК-2).
2) Уметь: написать и объяснить следующие законы и уравнения:
закон эквивалентов, принцип Паули, правило Хунда, правила Клечковского, периодический закон Д.И.Менделеева, закон Гесса и следствия из него, закон действия масс, правило Вант-Гоффа, принцип Ле-Шателье – Брауна, уравнение Нернста (ОК-7, ОПК-2).
3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: методиками расчета энергетических, кинетических, электрохимических характеристик реакций, основными элементарными методами химического исследования веществ и соединений(ОК-7, ОПК-2).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,0 кредита, 108 часов.
4.1 Структура дисциплины
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | недели | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Текущий контроль успеваемости (неделя, форма) | Аттестация раздела (неделя, форма) | Максимальный балл за раздел | |||
Лекции | Практические занятия/Семинары | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | ||||||
2 семестр | |||||||||
Основные химические законы. Строение вещества. | 1-6 | 2ЛР, 4ЛР, | 6 Тест | ||||||
Закономерности протекания химических процессов | 7-12 | 7ЛР, 9ЛР,11ЛР | 12 Тест | ||||||
Химия элементов | 13-18 | 13 ЛР, 15 ЛР | 17 Тест | ||||||
Экзамен | |||||||||
Итого за семестр |
Т – тест, ЛР – лабораторная работа.
4.2. Содержание дисциплины
4.2.1.Наименование тем и их содержание:
Раздел №1.Основные химические законы. Строение вещества (6 часов).
Тема 1. Введение. Основные химические законы. Квантовомеханическая модель атома (2 час.).
Предмет и задачи химии. Понятие об эквиваленте. Закон эквивалентов. Строение атома. Составные части атома. Атомное ядро. Ядерные реакции.