Скорость гетерогенных реакций
Любая гетерогенная реакция имеет, по меньшей мере, три последовательные стадии:
1. Подвод реагирующего вещества к поверхности раздела фаз;
2. Химическое взаимодействие на поверхности раздела фаз;
3. Отвод продуктов реакции от поверхности.
Скорость гетерогенной реакции определяется скоростью наименее быстрой ее стадии.
Часто самыми медленными стадиями реакции оказываются подвод реагирующего вещества к поверхности раздела фаз или отвод продуктов реакции. В этом случае скорость реакции определяется скоростью переноса веществ. Например, при растворении мрамора в соляной кислоте скорость химической стадии реакции очень велика и потому скорость реакции в целом лимитируется скоростью подвода и отвода веществ от реакционной поверхности. Именно поэтому скорость реакции сильно возрастает при измельчении мрамора, поскольку при этом увеличивается поверхность раздела фаз.
Однако есть реакции, где самой медленной стадией является химическое взаимодействие. Например, окисление железа кислородом влажного воздуха. В этом случае при увеличении скорости подвода воздуха скорость реакции в целом не изменяется.
В том случае, когда лимитирующей стадией гетерогенной реакции является химическое взаимодействие, в кинетическом уравнении учитываются концентрации только тех исходных веществ, которые находятся в газовой фазе или в растворе. Концентрации твердых веществ не включаются в кинетическое уравнение.
Например, для процесса разрушения известняка диоксидом серы, содержащимся в виде примеси в атмосферном воздухе:
СаСО3 +S02 =CaSO3 +СО2
Закон действующих масс выразится уравнением
v = k·c(SO2 )
Т.е. скорость реакции пропорциональна только концентрации диоксида серы.
Для выражения скорости гетерогенных процессов, в которых самой медленной стадией является перенос реагирующих веществ и продуктов реакции используются кинетические уравнения, учитывающие специфику процесса. Например, Уравнение Яндера для случая взаимодействия твердых веществ содержит такие величины, как начальный радиус зерен реагирующих веществ и коэффициенты диффузии веществ.
Влияние температуры на скорость реакции
Скорость химических реакций сильно зависит от температуры. Согласно эмпирическому правилу Вант-Гоффа (1884) при повышении температуры на 10 градусов скорость большинства реакций возрастает в 2—4 раза. Число, показывающее, во сколько раз возрастает скорость реакции при повышении температуры на 10 градусов, называется температурным коэффициентом (γ) скорости данной реакции.
Однако, расчеты, выполненные в соответствии с молекулярно-кинетической теорией газов и жидкостей показывают, что число столкновений реагирующих молекул очень велико и нагрев на 100С увеличивает его незначительно. Если бы каждое соударение завершалось химическим взаимодействием, то практически все реакции заканчивались бы мгновенно, подобно взрыву. Однако этого не происходит. Значит не любое столкновение молекул реагирующих веществ приводит к образованию продуктов реакции.
Шведский химик Сванте Аррениус в 1889 высказал мысль, что в реакцию вступают лишь те столкнувшиеся молекулы, у которых кинетическая энергия превышает некоторую минимальную величину, характерную для данной реакции, называемую энергией активации. Такие молекулы получили называние активных.
Молекулы обладают разной кинетической энергией и, следовательно, неодинаковой скоростью движения. Используя специальные методы математической статистики и теории вероятности, для каждой температуры можно получить количественное описание этого распределения (Максвелла).
Рис. 3. Распределение молекул кислорода по скоростям при разных температурах
Максимумы на кривых отвечают наиболее вероятной скорости при указанной температуре.
Например: при 20°С около 10% молекул кислорода обладают скоростями, превышающими 700 м/с. А при 100 градусов доля молекул со скоростями, превышающими 700 м/с, становится равной 17 %.
Та дополнительная энергия, которую надо придать молекулам реагирующих веществ для того, чтобы сделать их активными, называется энергией активации Еа. Она определяется природой реагирующих веществ и служит важной кинетической характеристикой любой химической реакции.
Уравнение Аррениуса связывает константу скорости реакции с ее энергией активации:
где: k - константа скорости реакции;
A —предэкспоненциальный множитель (множитель Аррениуса), постоянный для данной реакции;
e— основание натурального логарифма;
Ea- энергия активации, Дж/моль;
Т – температура, K;
R – универсальная газовая постоянная, 8,314 Дж/моль K.
Из приведенного уравнения очевидно, что чем выше энергия активации, тем меньше будет константа скорости реакции. Поэтому реакции с очень малыми значениями Еа (меньше 40 кДж/моль), протекают практически мгновенно. Если Еа очень велика (превышает 120 кДж/моль), например, в случае окисления молекулярного азота или диоксида серы кислородом, то ход реакции при обычных температурах заметить невозможно.
Важным фактором, оказывающим влияние на скорость химических реакций, является природа образующихся промежуточных продуктов, которые в химической кинетике именуются активированными комплексами или переходными состояниями. На их образование как раз и необходима энергия активации.
Рассмотрим их на примере взаимодействия в газовой фазе иода и водорода с образованием иодоводорода:
H2 + I2 → 2 HI+ 15,9 кДж
В ходе химического превращения система из исходного энергетического состояния (с суммарной энтальпией всех компонентов ΣHисх.) переходит в конечное состояние (с суммарной энтальпией ΣHпрод.) с изменением энтальпии ΔH = -15,9 кДж.
Взаимодействуют только молекулы, которые имеют энергию, равную или превышающую энергию активации. При сближении активных молекул H2 и I2 возникает промежуточное состояние — активированный комплекс определенной конфигурации:
Рис.4. Конфигурация активированного комплекса
В активированном комплексе молекулы исходных веществ еще не совсем исчезли, а молекулы продуктов реакции не совсем образовались. Поэтому по сути своей он является переходным, неустойчивым и существует очень короткое время. Он быстро распадается с образованием конечного продукта реакции HI.
Расчеты показывают, что протекание реакции через образование активированного комплекса требует меньшей энергии активации, чем через возникновение новых связей после полной диссоциации молекул исходных веществ. Экспериментально найденная энергия активации рассматриваемой реакции (170,5 кДж/моль) оказывается намного меньше, чем энергия полного разрыва связей в молекулах иода и водорода (580,5 кДж/моль). Поэтому большинство химических реакций проходит через формирование активированных комплексов. С образованием активных комплексов связано явление катализа.
Катализомназывается изменение скорости химической реакции под действием веществ, химический состав и количество которых в результате реакции остаются неизменными. Эти вещества получили название катализаторов.
Скорость химической реакции в присутствии катализаторов может увеличиваться или уменьшаться. В первом случае говорят о положительном, во втором — об отрицательном катализе. Отрицательный катализ часто называют ингибированием, а вещества, вызвавшие его, — ингибиторами.
Различают гомогенный и гетерогенный катализ. При гомогенном катализе катализатор и реагирующие вещества образуют одну фазу. При гетерогенном катализе катализатор находится в системе в виде самостоятельной фазы, отделенной от других частей системы поверхностью раздела.
Пример гомогенного катализа: разложение растворенного в воде пероксида водорода присутствии находящихся в том же растворе иодид-ионов. Здесь реагирующие вещества и катализатор образуют однородную систему без границы раздела.
H2O2 + I- → IO- + H2O
H2O2 + IO- → H2O + O2 ↑ +I-
2H2O2 + I- → 2 H2O + I- +O2↑
Однако тот же диоксид серы, находясь в газообразном состоянии, способен окисляться кислородом воздуха на поверхности твердых катализаторов — оксидов ванадия, железа, хрома. В этом случае система будет гетерогенной и катализ — также гетерогенным.
Хотя во время реакции катализатор остается в химически неизменном состоянии и не расходуется, в некоторых случаях возможны его физические изменения. Это свидетельствуют о том, что катализатор на определенном этапе взаимодействует с реагентами, хотя в конечном итоге вновь выделяется — регенерируется.
Активные катализаторы снижают энергию активации процессов примерно на 25—40кДж/моль. Например, энергия активации разложения пероксида водорода составляет 75,4 кДж/моль, а в присутствии коллоидной платины падает до 49,0 кДж/моль. Поскольку в выражение константы скорости реакции энергия активации входит в отрицательный показатель:
k = A·e-Ea/RT
Даже незначительное уменьшение ее приводит к существенному возрастанию скорости реакции. Поэтому при 25 °С скорость каталитического разложения пероксида водорода больше скорости разложения в отсутствие катализатора примерно в 42600 раз.
Катализ широко используется в химической промышленности и в смежных с ней отраслях, так как это способствует резкому повышению производительности технологических процессов. Окисление сернистого ангидрида в серный при получении серной кислоты, конверсия углеводородного сырья до водорода и оксида углерода(II)—исходного компонента для получения аммиака и метанола, окисление аммиака при производстве азотной кислоты, получение жидкого моторного топлива на основе ископаемых углей, гидрогенизация растительных масел и др. — вот далеко не полный перечень примеров промышленного применения каталитических реакций.
Иногда оказывается желательным замедлить химические реакции, и тогда в системы вводят ингибиторы. Например, с помощью специально подобранных ингибиторов замедляют окислительные процессы в смазочных маслах, пищевых жирах, дизельном топливе, полимеризацию и старение полимеров.
Колебательные реакции – класс гомогенных каталитических окислительно-восстановительных периодических реакций. Одна из наиболее известных сегодня колебательных реакций была открыта в 1951 г. московским химиком Б.П. Белоусовым и изучена А.М. Жаботинским (реакция Белоусова-Жаботинского). Впоследствии был обнаружен обширный класс подобных колебательных реакций окисления органических веществ.
Колебательные реакции многостадийны, но всегда содержат следующие отличительные стадии:
1) окисление восстановленной формы катализатора;
2) восстановление окисленной формы катализатора.
При этом скорость первой стадии всегда заметно превышает скорость второй стадии, а на второй стадии возникает соединение, тормозящее протекание первой стадии (ингибитор).
В ходе первой реакции окислитель (например, бромат-ионы) в присутствии катализатора (ионов церия, марганца и др.) окисляют восстановитель (лимонную, малоновую, броммалоновую кислоту и др.).
На первой стадии реакции ионы церия (3+) окисляются бромат-ионами в кислой среде:
(1)
На второй стадии ионы церия (4+) восстанавливаются малоновой кислотой (МК):
(2)
В ходе второго процесса (2) выделяются вещества-ингибиторы первой стадии реакции (например, бромид-ионы, образующиеся из восстановителя или его бромпроизводных). Таким образом, в системе устанавливается обратная связь, обеспечивающая возможность возникновения режима, в котором концентрация каждой из форм катализатора периодически колеблется. Если окраски восстановленной и окисленной форм катализатора заметно различаются, то прохождение колебательной реакции сопровождается периодическим изменением цвета раствора.
Колебательные реакции достаточно широко распространены. Они определяют протекание и некоторых важнейших биологических процессов: генерации нервных импульсов и механизма мышечного сокращения.
Разветвленно-цепные, фотохимические и радиационные реакции
Если в результате одного элементарного акта химической реакции возникает два или более свободных радикалов, то такой процесс называется разветвленно-цепным.
Число радикалов, а вместе с ним и скорость химического превращения возрастают в начальном периоде реакции. Достигнув максимума, скорость реакции затем снижается, поскольку снижаются концентрации исходных веществ.
Пример: взрыв смеси водорода и кислорода (гремучий газ)
Цепи зарождаются в момент соударения молекул исходных веществ:
H2 + O2 → *OH + *OH
Радикал *OH, взаимодействуя с водородом, дает молекулу конечного продукта воды и свободный атом водорода:
*OH + H2 → H2O + *H
В последующих элементарных актах возникает по два новых радикала на каждый исчезнувший:
*H + O2 → *OH + *O*
*O*+ H2→ *OH + *H
Число свободных радикалов лавинообразно возрастает, придавая реакции взрывной характер.
Свободные радикалы и ионы могут зарождаться под действием на вещество света различных длин волн. Реакции, протекающие под действием видимых, инфракрасных и ультрафиолетовых лучей света, называются фотохимическими. Основным законом фотохимии является закон Эйнштейна (1912), согласно которому один поглощенный квант энергии вызывает превращение одной молекулы.
Любой фотохимический процесс слагается из:
1. Первичного, связанного с диссоциацией молекулы на свободные атомы и радикалы, и
2. Вторичного, протекающего с участием ранее образовавшихся атомов и радикалов.
Если вторичные процессы вовлекают большое число молекул веществ, то начинается цепная реакция.
Например, смесь водорода с хлором может долго оставаться неизменной, но под действием ультрафиолетовых лучей взрывается.
Результатом поглощения кванта света является диссоциация молекул хлора (зарождение цепи): Cl2+hυ→ *Cl +*Cl
Следующие стадии обеспечивают поддержание цепной реакции без участия светового излучения:
*Cl + H2→ HCl +*H *H + Cl2→ HCl +*Cl
Обрыв цепи: *Cl +*Cl→ Cl2 и *H +*H → H2 происходит после многократного повторения этих стадий, когда на каждый поглощенный квант приходится до 105 молекул образовавшегося хлороводорода.
Еще более сильное действие на молекулы оказывают рентгеновские лучи и ядерные излучения. Возникновение свободных радикалов - основная причина пагубного воздействия радиации на живые организмы. Благодаря развитию разветвлено-цепных реакций радикалы быстро поражают важные компоненты живых клеток и изменяют в них генетическую программу роста.
Для защиты от лучевых поражений в организм вводят вещества, которые дезактивируют радикалы и тем самым прекращают развитие новых цепей.
Аналогичен принцип действия огнетушащих составов, которые прекращают развитие радикальных цепей реакции горения.