Общий перечень рекомендуемой литературы.
ВВ ЕД Е Н И Е
Настоящее руководство к лабораторным занятиям по общей и неорганической химии предназначается для студентов заочной формы обучения инженерно-технических специальностей. В руководство включены лабораторные работы, которые охватывают важнейшие разделы курса химии.
В зависимости от количества часов, отводимых учебным планом на лабораторные работы, кафедра определяет число обязательных работ для каждой специальности.
Перед описанием экспериментальной части в каждой работе имеется теоретическое введение, которое имеет минимум сведений, необходимых студенту для сознательного выполнения лабораторных работ.
Лабораторные работы оформляются в тетради и включают разделы:
1. номер и название лабораторной работы,
2. теоретическое введение,
3. цель работы,
4. экспериментальная часть,
5. выводы.
Ссылки на учебную литературу с указанием страниц, а также вопросы для защиты работы приводятся в конце каждой лабораторной работы. Общий список литературы приведен ниже.
Общий перечень рекомендуемой литературы.
Основная:
1. Коровин Н. В. Общая химия. – М.: Высшая школа, 1998. – 556 с.
2. Коровин Н. В., Масленникова Г. Н., Мингулина Э. И. и др. Курс общей химии.– М.: Высшая школа, -1990. - 446с.
3. Лучинский Г. П. Курс химии. – М.: Высшая школа. - 1985. - 416с.
4. Глинка Н. Л. Общая химия. – М.: Высшая школа. - 1985 -1990. - 720с.
5. Васильева З. Г., Грановская А. А., Таперова А. А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. - Л.: Химия. – 1986. – 286с.
6. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. – Л.: Химия. - 1983 -1989. - 226с.
Дополнительная:
7. Хоникевич А. А. Химия и коррозия в судостроении. - Л.: Судостроение. – 1990. –262 с.
8. Павлов Н. Н. Неорганическая химия – М.: Высшая школа. -1986. - 335с.
9. Князев Д. А. Неорганическая химия – М.: Высшая школа. -1990. - 430с.
10. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Основы неорганической химии. - М.:Мир.-1979.- 342 с.
11. Говарикер В. Р. и др. Полимеры. - М: Мир, 1990.-340 с.
12. Тугов И. И, Костыркина Г. И. Химия и физика полимеров. – М.: Химия, 1989. – 432 с.
13. Энциклопедия полимеров. М.: Сов. энциклопедия, в 3- х т., 1972
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ХИМИЯ»
Лабораторная работа № 1 «Определение молярной массы
Экспериментальная часть
Общие требования. На основании уравнений Менделеева – Клапейрона и объединенного газового закона рассчитайте молярную массу эквивалента металла, абсолютную и относительную ошибки и сделайте выводы к проделанной работе.
Прибор для определения молярной массы эквивалента состоит из закрепленной в штативе бюретки, нижний конец которой соединен резиновой трубкой с воронкой играющей роль уравнительного сосуда. Верхний конец бюретки посредством согнутой стеклянной трубки и резиновых пробок соединен с пробиркой. Схема заполнена водой.
Перед опытом необходимо проверить герметичность прибора. Для этого надо присоединить плотно пробирку и затем опустить воронку так, чтобы уровень жидкости в ней был ниже, чем в бюретке, т. е. создать в бюретке некоторое разрежение газа. Если при этом уровень воды, в бюретке несколько опустившись, остаётся постоянным (в течение 1 – 2 мин.), то прибор можно считать герметичным.
Затем следует отсоединить пробирку и налить в неё 3 – 4 мл 10 % - ного раствора HCl. Навеску металла в маленьком бумажном пакетике надо положить внутрь пробирки так, чтобы навеска не касалась кислоты. Осторожно присоединить пробирку и испытать прибор на герметичность. Определить и записать уровень воды в бюретке V1 (определить по нижнему мениску), для этого привести воду в бюретке и воронке к одному уровню. Если прибор герметичен, то осторожным постукиванием по пробирке добиться, чтобы металл упал в кислоту. При реакции металла с кислотой будет выделяться водород, и вытеснять воду из бюретки в воронку. По окончании реакции (прекращение выделения водорода) опять привести воду в бюретке и воронке к одному уровню, т. е. создать в бюретке давление равное атмосферному давлению и записать уровень воды в бюретке V2. Разность уровней до и после реакции даст объём выделившегося водорода.
Запись экспериментальных данных и условий опыта:
· Масса металла Мме =
· Объём выделившегося водорода VH2 = V2 - V1
· Температура (° С) t =
· Абсолютная температура (К) Т =
· Атмосферное давление (мм рт. ст.) Р =
· Давление насыщенного водяного пара (мм рт. ст.) h =
· Парциальное давление водорода РН2 = Р – h =
ВЫЧИСЛЕНИЯ
Рассчитайте молярную массу эквивалента металла двумя способами:
1. Подставив в уравнение Клапейрона – Менделеева
PV = (m/М)·RT
соответствующие величины вычислите массу выделившегося водорода mH2 (Подставив R = 62400 мм рт. ст./ К·моль)
Затем, по закону эквивалентов, вычислите молярную массу эквивалента металла:
Мэме = mМе · МэН2/ mH2
2. По уравнению объединенного газового закона:
PV/ T = P0V0/ T0
приведите объём выделившегося водорода к нормальным условиям (определите V0 Н2). Вычислите молярную массу эквивалента металла, заменив массу и молярную массу эквивалента водорода в уравнении закона эквивалентов на соответствующие им объёмные значения:
МэМе = mМе·11200/ V0 Н2
Ø Вычислите абсолютную ошибку опыта. Для этого рассчитайте теоретическую молярную массу эквивалента металла, взяв атомную массу металла (из таблицы Д.И. Менделеева) и разделив её на валентность.
Абсолютная ошибка = Мэтеор. - Мээкспер.
Ø Вычислите относительную ошибку опыта в процентах:
Относительная ошибка = (абсол. ошибка/ Мэтеор) · 100 %
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Что называется эквивалентом вещества, молярной массой эквивалента? Как вычислить молярную массу эквивалента элемента и сложного вещества? В чем сущность закона эквивалентов?
2. Определите эквивалентную массу металла, из 1 г которого образуется 1,2518 г оксида.
3. При взаимодействии с водой 6,65 г щелочного металла выделилось 0,56 л водорода, измеренного при нормальных условиях. Какой это металл?
Ø Учебная литература: /1/, с.15; /2/, с.147; /4/, с.31-33; /6/, с. 7-8.
Экспериментальная часть
Общие требования. По результатам опыта рассчитать ∆H хлорида аммония. Построить график зависимости температуры от времени, отложив на оси ординат температуру, а на оси абсцисс – время (в мин.).
∆HNH4Cl = (mсоли + mводы) · ∆t · 4,184 · Mrсоли/ 1000 · mсоли, кДж/моль
∆t = tкон. – tнач.; º С ∆HNH4Cl = 16,5 кДж/моль
mсоли – масса соли, г
mводы – масса воды, г
Mrсоли – молекулярная масса соли, г/моль
4,184 – удельная теплоемкость раствора, равная теплоемкости воды, Дж/г · К
1000 – переводной коэффициент, Дж/кДж.
Рассчитать ошибку опыта: абсолютную и относительную по формуле:
Абсолютная ошибка = Нтеор. - Нэкспер.
Относительная ошибка = (абсол. ошибка/ Нтеор) · 100 %
Нарисовать схему упрощенного калориметра. Определение теплового эффекта растворения безводной соли (хлорида аммония) проводят в упрощенном калориметре: два сосуда, помещенные один в другой. Внутренний сосуд закрывается пробкой с термометром. Воздушная прослойка между двумя сосудами лишь в некоторой степени обеспечивает теплоизоляцию внутреннего сосуда от окружающей среды.
Во внутренний сосуд налить 25 мл дистиллированной воды (mH2O = 25 г, отмеренная мерным цилиндром). Опустить в воды термометр (не касаясь дна сосуда). Измерить tначальную воды в калориметре с точностью до 0,1º С. Взвесить на технохимических весах 1 г хлорида аммония и быстро высыпать во внутренний сосуд калориметра. Следить за плавным падением температуры раствора хлорида аммония и результаты наблюдений занести в таблицу.
Время от начала опыта, мин. | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | |
Температура,º С |
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Сформулировать закон Гесса, следствие из закон Гесса?
2. Дать определение экзо - и эндотермических реакций?
Ø Учебная литература: /1/, с. 123-131; /2/, с.84-106; /3/, с.158; /4/, с. 166-170; /6/, с. 71.
Экспериментальная часть
Общие требования. На основании экспериментальных данных заполнить таблицы; в опыте 1 построить график зависимости скорости реакции (1/tврем.) от условной концентрации. В опыте 2 написать выражение константы равновесия обратимого процесса. К обоим опытам написать выводы.
Опыт № 1. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость реакции в гомогенной системе
В этом опыте изучается взаимодействие с серной кислотой тиосульфата натрия:
Na2 S2O3+ H2SO4 = Na2SO4 + S + S O2 + H2O
Для проведения опыта следует приготовить в трех пробирках равные объёмы растворов тиосульфата натрия различной концентрации, как указано в табл. 1
Таблица 1
№ проб. | Кол-во капель Na2 S2O3 | Кол-во капель H2O | Кол-во капель H2SO4 | Общий объём р-ра (число кап.) | Условная кон-ция, моль/л | Время течения реакции, t, с | Скорость реакции, 1/t (условн. ед) |
с | |||||||
2с | |||||||
3с |
Добавить поочередно в каждую пробирку по 1 капле H2SO4 и засечь время с момента добавления кислоты и до появления легкого помутнения раствора. Все данные опыта занести в табл. 1.
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Сформулировать закон действующих масс и принцип Ле - Шателье?
2. Дать определение гомогенных и гетерогенных химических реакций?
Ø Учебная литература: /1/, с. 142- 152; /2/, с.108- 137; /3/, с.163; /4/, с. 170 - 190; /6/, с. 86- 103.
Экспериментальная часть
Общие требования. Рассчитать для своего задания, используя измеренное значение плотности, молярную, моляльную, нормальную концентрации и титр раствора.
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Дать определение концентраций?
Ø Учебная литература: /1/, с. 85 - 86; /2/, с.147; /3/, с.206; /4/, с. 213 – 214; /6/, с. 103.
Экспериментальная часть
Общие требования. Написать в молекулярной и ионно-молекулярной форме уравнения реакций. Указать изменения окраски индикаторов при смещении равновесия диссоциации слабого электролита (в опыте 1).
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Классификация кислот и оснований?
Ø Учебная литература: /1/, с. 212; /2/, с.158 -163; /3/, с. 120; /4/, с.233 - 243; /6/, с. 120 – 128.
Экспериментальная часть
Общие требования. Рассчитать жесткость водопроводной и кипяченой воды и данные занести в таблицу 1.
Определение общей жесткости воды основано на способности трилона –Б (сложного органического соединения) образовывать с ионами кальция и магния бесцветные растворимые комплексы.
Титрование проводят в присутствии индикатора (кислотного хром темно-синего), который в щелочной среде (рН = 10) при наличии свободных ионов кальция и магния, окрашивает пробу в розовый цвет за счет образования слабых комплексов.
Необходимая щелочная среда пробы создается смесью, состоящей из хлористого аммония NH4Cl и аммиака NH3. Такая смесь создает устойчивую щелочную среду (рН = 10). При титровании трилоном – Б ионы кальция и магния образуют с ним более прочные комплексы, чем с индикатором. Когда все имеющиеся ионы кальция и магния свяжутся с трилоном – Б (нейтральная точка), индикатор изменяет окраску - становится сине- фиолетовым (перетитрованный раствор – синий).
Расчет общей жесткости воды по данным титрования основан на использовании закона эквивалентов: вещества реагируют в эквивалентных количествах. Применительно к жидким реагирующим системам закон эквивалентов удобен в следующей математической форме, где:
V1N1 = V2N2,
где V1 и V2 – объёмы реагирующих веществ
N1 и N2 - нормальности этих растворов
Жесткость воды (Ж) в мг- эквивалентах на литр вычисляется по формуле:
Ж = Vт ∙Nт ∙ К∙ 1000/ Nв, К= 1,
где: Vт – объем, пошедшего на титрование трилона –Б, (мл),
Nт – нормальность трилона – Б (мг - экв/мл),
Nв – объём пробы воды,
К - поправочный коэффициент нормальности.
Опыт 1. В коническую колбу на 200 мл налить 100 мл водопроводной воды, добавить 3-5 мл аммиачной смеси и 7-8 капель индикатора хром темно-синего. Раствор тщательно перемешать. Раствор должен быть розового цвета.
Поставить колбу под бюретку и прилить (0,05н) раствора трилона -Б по каплям до появления сине- фиолетового окрашивания и тщательно перемешать содержимое колбы.
Изменение окраски раствора означает, что трилон – Б полностью связан с ионами кальция и магния. Записать в таблицу объем трилона – Б, пошедшего на титрование (первое титрование ориентировочное). Титрование трилоном – Б повторить ёще три раза. Результаты титрования не должны отличаться друг от друга более чем на 0,02 мл. Взяв среднее значение объёма трилона – Б, пошедшего на титрование (первое титрование ориентировочное не учитывать), рассчитать жесткость воды.
Таблица 1
Титрование | Объём взятой пробы воды, мл | Объём трилона – Б пошедшего на титрование, мл | Среднее значение | Жесткость воды ммоль-экв/л |
Опыт 2.Повторить опыт 1, взяв для определения жесткости прокипяченную воду.
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Какая жесткость устраняется кипячением?
2. Какие способы устранения жесткости воды Вам известны?
Ø Учебная литература: /1/, с. 393; /2/, с.373; /4/, с.616 -619; /6/, с.232.
Экспериментальная часть
Общие требования. Написать в молекулярной и ионно - молекулярной форме уравнения гидролиза соответствующих солей. В опыте № 1 написать уравнения гидролиза, а в случае ступенчатого гидролиза - только гидролиз по первой ступени, в опыте № 2 – по первой и второй ступеням гидролиза, в опыте № 3 написать уравнения реакций, которые привели к образованию Al(OH)3.
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Как предотвратить гидролиз?
Ø Учебная литература: /1/, с. 234 - 238; /2/, с.169 - 172; /3/, с. 249; /4/, с.257 -263, /6/, с.143.
Экспериментальная часть
Общие требования. В опытах 1 – 3 необходимо составить уравнения электронного баланса, подобрать коэффициенты. Указать процессы окисления и восстановления.
Простых веществ
Внести в две пробирки по 4 капли йодной воды. В первую пробирку добавить несколько капель хлорной воды (Cl2 + H2O), во вторую сероводородной воды (H2S + H2O). Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что в первом случае образуются хлороводородная HCl и иодноватая HIO3 кислоты; во втором случае помутнение раствора вызвано выделением коллоидной серы, являющейся одним из продуктов реакции. Окислителем или восстановителем являются в этих реакциях йод и хлор?
Восстановительных процессов
В три пробирки внести по 6 капель раствора перманганата калия KMnO4. В первую пробирку добавить 3 капли 2 н раствора серной кислоты. Во вторую – столько же воды, в третью – такое же количество щелочи. Во все три пробирки внести по 3 капли раствора сульфита натрия Na2SO3. Написать уравнения реакций восстановления перманганата калия KMnO4 сульфитом натрия Na2SO3 в кислой, нейтральной и щелочной средах.
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Какая из солей: MnSO4или KMnO4 - может быть восстановителем?
2. Какой процесс называется: а) окислением? б) восстановлением?
Ø Учебная литература: /1/, с. 251; /2/, с.185; /3/, с.255, /4/, с.264 – 270; /6/, с.151 - 168
Экспериментальная часть
Общие требования. В опытах № 1 – 4 написать уравнения электролитической диссоциации полученных комплексных соединений. В опыте № 1 записать выражение константы нестойкости полученного комплексного иона.
Вопросы к защите лабораторной работы
Экспериментальная часть
Общие требования. Выписать значения стандартных электродных потенциалов из ряда напряжения, сделать выводы о возможности протекания реакций, составить уравнения реакций. Для опытов № 2 и 3 составить схемы гальванических элементов и написать процессы, протекающие на катоде и аноде.
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Может ли серебро вытеснять медь из раствора сульфата меди, нитрата цинка?
2. Какой из полуэлементов Zn0 / Zn2+ и Cu2+/ Cu0 в гальванопаре будет являться катодом? Анодом?
Ø Учебная литература: /1/, с. 261- 276; /2/, с.190 - 201; /3/, с.263; /4/, с.272 - 290, /6/, с.170 – 176.
Экспериментальная часть
Общие требования. В опытах № 1- 4 написать уравнения анодного и катодного процессов, протекающих на электродах. Отметить изменения окраски растворов. В опытах № 3 и 4 наблюдать выделение меди на катоде и окисление – на аноде (в опыте № 4).
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Чем отличается электролиз с нерастворимым анодом от электролиза с растворимым анодом?
2. Есть ли отличия при проведении электролиза раствора и расплава?
Ø Учебная литература: /1/, с. 284 - 291; /2/, с.207 - 213; /3/, с.285; /4/, с.293 - 298, /6/, с.183 -186
Вяжущих веществ»
Теоретическое введение
Вяжущие вещества можно разделить на две большие группы: неорганические вяжущие – различные цементы, известь, гипсовые вяжущие и др.; органические вяжущие – битум, дегти, клей и т.п.
В строительном производстве в большей степени применяют неорганические вяжущие вещества. Органические вяжущие вещества широко применяют в дорожном строительстве.
Неорганическими вяжущими строительными веществами называются минеральные порошкообразные материалы, способные при смешивании с водой образовывать пластическую массу, затвердевающую с течением времени в камневидное тело.
Все вяжущие строительные материалы получают из природных веществ путем их термической обработки при различных температурах. Однако по химическому составу, по свойствам и по области применения вяжущие вещества очень разнообразны.
Вяжущие вещества классифицируют:
Ø по отношению к воде – воздушные вяжущие, продукты твердения, которые устойчивы только на воздухе, а в воде теряют прочность и распадаются (например, строительный гипс, гашеная известь).
Ø гидравлические вяжущие - это такие вяжущие вещества, которые твердеют не только на воздухе, но и под водой, а продукт твердения сохраняет свою прочность, как на воздухе, так и в воде (например, глиноземистый цемент и др.)
Ø по скорости твердения – быстротвердеющие (например, штукатурный гипс твердеет в течение нескольких десятков минут)
Ø медленнотвердеющие (например, портландцемент, который твердеет в течение нескольких дней)
Воздушные вяжущие вещества
Магнезнальный цемент – хлорид гидроксомагния MgOHCl. Технический продукт получается замешиванием оксида магния с концентрированным раствором хлорида магния. Смесь, затвердевая, превращается в плотную, белую, легко полирующуюся массу.
Затвердевание можно объяснить образованием основной соли:
MgO + MgCl2 + H2O → 2MgOHCl
и последующей её полимеризацией в цепи типа …Mg – O – Mg – O – Mg…. содержащие на концах атомы или гидроксогруппы.
Магнезиальный цемент в качестве вяжущего материала применяется при изготовлении мельничных жерновов, точильных камней, различных плит, смесь его с древесными опилками под названием ксилолит, используется для покрытия пола.
Строительный или полуводный гипс CaSO4 • 0,5 H2O – воздушное вяжущее вещество, быстро твердеющее на воздухе. Получают строительный гипс из природного двуводного гипса CaSO4 • 2H2O путем его нагревания до температуры 150 – 170оС. При этом происходит частичная дегидратация природного гипса:
CaSO4 • 2H2O → CaSO4 • 0,5H2O + 1,5H2O.
Полученный полуводный гипс, измельченный до порошкообразного состояния, при затворении водой образует пластическое, быстротвердеющее тесто. В основе его твердения лежит процесс гидратации:
CaSO4 • 0,5H2O + 1,5H2O → CaSO4 • 2H2O.
Строительный гипс быстро схватывается (несколько минут), белого цвета, хорошо заполняет формы вследствие некоторого увеличения объёма во время твердения. К недостаткам следует отнести низкую водостойкость и плохую морозоустойчивость влажных гипсовых изделий. Для замедления схватывания полуводного гипса применяют раствор гашеной извести Ca(OH)2 и органические клеи. Некоторые вещества еще более увеличивают скорость схватывания гипса, например сульфат аммония (NH4)2SO4, а также ряд других сернокислых и хлористых солей.
Воздушная известь – простейшее вяжущее вещество, состоящее главным образом из оксида кальция СаО. Получают известь обжигом природных материалов, содержащих карбонат кальция: известняка, мела, известкового туфа и др. Обжиг ведут при температуре 800 – 1200оС. При этом происходит термическое разложение карбоната кальция и получается негашеная известь:
СаСО3 → СаО + СО2.
Реакция взаимодействия СаО с водой называется гашением извести:
СаО + Н2О = Са(ОН)2.
При этом выделяется большое количество тепла.
Смесь известкового теста с песком называется известковым раствором; её применяют для строительных работ. Твердение извести происходит медленно, обусловливается, в основном, кристаллизацией гидроксида кальция. Находящийся на поверхности Са(ОН)2 поглощает из воздуха углекислый газ, при этом происходит медленное образование карбоната кальция СаСО3, называемое реакцией карбонизации:
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О.
Образующийся СаСО3 нерастворим в воде и выделяется вместе с Са(ОН)2 сначала в коллоидном, а затем в кристаллическом состоянии. За счет кристаллизации Са(ОН)2 и СаСО3 идет нарастание механической прочности известкового теста и превращение его в камневидное тело.
Экспериментальная часть
Общие требования. В опытах 1; 2 и 5 необходимо составить уравнения реакций. В опыте 3 определить сортность извести, а в опыте 4 отметить, за какой промежуток времени теряется пластичность каждого из образцов.
Вопросы к защите лабораторной работы
1. Дайте определение неорганических вяжущих строительных веществ?
2. Какие из приведенных вяжущих веществ относятся к воздушным: известь, портландцемент, гипс?
3. Какое из приведенных вяжущих веществ сохраняет свою прочность в воде: гашеная известь, строительный гипс, цемент?
4. Какое из вяжущих веществ относится к быстротвердеющим: известь или полуводный гипс?
5. Какой из минералов служит сырьем для производства строительного гипса: Al2O3 • 2SiO2 • 2H2O; CaCO3; CaSO4; CaSO4 • 2H2O?
6. Дайте определение гидравлических вяжущих неорганических веществ.
7. Какие из минералов входят в состав клинкера портландцемента: 4CaO • Al2O3• Fe2O3; Al2O3 • 2SiO2 • 2H2O; 3CaO • SiO2; 2CaO • SiO2?
§ Учебная литература: /4/, с.339.
Теоретическое введение
Классификация
Различают природные высокомолекулярные соединения (белки, крахмал, целлюлозу, натуральный каучук) и синтетические, полученные химическим путём за счет объединения многих молекул обычного размера в одну макромолекулу.
Исходные низкомолекулярные продукты, из которых получаются полимеры, называются мономерами.
Применение
Высокополимеры являются основой для получения таких важных в народном хозяйстве материалов, как пластические массы, синтетические каучуки, электроизоляционные смолы, синтетические материалы для постройки орудий лова, латексы, смолы, пленкообразующие вещества и т.д.
Исходное сырьё
Исходным сырьём для производства многих полимеров служат нефтяные газы и продукты переработки нефтяной и коксобензольной промышленности.
Получение полимеров
Полимеризация
Реакция полимеризации заключается в соединении многих молекул исходного вещества в одну макромолекулу, например, реакция полимеризации этилена схематически изображается так:
(- СН2 - СН2-) n
Побочных продуктов при этом не возникает. Число “n”– степень полимеризации.
Необходимым условием для реакции полимеризации является наличие двойной или тройной связи в молекулах мономеров.
Под действием тех или иных факторов (света, тепла, энергии веществ, специально введенных для этой цели, энергии радиоактивных частиц) одна связь разрывается и молекула превращается в радикал, обладающий двумя свободными валентностями (бирадикал).
Своими свободными валентностями эти радикалы связываются между собой, образуя макромолекулы. Такие реакции протекают по цепному механизму. В цепном механизме можно различить три этапа:
- образование радикалов:
۰R (активный радикал) (перекись) + n С2Н4 → R–[- CH2 - CH2 -…- CH2 - CH2 -]
- рост цепи
- обрыв цепи
Поскольку обрывы цепей могут происходить для различных молекул в моменты, когда они достигли различной длины, то, очевидно, что степень полимеризации n – является только средней величиной.
Поликонденсация
В процессах поликонденсации также имеет место объединение многих молекул в одну макромолекулу в результате химического взаимодействия между функциональными группами, которое сопровождается образованием низкомолекулярных веществ (воды, хлористого водорода, аммиака и т. п.).
Например, образование новолачной смолы из фенола и формальдегида протекает по следующей схеме:
взаимодействие фенола и формальдегида:
OH OH
н + CH2O → CH 2 - OH
фенол фенолоспирт
OH OH OH OH
CH 2 - OH+н→ CH 2 + H2O
фенолоспирт фенол продукт конденсации
Продукт конденсации опять соединится с формальдегидом, образуя фенолоспирт, но уже более сложного строения, который снова реагирует с фенолом и т.д.
В результате образуется полимер следующего строения:
OH OH OH
→ [CH 2 CH 2]n CH2OH
1. Общие свойства
Высокомолекулярные вещества обладают некоторыми общими свойствами:
- плохой растворимостью;
- отсутствием точки плавления, вместо которой наблюдается больший или меньший температурный интервал, в пределах которого вещество размягчается и плавится;
- определенной механической прочностью;
- большим электрическим сопротивлением.
Внутренее строение
Линейные полимеры
Линейные полимеры представляют собой длинные цепи из нескольких сот и даже тысяч структурных единиц (мономеров), которые могут иметь различные боковые ответвления. Но отдельные цепи не связаны между собой ковалентными связями. Схематическое строение такой цепи может быть выражено:
R3
│
−А−А−А−А−А−А−
│ │
R1 R2
где А – структурная единица полимера (мономер)
R1; R2; R3 – радикалы- заместители в отдельных звеньях цепи.
Нужно иметь в виду, что и в линейных полимерах углеродные атомы цепи располагаются не на одной прямой. Цепи также могут переплетаться в клубки, спирали и т.п.
Линейные полимеры образуются в тех случаях, когда в процессе полимеризации возникают только бирадикалы (радикалы с двумя свободными валентностями), или когда в реакцию поликонденсации вступают молекулы, в состав которых входят по две функциональные группы.
Линейные полимеры при повышении температуры становятся пластичными, и даже могут перейти в вязко – текучее состояние. При понижении температуры эти полимеры можно снова перевести в твердое (стекловидное) состояние. Такая термообработка может многократно повторяться. В связи с этим такие полимеры называют термопластичными.
Пространственные полимеры
Если размеры кратных связей обеспечивают появление больше двух свободных валентностей или в реакцию поликонденсации вступают молекулы, содержащие три и более функциональных групп, то это позволяет молекулам расти в трех направлениях и приводит к образованию пространственных полимеров, в которых между цепями осуществлены ковалентные связи.
Например, при взаимодействии фенола с формальдегидом реакция при изменении условий опыта может привести к образованию не новолачной смолы линейного строения, а к образованию пространственных полимеров со структурой: OH OH
CH2 CH2—….
CH2
…— H2C CH2— …
OH
Пространственные полимеры при нагревании не могут быть переведены в пластичное состояние без разрыва химических связей между цепями макромолекулы, т.е. они при сильном нагревании подвергаются разрушению, и поэтому названы термореактивными.
Влияние химического состава на физические свойства полимеров.
Таблица
Функциональные группы и физические свойства
Группа | Теплостойкость | Адгезия | Прочность при растяжении | Светостойкость | Водопоглощение |
- СООН | ++ | +++ | ++ | - | + |
- СОNH2 | ++ | ++ | + | - | + |
- NH2 | - | - | + | - | + |
- CN | - | - | ++ | +++ | - |
- OH | + | ++ | ++ | - | + |
- Cl | + | - | - | - | - |
- CH3 | - | - | - | - | - |
- F | +++ | - | + | + | - |
+ - повышает; ++ - сильно повышает;
+++ - очень сильно повышает; − - понижает.
Из таблицы следует, что галогены обуславливают негорючесть (теплостойкость) полимерных материалов, стойкость к действию кислот и щелочей. Атом фтора и группа -CN увеличивают светостойкость, группа -СООН – адгезию, амидогруппа -СОNH2 (в найлоне и капроне) увеличивают теплостойкость и адгезию, но ухудшают светостойкость.
Волокна
Классификация волокон
Волокна
природные химические
растительного животного искусственные синтетические
происхождения происхождения
хлопковое, шерстяное, вискозное, хлорин,
льняное шелковое ацетатное нитрон,
и др. лавсан,
анид и др.
Природные волокна
Химические волокна
В отличие от природных волокон при получении химических волокон используются химические методы.
Искусственные волокна
Волокна, получаемые переработкой, природных полимерных материалов называются, искусственными.
В качестве исходного природного полимера берут целлюлозу, выделенную из древесины или хлопковый пух, оставшийся на семенах хлопчатника. Химическая обработка уксусным ангидридом в присутствии серной кислоты приводит к образованию уксуснокислых эфиров целлюлозы – диацетилцеллюлозы и триацетилцеллюлозы, которые используются для приготовления ацетатного волокна. Волокно отличается мягкостью, мало мнется, обладает блеском, разрушается в концентрированных кислотах и щелочах.
Из целлюлозы получают и другие искусственные волокна: вискозные и медноаммиачные. При получении этих волокон целлюлозу сначала переводят в растворимые соединения, а затем регенерируют. Поэтому волокна обоих этих видов представляют чистую целлюлозу.
Вискозное волокно больше теряет прочность во влажном состоянии, чем триацетатное.
Часто искусственные волокна используются не в виде длинных нитей (шелка), а в виде штапеля – резаных не крученых волокон длиной несколько сантиметров. Штапель можно использовать для совместного прядения с другими волокнами, например, с шерстью.
Вискозное волокно устойчиво к большинству органических растворителей. Растворяется в диметилсульфоксиде (ДМСО) в присутствии формальдегида; разрушается в концентрированных минеральных кислотах, в Н2О2; легко загорается при 180˚ С.
Синтетические волокна
Волокна, получаемые из синтезируемых полимеров, называют синтетическими.
Поливинилхлоридные волокна (ПХВ)
Поливинилхлорид (полихлорвинил) получают полимеризацией винилхлорида:
n CH2 ═ CH→ [ - CH2 - CH - ]n
│ │
Cl Cl
Это эластичная масса, очень стойкая к действию кислот и щелочей. В концентрированных минеральных кислотах сжимается и чернеет. Поливинилхлоридные изделия размягчаются при 50 - 60˚ С, легко свариваются в небольшом пламени. При нагревании выделяется хлористый водород, который можно обнаружить по образованию белого дыма (хлористого аммония), поднеся к пробирке палочку смоченную раствором аммиака. Если прокаленную медную проволочку прижать к образцу, а затем внести её в пламя горелки, то пламя окрашивается в ярко – зеленый цвет. При горении образцов наблюдается обильное выделение копоти.
Хлорированием поливинилхлорида получают перхлорвиниловую смолу, из которой готовят химически стойкое синтетическое волокно хлорин. Перхлорвинил – белый порошкообразный материал, растворяется в кипящих монохлорбензоле, толуоле, ди