К курсу по выборуобучающегося
ПРЕДМЕТАХ И ВЕЩЕСТВАХ»
Учитель химии высшей категории
Г.И. Малютина
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
лицей №58Советского района
г. Ростова-на-Дону
Оглавление
I. Пояснительная записка к авторскому курсупо выбору обучающихся«Химия в
знакомых предметах и веществах» ………………………………………..……….......3
II. Методические рекомендации………………………...………………………6
III. Программа курса……..………………………………………………………..8
IV. Учебное планирование………………………………………………………12
V. Учебно-тематическое планирование………………………………………………….13
VI. Источники информации по темам……………………………………………..27
VII. Самооценка эффективности программы (личный опыт)…………………….34
VIII. Приложения……………………………………………………………………..36
Приложение 1. Примерные темы докладов (презентаций) для обучающихся по
курсу «Химия в знакомых предметах и веществах»………………………………....36
Приложение 2. Критерии оценивания по видам деятельности……………………..38
Приложение 3. Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса…………………………………………………………………………………39
Приложение 4. Методическая разработка занятия. Занятие 17. «Да здравствует мыло душистое…!»…………………………………………………………………….39
Занятие 27.«Говорила дочке мама: «Ты бы не курила!». Но табачная реклама
дочку задурила»………………………………………………………………………...46
Занятие 7.«Вода благоволила литься…»…………………………………………….50
Занятие 11. «Золотистого мёда струя из бутылки текла…»………………………...60
Занятие 12.Методическая разработка «…Мои стихи, как уксус, много не попь-
ешь…» …………………………………………………………………………………..72
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ожидаемые результаты.
Программа курса «Химия в знакомых предметах и веществах» дает возможность:
· самоопределения обучающихся относительно естественнонаучного профиля;
· повысить интерес к предмету;
· углубить представления обучающихся о веществах, предметах и явлениях в быту;
· совершенствовать умения и навыки обучающихся в проведении химического эксперимента;
· развивать способность к проектированию индивидуального образовательного маршрута;
· повысить успеваемость в рамках базовой программы по химии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Цели и задачи курса. Мифы и реалии применения химических знаний в жизни человека. Трудности применения химикатов, связанные с ограниченностью житейских познаний в химии.Значение химии в быту. Составляющие научно-химической компетентности школьников.
I.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ (1 ч)
Бытовые химикаты. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.д.). Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах.
Основные термины: понятие бытовые химикаты, меры безопасности при обращении бытовыми химикатами, класс опасности, первая медицинская помощь при отравлении
бытовыми химикатами.
Учащиеся должны знать: едкие и ядовитые вещества в быту, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи.
Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при острых отравлениях, ожогах, порезах.
Демонстрации: бытовые химикаты: стиральный порошок, средство для мытья окон, кальцинированная сода, пищевая сода, уксус и т.д.
II. УТИЛИЗАЦИЯ ВЕЩЕСТВ (2 ч)
Бытовые приборы, содержащие ртуть: термометр, барометры и манометры, энергосберегающие (флуоресцентные трубки, компактные флуоресцентные лампы, газоразрядные лампы, люминесцентные и т.д.) ртутьсодержащие лампы.Демеркуризация. Проблемы утилизации использованных термометров и ламп. Куда сдавать ртутьсодержащие использованные приборы. ПДК ртути в воздухе. Отравление ртутью. Первая помощь при отравлении ртутью.
Упаковочные материалы. Виды упаковки. Проблема утилизации вторсырья. Экологичная упаковка. Защита окружающей среды. Изготовление упаковки своими руками. Экологическая маркировка.
Основные термины: термометр, люминесцентная лампа, демеркуризация, упаковка, проблемы утилизации ртутьсодержащих приборов и упаковки, ПДК, первая помощь при отравлении ртутью. Маркировка на упаковке.
Учащиесядолжнызнать:приборы, содержащие ртуть и методы их утилизации,
демеркуризация, способы утилизации вторсырья, способы защиты окружающей среды от ртути.
Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлении ртутью, упаковывать различные предметы.Читать знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации упаковки.
Демонстрации: приборы, содержащие ртуть: ртутный термометр, манометр, барометр, энергосберегающая и люминесцентная лампы; виды упаковок.
Практические занятия: изготовление упаковки своими руками; чтение знаков экомаркировки.
III. «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ ХИМИКОВ» (2 ч)
Вторсырье (газеты, пластиковые бутылки, использованные одноразовые шприцы и т.д.). Химическое оборудование (мерный цилиндр, пробирка, спиртовка, держатель для пробирки и т.д.). Способы утилизации вторсырья.
Основные термины: вторсырье, химическое оборудование.
Учащиеся должны знать: назначение химического оборудования.
Учащиеся должны уметь: изготавливать простейшее химическое оборудование (мерный цилиндр, пробирку, спиртовку, держатель для пробирки и т.д.) своими руками из пластиковой бутылки, шприца и т.д.
Практические занятия: простейшее химическое оборудование из вторсырья (2 ч).
IV. ВЕЩЕСТВА (14 ч)
1. Вещества пищевого назначения:
Строение молекулы воды. Физические свойства. Аномалии воды: температуры кипения и замерзания, образование ассоциатов воды, удельная теплоёмкость, поверхностное натяжение воды. Вода и пластиковая бутылка. Жесткость воды и способы ее устранения.
Соль. Физические свойства. Соляные бунты, добыча соли, поделки из соли (Величка в Польше). Значение поваренной соли для жизнедеятельности человека (по знакам Зодиака). Нормы потребления соли. Избыток и недостаток соли. Физраствор. Применение соли в медицине, быту, промышленности.
Чай. Виды чая. Состав чая. Дегустация. Титестер. Достоинства и недостатки черного и зеленого чая. Как приготовить хороший чай. Травяной чай.
Углеводы. Состав углеводов и их значение в питании человека. Дисахариды. Сахароза. Сахар белый и коричневый. Получение инвертного сахара.
Мед. Классификация. Состав меда. Продукты пчеловодства (перга, пыльца, маточное молочко и т.д.). Как определить натуральный мед (при покупке, в домашних условиях, в лаборатории). Искусственный мед. Диастазное число. Применение: в пищу, в косметологии, в медицине.
Уксусная, этановая, ледяная кислота. Уксусная эссенция. Уксус. Виды уксуса (яблочный, винный, бальзамический, чайный и т.д.). Концентрация. Получение уксусной кислоты. Применение.
Сода пищевая, каустическая, кальцинированная, кристаллическая. Физические свойства. Добыча соды. Применение соды в медицине, быту, промышленности.
Растительные масла. Состав. Рафинированное/нерафинированное, дезодорированное масло. Польза и вред растительных масел. Переработка масла. Олифа. Чипсы. Эрзац сливочного масла (маргарин). Спрэд.
Жвачка. История создания. Польза и вред. Нетрадиционные способы применения.
Мороженое. Виды. Состав. Польза и вред. ГОСТ и ТУ.
Основные термины: аномалии воды, жесткость воды и способы ее устранения; физраствор; дисахариды, инвертный сахар; ГОСТ и ТУ, мед, продукты пчеловодства; уксусная эссенция, ледяная кислота; сода пищевая, каустическая, кристаллическая, кальцинированная; рафинированный, дезодорированный, олифа, маргарин, спрэд;
Учащиеся должны знать: причины аномалий воды, строение молекулы воды, определение общей, постоянной и временной жесткости, способов устранения жесткости, физраствор, состав и виды чая; польза и вред травяного чая; состав углеводов и их значение в питании человека; отличие натурального и искусственного меда, сорта меда, продукты пчеловодства;отличие между ледяной кислотой и уксусной эссенцией; отличие разных видов соды по составу; состав растительного масла, отличие маргарина от спрэда, состав и назначение олифы; состав жвачки, пользу и вред данного продукта; отличие ГОСТа и ТУ.
Учащиеся должны уметь: устранять временную и постоянную жесткость воды; готовить и пробовать чай; готовить инвертный сахар на водяной бане; выбирать мед при покупке; уметь распознавать бутылку с уксусной эссенцией на ощупь; объяснять разницу между понятиями «спрэд» и «эрзац»; понимать этикетку и определять соответствие продукта ГОСТУ или ТУ на основании состава;
Демонстрации: разные сорта/виды чая, сахара, меда, уксуса, соды; маргарин и спрэд, олифа, этикетки разных видов мороженого.
Практические занятия: устранение жесткости воды, приготовление чая, инвертного сахара, приготовление искусственного меда, приготовление раствора уксусной кислоты заданной концентрации.
Расчетные задачи:Расчеты, связанные с понятием «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Вычисление молярной концентрации раствора.
Перспектива
Развития опыта:
· усилить гуманитарную направленность обучения химии через презентацию, проектную деятельность, создание рекламных роликов, издание газет;
· разработать элективный курс - продолжение для профильной школы, формой отчетности которого будет защита проекта;
· увеличить долю проектов научно-исследовательского характера;
· привлекать старшеклассников, у которых есть навык работы с презентацией, проектом для консультаций младших школьников.
Использование опыта:
· обучение учащихся работе над созданием презентаций, проектов, подготовка методических рекомендаций;
· проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы.
Данный опыт может быть использован не только учителями химии, но и учителями других предметов. Считаю, что данная программа может быть использована как полностью, так и частично.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерные темы докладов (презентаций)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ | Наименование учебного оборудования | Отдельные замечания |
Печатные пособия | ||
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | лучше электронная | |
Таблица растворимости кислот, оснований, солей | ||
Электрохимический ряд напряжения металлов | ||
Экранно-звуковые пособия (могут быть и в цифровой форме) | ||
| ||
Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||
Компьютер | или ноутбук | |
Проектор | ||
Интерактивная доска | или экран | |
Цифровые образовательные ресурсы | ||
school-collection.edu | ||
fcior.edu.ru | ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Химическая посуда | ||
Приборы для работы с газами | ||
Химические реактивы и материалы | ||
Натуральные объекты | ||
Коллекция «Минералы» | ||
Коллекция «Пластмассы» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План урока.
- Организационный момент.
2. Решение проблемной ситуации. Постановка задачи урока.
3. Изучение нового материала.
- понятие мыла и ПАВ;
- как работают ПАВ;
- работа в группах;
- анализ деятельности каждой группы
4. Вывод по занятию.
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
На предыдущем уроке класс разбивается на 4 примерно равные группы. Деление по группам осуществляют сами ребята, исходя из собственного опыта. Если обучающиеся не могут определиться, им помогает учитель, направляя их в группе с наименьшим числом участников.
В начале урока учитель ставит проблему: «Мама поручила вам купить идеальное мыло в магазине, не уточнив, для каких целей ей это мыло пригодится». Имеет ли это значение? Каким критериям должно соответствовать универсальное моющее средство? Чем вы руководствуетесь при выборе такого средства?
В течение 1-2 минут ребята предлагают различные варианты решения данного вопроса, например, такие: цена мыла, производитель, моющая способность (жидкое и твердое мыло «работают» по-разному в одной и той же воде), состав, доступность, название, защитные свойства (антибактериальное), рекомендации врача, реклама и т.д.
В результате совместного обсуждения выясняется, что мыла, как и всякий продукт можно классифицировать по разным признакам. Далее следуют записи в тетради[2]. Мыло – натриевая (калиевая) соль высших жирных карбоновых кислот.
Классификации мыла: 1. По агрегатному состоянию а) твердое (натриевое);
б) жидкое (калиевое). 2. По назначению: а) туалетное, б) хозяйственное, в) лечебное (например, дегтярное), г) детское. Далее предлагается обучающимся самостоятельно вспомнить и записать 2-3 названия известных марок мыла.
Учитель: изучая неорганическую химию, вы познакомились с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью и можете ответить на вопрос: какая химическая связь у жиров (на доске формула жира)? У воды? Может ли жир (масло) раствориться в воде? (Ответ: нет). А в бензине? (Ответ: да). Происходит это потому, что «подобное растворяется в подобном». В бензине масло и жир растворимы, т.к. имеют одинаковый вид связи. А в воде – нет.
Как вы думаете, есть ли вещество, способное ликвидировать разрыв между неполярным жиром (маслом) и полярной водой? Следуют ответы ребят: да или нет. Это «нечто» существует и называется поверхностно-активным веществом (surfactant).Пове́рхностно-акти́вные вещества́[3] (ПАВ) — химические соединения, которые, концентрируясь на поверхности раздела фаз, вызывают снижение поверхностного натяжения (здесь же вспоминаем, что такое поверхностное натяжение из курса физики).
Поверхностно-активные вещества (ПАВ) уменьшают поверхностное натяжение воды и позволяют ей «смачивать» неполярные вещества, такие, например, как жир и масло. Это связано с тем, что молекулы ПАВ обладают одновременно полярной и неполярной частями. Молекулы таких веществ состоят одновременно из гидрофильной, т.е. имеющей сродство к воде и гидрофобной, которая с водой не взаимодействует, зато охотно вступает в контакт с загрязняющими веществами, например, с трудно отмываемыми жирами и маслами. Эти группы - гидрофильные и гидрофобные находятся в разных концах длинной молекулы (см. рис.1.). Такие молекулы своими гидрофобными частями прикрепляются к жирной поверхности, а гидрофильные торчат наружу, словно иголки у ежа. Вода эти «иголки» хорошо смачивает, она окружает такого «ежа», отрывает его от поверхности и уносит прочь. Так действует мыло и стиральный порошок.
Наиболее известными ПАВ, используемыми для чистки, является мыло. Оно применяется уже 5000 лет. При производстве мыла применяется специальная органическая реакция – щелочной гидролиз жиров и масел. Эта реакция называется омылением. Ее продуктами являются глицерин и соль жирной кислоты - мыло. Далее ребята зарисовывают рисунок.
Учитель: сейчас мы начинаем работу в группах. Каждая группа получает свое задание и по окончании 15 мин. один докладчик от группы (кроме 3, там несколько сообщений) объясняет решение своего вопроса.
полярная неполярная
часть часть, растворяется в жире (масле)
Рис. 1. Схематическое изображение молекулы поверхностно-активноговещества.
Задания для групп:
1 группа – экспериментаторывыполняют испытание растворов стиральных порошков индикатором и делают вывод о применении выданных порошков для различных видов ткани.
2 группа – синтезаторы – получают мыло.
3 группа – эрудиты. Они расскажут нам по окончании 15 мин. о том, где применяются ПАВ, какой возраст у мыла, есть ли профессии у мыла.
4 группа – рекламщики.Задание для этой группы – реклама использованного мыла: «На что годны остатки мыла» (Здесь возможны варианты решения вопроса: 1) для шитья,
2) для опытов, 3) опрыскивание растений, 4) для чистки зубов, 5) для оклейки окон, 6) пускать мыльные пузыри, 7) для исправления работы заевшей молнии, 8) тонкий кусочек мыла, который уже трудно удерживать в руках, вдавите, слегка размочив в плоский кусочек пемзы. Получится отличное моющее средство). Если обучающиеся не могут решить задание, учитель может помочь им, зачитав и разобрав каждое из предложенных в скобках утверждений.
Через 15 мин. группы защищают свои работы, делают выводы и выставляют оценки участникам других групп по критериям, изложенным в данной работе.
По окончании всех ответов формулируются общие выводы к данному занятию. Запись домашнего задания.
ПРИЛОЖЕНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ.
Приложение 1.
Примерные сообщения для учащихся 3 группы.
Профессии мыла.
Смачивающая и эмульгирующая способность мыла делают его вспомогательным веществом при производстве тканей, лекарств, пластмасс, синтетических каучуков, туши и чернил. Мыльные растворы помогают извлечь нефть из истощенных скважин. Чтобы днища кораблей не обрастали ракушками и не снижалась из-за этого их скорость, наружную обшивку судна покрывают нерастворимым в воде мылом (соль алюминия).
ПАВ и СМС
Самый главный потребитель ПАВ – текстильная промышленность (мойка поступающей пряжи и шерсти, очистка готовой продукции). ПАВ необходимы также при крашении ткани для более равномерного распределения красителя в ее порах.
ПАВ применяют при изготовлении и обработке светочувствительных материалов (фото- и кинопленка, фотобумага) для достижения равномерного нанесения светочувствительной эмульсии.
Фармацевтическая промышленность применяет ПАВ в производстве многих лекарственных средств. ПАВ незаменимы при производстве многих косметических и гигиенических средств (кремы, мази, лосьоны, пасты и др.).
В сельском хозяйстве ПАВ применяют для приготовления эмульсий ядохимикатов, уничтожающих вредителей и сорняки. ПАВ вносят в почву для улучшения ее структуры, уменьшения ее эрозии, лучшего проникновения и сохранения влаги. Без ПАВ не обходится и строительство.
Моют не только мелкие предметы, но и автомобили, самолеты, тракторы, комбайны, танкеры и нефтехранилища, различные станки и огромные химические реакторы. Для этого используют самые дешевые ПАВ.
Без ПАВ не могут обойтись даже пожарники. В противопожарные пены для обеспечения их устойчивости добавляют ПАВ.
Большинство ПАВ, используемых в настоящее время, способны к биологическому разложению, хотя некоторые из них, входящие в состав СМС, разлагаются хуже. Поэтому при создании новых ПАВ необходимо учитывать также способность к биологическому распаду. Кроме ПАВ экологическую проблему создают полифосфаты, входящие в состав СМС. Продукты гидролиза полифосфатов накапливаются в сточных водах, а поскольку фосфор – необходимый элемент питания растений, то создается нежелательная концентрация этих веществ. Образующиеся в результате гидролиза монофосфаты не представляют непосредственной угрозы для человека, но являются опасными для водных экосистем.
Возраст мыла
В медицинском древнеегипетском трактате Г. Эберса (названном его именем и опубликованном им в 1875 г.) мыло упоминается как лекарственный препарат.
В дошедших до нас документах раннего средневековья упоминаний о мыле нет. И это неудивительно. В те суровые годы, освещенные зловещими кострами инквизиции, понятие о чистоте и гигиене отступило на задний план.
Если в Древнем Риме было около 800 бан, то в середине второго тысячелетия испанская королева Изабелла Католическая гордилась тем, что мылась два раза в жизни – после рождения и перед выходом замуж.
По преданию, английский король Генрих II учредил орден Бани. Привилегией кавалеров этого ордена было умывание.
Мыловарение возникло в Европе только в XIV в. На научную основу производство мыла было поставлено в начале XIX в. Этому способствовали многочисленные исследования французского химика Мишеля Шевреля в области химии жиров. С тех пор производство мыла не претерпело принципиальных изменений.
Приложение 2.
Опыты по теме «Мыло»
Группа «Получение мыла»
2-3 г стеариновой свечи (любой твердый жир) нагрейте на водяной бане достаточно горячей, но не доведенной до кипения. Когда стеарин (жир) полностью расплавится добавим к нему концентрированный раствор кальцинированной (стиральной) соды. Затем добавим к нему 3-5 капель лимона или апельсина и краситель резорцин. Перемешайте. В полученный раствор добавьте немного поваренной соли. Так же поступают и на мыловаренных заводах – этот процесс называется высаливанием. После добавления соли твердое мыло всплывает поверхность и его легко отделить от раствора. Горячую массу выльем в форму для конфет. Когда мыло остынет, его можно будет вынуть и убедиться в его моющих свойствах.
Реактивы: стеариновая свеча 2-3 г (твердый жир), концентрированный раствор соды. Масло лимона или апельсина, поваренная соль (хлорид натрия), краситель резорцин.
Оборудование: печь лабораторная, большой стакан (200-250 мл), пробирки, пробиркодержатель, форма от конфет.
Литература по теме занятия.
1. Николаева М.В. Что происходит, когда мыло встречается с водой //Химия в школе, 2004, №9, с. 33. Или http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200501805
2. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия М., «Просвещение», 1992 г., с.49-54.
3. Пичугина Г.В. повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М., «Аркти», 2000 г., с. 49-59, с.127, с.132.
4. Газета «Антенна» № 43 (494) от 16-22 октября 2006 г., с.50.
5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М., «Просвещение», с. 97, с. 106.
6. Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов (межпредметных и предметно-ориентированных. Пробные курсы. Корзина: материал к занятиям. Книга 2. Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. М., «5 за знания», 20065 г. с. 82.
7. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах; мыло// Химия в школе 2002 № 10 с. 49.
Методическая разработка
Занятие 27. «Реклама табака»
Говорила дочке мама:
«Ты бы не курила!».
Но табачнаяреклама
Дочку задурила.
А. Чураков
ЦЕЛИ УРОКА:
· Познакомить с методами воздействия рекламы на молодежь;
· проанализировать на конкретных примерах рекламу сигарет;
· обсудить последствия курения.
Теоретическое положение Реклама, как средство массовой информации, оказывает на людей, особенно подростков и молодежь большое влияние. В настоящее время рекламе табака предоставляются страницы газет, журналов, стенды на улицах городов и других местах массового скопления людей. Содержание рекламных призывов, обращенное в основном к молодому поколению, способствует формированию у молодых людей неправильного представления о курении. Чтобы нейтрализовать нездоровое влияние подобной рекламы, следует развивать в детях навыки критического анализа рекламной информации. |
Материалы: различные виды рекламы сигарет: вырезки из журналов, плакаты, пакеты, календари, футболки и проч.
Ход занятия:
Занятие 7
Пояснительная записка
к занятию «Вода благоволила литься…»
Предлагаемое занятие по теме «Вода благоволила литься…» разработано по технологии критического мышления (автор И.В. Маркина) /1/. Занятие занимает 1 ч.
Все вопросы блеф-игры (кроме 9 и 10) «Верите ли вы…» взяты из сб. О.С. Габриеляна «Вода в нашей жизнь» /2/. Вопрос 10 включен в занятие для развития познавательного интереса обучающихся и усиления эмоциональной окраски урока.
Предлагаемые для демонстрации опыты можно выполнять и как лабораторные (т.е. в группах), при условии, что класс – может быстро и слаженно работать. В противном случае – лучше выполнять работу демонстрационно, пригласив для выполнения каждого опыта по одному ученику.
«ВОДА БЛАГОВОЛИЛА ЛИТЬСЯ…»
I. Стадия «Вызов».
Учитель предлагает отгадать, что содержится в черном ящике.
Лао-Цзы утверждал, что это «самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». Отгадайте, ребята, что в черном ящике?
( В черном ящике – стакан с водой)
Итак, ребята, я думаю, вы догадались, что сегодня речь пойдет об обыкновенной воде. Учитель достает из «черного ящика» стакан с водой.
Эпиграф урока (записан на слайде):
Вода благоволила литься! Она блистала столь чиста,
что - ни напиться, ни умыться, и это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала и горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало и рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой, ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало - чистой, дистиллированной воде!
Леонид МАРТЫНОВ (1946 г.)
Итак, сегодня мы с вами говорим о вечном веществе – воде. Давайте вспомним, что мы знаем об этом веществе. Учитель просит учащихся расчертить таблицу ЗХУ и заполнить 1 колонку «что знаю» (учащиеся перечисляют физические свойства воды: агрегатное состояние, вкус, цвет, запах, температуры кипения и замерзания, некоторые обучающиеся делятся информацией, полученной на уроке биологии о содержании воды в организме человека и различных растениях и др.).
Занятие по теме «Вода благоволила литься…»
что знаю | что хочу узнать | что узнал (а) |
2 колонку учащиеся заполняют по окончании блеф-игры «Верите ли вы…» Последнюю графу «что узнал» - заполняют после просмотра документального фильма «Тайна воды».
Блеф-игра «Верите ли вы…»
- Верите ли вы, что в соленой воде не утонет яйцо? (Плотность соленой воды больше, чем пресной, следовательно, выше выталкивающая сила.) ЛО. Одному из учеников предлагается опустить по 1 сырому яйцу в 2 стакана с соленой и пресной водой. Учащиеся на практике могут убедиться в разной плотности соленой и пресной воды.
- Верите ли вы, что на морозе белье высыхает быстрее. (Нет скорость высыхания зависит от температуры. Лед испаряется, поэтому белье высыхает)
- Верите ли вы, что сухой воздух легче (На самом деле легче влажный воздух, т.к. масса воды меньше массы воздуха).
- Верите ли вы, что ржаной хлеб черствеет медленнее, чем белый (В ржаном хлебе больше клейковины и микроэлементов, они активнее связывают и удерживают воду).
- Верите ли вы, что стальная игла, аккуратно опущенная на поверхность чистой воды, не тонет? (Ее удерживают силы поверхностного натяжения). Демонстрация поверхностного натяжения воды (Приложение 1).
- Верите ли вы, что существует 8 наименований состояния воды в метеорологии? (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи).
- Верите ли вы, что при снегопаде наблюдается потепление? (У льда высокая теплота плавления).
- Верите ли вы, что слово «гигиена» произошло от имени древнегреческой богини, которую принято обозначать в виде молодой женщины с чашей воды в руке? (Да, это Богиня здоровья Гигея).
- Как понятие «малая родина» связано с водой? (Структура воды в человеческом организме идентична структуре воды той местности, в которой он родился). /2/.
- Верно ли, что вода обладает текучестью? (Под действием внешних сил жидкость не сохраняет форму и поэтому принимает форму сосуда, в котором находится. В отличии от пластичных твердых тел, жидкость не имеет предела текучести: достаточно приложить сколь угодно малую внешнюю силу, чтобы жидкость потекла).
- Верите ли вы, что вода бывает сухой? (Нет, не бывает. То, что называют «сухой водой» на самом деле водой не является. «Сухая вода» - Noves 1230. Формула вещества CF3CF2C(O)CF(CF3)2
Демонстрация видеофрагмента передачи «Галилео» о свойствах «сухой воды» /4/.
Стадия «Осмысление»
Учащимся предлагается чтение информационного текста об аномалиях воды и составление маркированной таблицы («Инсерт»). Вся работа (индивидуальная и групповая) рассчитана на 20 минут.
Работа выполняется индивидуально. Для чего каждый ученик получает текст «Аномалии воды» (Приложение 2) /5/. Количество граф в таблице соответствует значкам маркировки: «V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы.
V | + | - | ? |
Сначала учащиеся самостоятельно заполняют маркировочную таблицу. Затем объединившись в группы, совместно обсуждают заполнение этой таблицы. Спустя означенное время группа представляет свой вариант работы над текстом. При заполнении таблицы учащиеся неоднократно обращаются к тексту, т.е. чтение в этом случае будет внимательным, осмысленным.
Стадия «Рефлексия»
На стадии «Рефлексия» я применяю рисунок, отображающий аномалии воды (Приложение 3) /6/. Задача обучающихся – по рисунку составить синквейн.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка – отношение автора к проблеме одним предложением.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с понятием /1/.
Возможный вариант синквейна по теме «Вода благоволила литься…»:
Вода,
Обыкновенная, загадочная,
Лечит, таит секреты, замерзая расширяется,
В тебе зародилась жизнь,
Аномалия.
Закончить занятие я предлагаю «научной шуткой», которая доказывает важность знаний химии для обыкновенного человека.
Недавно исследователи открыли факт загрязнения наших водопроводных систем опасным химикатом. Этот химикат бесцветный, безвкусный и не имеет запаха. Он убивает бесчисленное множество людей каждый год. Правительство не предприняло никаких попыток регулирования этого опасного заражения. Данный химикат называется «дигидрогенамонооксид» (Dihydrogenmonoxide).
У этого вещества негативные для человека свойства:
· Длительный контакт с химикатом в его твёрдой форме приводит к серьёзным повреждениям кожи человека;
· Контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам;
· Вдыхание даже небольшого количества химиката грозит смертельным исходом;
· Ни один известный очиститель не способен полностью очистить воду от этого химиката!
Несмотря на эти опасности, химикат активно и безнаказанно используется в индустрии. Многие корпорации ежедневно получают тонны химиката через специально проложенные подземные трубопроводы. Люди, работающие с химикатом, как правило, не получают спецодежды и инструктажа. Отработанный химикат тоннами выливается в реки и моря. Некоторые люди призывают население проявить сознательность и протестовать против дальнейшего использования этого опасного химиката /3/.
Все что я сейчас о дигидрогенемонооксиде сказала, не более чем шутка. Предназначена она для иллюстрации того, каким образом отсутствие научных знаний и предвзятый анализ могут привести к панике. Надеюсь, что вы не будете бояться этого вещества, тем более, как всем известно, «что без воды и не туды, и не сюды».
Домашнее задание: просмотр документального фильма «Великая тайна воды» и заполнение 3 колонки таблицы ЗХУ – «что узнал». Для желающих – составление презентации по теме: «Вода – простое, но удивительное вещество».
Литература:
1. Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий/ Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.; стр. 40.
2. Вода в нашей жизни. Дополнительные материалы к учебникам О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс»: учебно-метод. пособие / О.С. Габриелян, Т.Н. Попкова, Г.А. Сивкова, С.А. Сладков. – М. : Дрофа, 2011. – 224 с. : с. 84.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4. Загадка в начале урока.
4. Телевизионная передача «Галилео» о «сухой воде»: http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&v=unfbSxDLYi4&NR=1 и http://www.youtube.com/watch?v=bt2X4lRxPy0&feature=related
5. Аномалии воды. http://kfs-centr.com/production/55-kfs-20.html
6. Картинка(для рефлексии) аномалия воды http://схемо.рф/shemy/himija/kovalevskaja-n-b-himija-v-tablicah-i-shemah-2009-g/6123.html#down
Дополнительные источники информации (для любознательных учащихся):
1. http://www.youtube.com/watch?v=bt2X4lRxPy0&feature=related – вода и низкая частота звука.
2. Виды воды. http://info-voda.ru/?p=111
3. Сколько нужно воды человеку http://ewater.ru/o-vode-i-eyo-znachanii/
4. О феномене "памяти" воды к.х.н. О.В. Мосин http://kfs-gav2raza.ru/pamyat.htm
5. Пацукова Л.В., Семенькова Н.И. Слушается дело об аномалиях воды. // «Химия в школе» №8, 2002 с.82.
6. Золотова Н.А. Известная и неизвестная вода. // «Химия в школе» №8, 2002 с.85.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
«Поверхностное натяжение воды»
Опыт 1.Осторожно положите на поверхность воды небольшую швейную иголку. Если у вас один конец иглы был под наклоном, она окажется на дне. Выньте ее из воды, протрите сухой тряпкой и повторите опыт.
Опыт 2. Проделайте аналогичные действия, используя воду, в которой предварительно растворили небольшую порцию стирального порошка.
Опыт 3.На поверхность стекла нанесите по одной капле водопроводной и мыльной воды, рассмотрите, различаются ли они по форме.
Учащимся предлагается объяснить наблюдаемые факты.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 2.
АНОМАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ
Аномальные свойства воды были открыты учеными в результате длительных и трудоемких исследований. Эти свойства свидетельствуют о том, что молекулы Н2О довольно прочно связаны между собой и образуют характерную молекулярную конструкцию, которая сопротивляется любым разрушающим воздействиям, например, тепловым, механическим, электрическим. По этой причине, например, необходимо затратить много тепла, чтобы превратить воду в пар.
В настоящее время известно большое число гипотез и моделей структуры воды. Согласно одной из них - вода представляет собой и