Первичная перегонка нефти и вторичная перегонка
Бензиновых дистиллятов
Установки первичной переработки нефти составляют основу всех нефтеперерабатывающих заводов, от работы этих установок зависят качество и выходы получаемых компонентов топлив, а также сырья для вторичных и других процессов переработки нефти.
В промышленной практике нефть разделяют на фракции, различающиеся температурными пределами выкипания. Это разделение проводят на установках первичной перегонки нефти с применением процессов нагрева, дистилляции и ректификации, конденсации и охлаждения. Прямую перегонку осуществляют при атмосферном или несколько повышенном давлении, а остатков — под вакуумом. Атмосферные и вакуумные трубчатые установки (AT и ВТ) строят отдельно
друг от друга или комбинируют в составе одной установки (АВТ).
Атмосферные трубчатые установки (AT) подразделяют в зависимости от технологической схемы на следующие группы:
1) установки с однократным испарением нефти;
2) установки с двукратным испарением нефти;
3) установки с предварительным испарением в эвапораторе легких фракций и последующей ректификацией.
Третья группа установок является практически вариантом второй, поскольку в обоих случаях нефть подвергается двукратному испарению.
Вакуумные трубчатые установки (ВТ) подразделяют на две группы:
1) установки с однократным испарением мазута;.
2) установки с двукратным, испарением мазута (двухступенчатые).
Вследствие большого разнообразия перерабатываемых нефтей и широкого ассортимента получаемых продуктов и их качества применять одну типовую схему не всегда целесообразно. Широко распространены установки с предварительной отбензинивающей колонной и основной ректификационной атмосферной колонной, работоспособные при значительном изменении содержания в нефтях бензиновых фракций и растворенных газов.
Диапазон мощностей заводских установок AT и АВТ широк — от 0,6 до 8 млн. т перерабатываемой нефти в год [1, 2]. Преимущества установок большой единичной мощности известны: при переходе к укрупненной установке взамен двух или нескольких установок меньшей пропускной способности эксплуатационные расходы и первоначальные затраты на 1 т перерабатываемой нефти уменьшаются, а производительность труда увеличивается. Накоплен опыт по увеличению мощности многих действующих установок AT и АВТ за счет их реконструкции, в результате чего значительно улучшены их технико-экономические показатели. Так, при увеличении пропускной способности установки АТ-6 на 33 % (масс.) путем ее реконструкции производительность труда повышается в 1,3 раза, а удельные капитальные вложения и эксплуатационные расходы снижаются соответственно на 25 и 6,5 %.
Комбинирование АВТ или AT с другими технологическими установками также улучшает технико-экономические показатели и снижает себестоимость нефтепродуктов. Уменьшение удельных капитальных затрат и эксплуатационных расходов достигается, в частности, сокращением площади застройки и протяженности трубопроводов, числа промежуточных резервуаров и энергетических затрат, а также снижением общих затрат на приобретение и ремонт обо-.рудования. Примером может служить отечественная комбинированная установка ЛК-бу (см. гл. XIV), состоящая из следующих пяти секций: электрообессо-ливание нефти и ее атмосферная перегонка (двухступенчатая AT); каталитический риформинг с предварительной гидроочисткой сырья (бензиновой фракции); гидроочистка керосиновой и дизельной фракций; газофракционирование.
Процесс первичной переработки нефти наиболее часто комбинируют с процессами обезвоживания и обессоливания, вторичной перегонки и стабилизации бензиновой фракции: ЭЛОУ—АТ, ЭЛОУ—АВТ, ЭЛОУ—АВТ — вторичная перегонка, АВТ — вторичная перегонка. Для удаления легких компонентов из дистиллятов при прохождении ими отпарных колонн используется открытый перегретый водяной пар. На некоторых установках с этой целью применяют кипятильники, обогреваемые более нагретым нефтепродуктом, чем отводимый из отпарной колонны дистиллят.
Расход водяного пара составляет: в атмосферную колонну 1,5—2,0 % (масс.) на нефть, в вакуумную колонну 1,0—1,5 % (масс.) на мазут, в отпарную колонну 2,0—2,5 % (масс.) на дистиллят.
В ректификационных секциях установок AT и АВТ широко применяют промежуточное циркуляционное орошение, которое располагают наверху секции (непосредственно под тарелкой вывода бокового дистиллята). Отводят циркулирующую флегму двумя тарелками ниже (не более). В вакуумных колоннах верхнее орошение обычно циркулирующее, и для уменьшения потерь нефтепродукта через верхколонны для него необходимы 3—4 тарелки.
Для создания вакуума применяют барометрический конденсатор и двух- или трехступенчатые эжекторы (двухступенчатые используют при глубине вакуума 6,7 кПа, трехступенчатые — в пределах 6,7—13,3 кПа). Между ступенями монтируют конденсаторы для конденсации рабочего пара предыдущей ступени, а также для охлаждения отсасываемых газов. В последние годы широкое использование вместо барометрического конденсатора нашли поверхностные конденсаторы. Применение их не только способствует созданию более высокого вакуума в колонне, но и избавляет завод от огромных количеств загрязненных сточных вод, особенно при переработке сернистых и высокосернистых нефтей.
В качестве холодильников и конденсаторов-холодильников широко применяют аппараты воздушного охлаждения (АВО). Использование АВО приводит к уменьшению расхода воды, первоначальных затрат на сооружение объектов водоснабжения, канализации, очистных сооружений и снижению эксплуатационных расходов.
Многие атмосферные колонны на современных AT и АВТ оснащены клапанными и S-образными тарелками; вакуумные — клапанными, решетчатыми, ситчатыми. Ниже указаны число и тип тарелок на установках:
Колонна | Число тарелок | Тип тарелок |
Установка АВТ | ||
Атмосферная предварительного Атмосферная основная Вакуумная Отпарная | Клапанные (верх-двух-поточные, низ-четырёхпоточные) Клапанные Верх-клапанные, S-образные, низ-решетчатые, струйные Клапанные | |
Установка АТ-6 | ||
Атмосферная предварительного испарения Верх Низ Атмосферная основная Верх Низ Вторичной перегонки | S-образные решетчатые (или S-образные) S-образные То же Решетчатые |
На установках первичной переработки нефти достигнута высокая степень автоматизации. Так, на заводских установках используют автоматические анализаторы качества («на потоке»), определяющие: содержание воды и солей в нефти, температуру вспышки авиационного керосина, дизельного топлива, масляных дистиллятов, температуру выкипания 90 % (масс.) пробы светлого нефтепродукта, вязкость масляных фракций, содержание продукта в сточных водах. Некоторые из анализаторов качества включаются в схемы автоматического регулирования. Например, подача водяного пара в низ отпарной колонны автоматически корректируется по температуре вспышки дизельного топлива, определяемой с помощью автоматического анализатора температуры вспышки. Для автоматического непрерывного определения и регистрации состава газовых потоков применяют хроматографы.