Общий перечень рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Информатика. Базовый курс. 2-е издание: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Симонович. – СПб.: Питер, 2008. - 640 с.

2. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): Учебное пособие. М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2006. - 432 с.

Дополнительная литература

3. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 767 с.

4. Карпов Б. Visual Basic 6: Справочник. - СПб.: Питер, 2002. – 416 с.

5. Мокшина В.В., Пешкова Г.А. Лабораторный практикум по теме «Табличный процессор MS Excel 10»: Методические указания. Калининград: Издательство БГАРФ, 2012. – 60 с.

6. Мокшина В.В. Основы работы с СУБД MS Access. Программирование на языке высокого уровня VISUAL BASIC 6.0: Методические указания. Калининград: Издательство БГАРФ, 2010. – 41 с.

7. Мокшина В.В., Меньшикова Т.В. Основы алгоритмизации и программирования на языке высокого уровня Visual Basic 6.0: Методические указания. Калининград: Издательство БГАРФ, 2012. – 49 с.

8. Семенова А.П. Использование средств языка Visual Basic для разработки приложений при программировании основных типов вычислительных процессов: Учебное пособие. Калининград: Издательство БГАРФ, 2009. – 50 с.

9. Семенова А.П. Проектирование базы данных с помощью СУБД Microsoft Access 2010: Учебное пособие. Калининград: Издательство БГАРФ, 2013. – 60 с.

10. Стоцкий Ю., Васильев А., Телина И. Office 2010: Самоучитель. - СПб.: Питер, 2011. - 432 с.

11. Титова В.А., Соболевский А.Ф. Применение текстового процессора Microsoft Word 2010 для обработки документов: метод. указания по выполнению лабораторных работ. Калининград: Издательство БГАРФ, 2012. – 12 с.

Программное обеспечение

1. Операционная система Windows ХР / 7

2. Пакет прикладных программ Microsoft Office 2007/2010

3. Система программирования на языке Visual Basic 6.0

4. Содержание программы дисциплины и методические указания к самостоятельному изучению

Введение.Предмет, содержание и задачи дисциплины «Информатика». Непрерывность образования, связь с другими дисциплинами учебного плана. Профессиональная ориентация.

Раздел 1. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Информатика.

Тема 1. Понятие информации, ее свойства и представление. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Данные. Операции с данными. Количество информации.

Кодирование. Двоичное кодирование. Двоичные цифры. Кодирование чисел. Кодирование текстовых данных. Система кодирования ASCII и UNICODE. Кодирование графических данных. Кодирование звуковой информации.

Структуры данных. Файлы и файловая структура. Единицы представления данных. Единицы измерения данных. Единицы хранения данных. Понятие файловой структуры.

Тема 2. Арифметические и логические основы работы ЭВМ. Системы счисления. Алгебра логики.

Представление информации в ЭВМ. Системы счисления и формы представления чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую.

Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами. Использование кодов.

Алгебра логики. Логические переменные и логические функции. Таблицы истинности. Аксиомы, тождества, основные законы алгебры логики.

Представление команд в ЭВМ.

Методические указания

Поколения, живущие в конце ХХ – начале ХХI века, являются свидетелями и участниками новой научно-технической революции, вызванной противоречием между ограниченными возможностями человека и огромным объемом существующей и вновь появляющейся информации, а также осознанием того, что информация наряду с материей и энергией является одной из фундаментальных сущностей окружающего мира. Этот процесс называют информационным взрывом, а его последствия - информационным кризисом, который привел к необходимости перехода от индустриального общества к информационному. Информация – совокупность каких-либо сведений, данных, предаваемых устно, письменно, либо другим способом. Появляются и такие понятия, как информационная технология, информационная культура общества, страны, отдельного человека. Культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.

Данные – динамическая составная часть информации. Они несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире. Носители данных (бумага, диски) характеризуются параметром разрешающей способности – количеством данных, записанных в принятой для носителя единице измерения.

Увеличение информации и растущий спрос на нее обусловили появление отрасли, связанной с автоматизацией обработки информации - информатики. Информатика изучает теоретические и практические вопросы, относящиеся к информации. Информатика – область человеческой деятельности, связанной с процессами преобразования информации с помощью компьютеров. Одной из важнейших задач информатики является преобразование данных с целью смены носителя.

Информатика – это фундаментальная естественная наука, основанная на использовании компьютерной техники, и изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами сбора, хранения, поиска, передачи, переработки, преобразования и использования информации в различных сферах человеческой деятельности.

При изучении этой темы следует иметь представление о таких свойствах информации как адекватность, достоверность, полнота, избыточность, объективность и субъективность, доступность и актуальность. Разнообразие источников и потребителей информации привело к существованию различных форм ее представления: символьной, текстовой и графической.

Необходимо знать операции с данными – сбор данных, формализация – приведения к одинаковой форме для сопоставления между собой (при поступлении из разных источников), фильтрация, сортировка, группировка, архивация, защита данных, транспортировка и преобразование. Работа с информацией имеет огромную трудоемкость, ее необходимо автоматизировать. Эффективным инструментом обработки больших объемов информации является ЭВМ.

Следует различать формы представления информации: непрерывная (аналоговая) и прерывная (цифровая) – дискретная.

Анализируя информацию, приходится сталкиваться с необходимостью оценки качества и определения количества получения информации. Следует понимать, что кодирование – это выражение данных одного типа через данные другого типа. В вычислительной технике существует двоичное кодирование. Данные представляются последовательностью двух знаков: 0 и 1 – называемых двоичными числами (битами). Одним битом могут быть выражены два понятия 0 и 1 (да, нет), таким образом, бит – наименьшая единица представления информации. Сообщение о том, что произошло одно из двух возможных событий, дает получателю 1 бит информации. В теории информации битом называется количество информации необходимой для различения двух равновероятных сообщений. Информация в памяти ЭВМ записывается в форме цифрового двоичного кода. Это объясняется тем, что электронные элементы, из которых строится память, могут находиться только в одном из двух устойчивых состояний, которые можно интерпретировать как 0 или 1.

Количество информации, которое может помещаться в один элемент памяти, называется битом, оно очень мало и не несет никакой смысловой нагрузки. Более крупная единица информации – байт (равен 8 бит), он является наименьшей единицей измерения информации. Восемь бит (1 байт), например, требуется для того, чтобы закодировать один любой из 256 символов алфавита компьютера. Более крупная единица измерения – килобайт. 1 Кбайт=1024 байт. 1 Мбайт=1024Кбайт. 1 Гбайт = 1024Мбайт. 1 Тбайт=1024Гбайт.

В качестве единицы хранения данных принят объект переменной длины - файл. Хранение файлов организуется в иерархической структуре – файловой структуре. Файлы группируются в папки. Папка может иметь вложенную папку.

В качестве стандарта для кодирования используется кодовая таблица ASCII – американский стандарт кодов для обмена информацией. В этой системе кодирования закреплены 2 таблицы кодирования - базовая и расширенная. Первая таблица регламентирует половину из 256 возможных символов. Вторая - коды 128-255, не определена американским стандартом и предназначена для размещения символов национального алфавитов других стран. Поэтому в различных странах на различных моделях ЭВМ с различными операционными системами могут использоваться различные варианты второй половины кодовой таблицы, их называют расширением ASCII. Общим недостатком однобайтовой кодовой таблицы является отсутствие в коде информации, подсказывающей ЭВМ, какая в данном случае используется кодовая таблица. Сообществом Unicode в качестве стандарта предложена система кодирования символов, где для представления одного символа используются 2 байта (16 бит), что позволяет включить в кодирование символа информацию о том, какому языку принадлежит символ, как его воспроизвести на экране монитора, на принтере. Два байта кодируют уже 65536 символов. Это приводит к увеличению объема информации, однако тексты будут всегда «читаемыми» независимо от национального языка и операционной системы.

Необходимо знать два способа представления графической информации: растровая и векторная графика. Растровые изображения состоят из множества точек (пикселей), у каждой из которых может быть свой цвет и яркость. В векторной графике основными элементами являются простые геометрические фигуры, которые хранятся в памяти ПК в виде математических формул и числовых параметров. Из простейших фигур складываются более сложные. Простейшие элементы векторного изображения называются примитивами, обычно это базовые геометрические объекты: точки, отрезки, квадрат, окружность, прямоугольник, эллипс.

Для кодирования цветных графических изображений применяется принцип декомпозиции произвольного цвета на основные составляющие. В качестве таких составляющих используется 3 цвета: красный (Red), зелёный (Green), синий (Blue). Любой цвет, видимый человеческим глазом, можно получить путём механического смешивания основных цветов. Такая система кодирования называется системой RGB. Режим представления цветной графики с использованием 24 двоичных разрядов называется полноцветным (True Color). Система кодирования обеспечивает определения 16,5 млн. различных цветов. Каждому из основных цветов можно поставить в соответствие дополнительный цвет, то есть цвет, дополняющий основной до белого. Для любого из основных цветов, дополнительным будет цвет, образованный суммой пары остальных цветов. Дополнительными цветами являются: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), жёлтый (Yellow). Принцип декомпозиции произвольного цвета на составляющие компоненты можно применять не только для основных цветов, но и для дополнительных. Такой метод кодирования принят в полиграфии, но используется ещё черная краска (Black). Система кодирования называется СМYК. Для представления цветной графики в этой системе надо иметь 32 разряда, режим так же называется полноцветным True Color.

Множество основных компаний разрабатывают свои стандарты кодирования звуковой информации, из которых можно выделить 2 основных направления. Метод FM основан на том, что теоретически любой сложный звук можно разложить на последовательных простейших гармонических сигналов разных частот, каждый из которых представляет собой правильную синусоиду и может быть описан числовым параметром (кодом). Метод таблично-волнового синтеза соответствует современному уровню развития техники. В таблицах хранятся образцы звуков для разных инструментов (сэмплы). Числовые коды выражают тип инструмента, модель, высоту тона, продолжительность и интенсивность звука, некоторые параметры среды звучания. Образцы - реальные звуки, поэтому качество звука достаточно высокое и приближается к звучанию реальных музыкальных инструментов.

Необходимо различать три типа структуры данных: линейные структуры, табличные структуры, иерархические. При хранении данных в организованной структуре каждый элемент данных приобретает новое свойство – параметр, называемый адресом, причем адреса элементов это тоже данные, которые надо хранить и обрабатывать.

Следует уяснить, что информация кодируется в ЭВМ, как правило, в двоичной системе счисления. В вычислительной технике применяют системы счисления с недесятичным основанием – двоичную (для записи чисел используются два числа - 0 и 1), восьмеричную (числа от 0 до 7), шестнадцатиричную (цифры от 0 до 9, буквы A (цифра 10), B (цифра 11), C (12), D (13), E (14), F (15) ). Все эти системы счисления, включая десятичную, являются позиционными. Основание системы счисления – это количество различных цифр, употребляемых в системе счисления. Римская система счисления – непозиционная, значение цифры остается неизменным при вариации ее положения в числе (например, число 21 выглядит как XXI).

Необходимо ознакомиться с правилами перевода из одной системы счисления в другую. Так, например, для перевода из десятичной системы счисления числа 35 в двоичную, следует последовательно делить это число, а затем получаемые частные на два (основание новой системы счисления). Затем снизу-вверх следует записать двоичное число, сформированное из «остатков». Так, например, 3510=1000112.

Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами задаются таблицами сложения, вычитания, умножения (например, 0+1=1, 1+1=10, 10-1=1, 1*1=1 и т.д.).

В вычислительной технике для упрощения выполнения арифметических операций применяются специальные коды (прямой, обратный и дополнительный). За счет этого облегчается определение знака результата операции, а операция вычитания чисел сводится к операции сложения. Все это приводит к упрощению устройств, выполняющих арифметические операции. Например, знак «+» кодируется нулем в старшем (знаковом) разряде числа, а знак «-» - единицей.

Для описания логики функционирования аппаратных и программных средств в ЭВМ используется алгебра логики (Булева алгебра), она апеллирует с логическими переменными, принимающими только два значения: истина или ложь (0 и 1). Основной системой счисления ЭВМ является двоичная, таким образом, одни и те же цифровые устройства ЭВМ можно применять как для обработки числовой информации в двоичной системе счисления, так и логических переменных. Это обуславливает универсальность схемной реализации процесса обработки информации в ЭВМ. Логической функцией от набора логических переменных (аргументов) – называется функция, принимающая только два значения (истина, ложь). Любая логическая функция может быть задана с помощью таблицы истинности. В ее левой части записываются возможные наборы аргументов, а в правой соответствующие значения функции.

Широкое распространение имеют логические функции: конъюнкция – логическое умножение (И), дизъюнкция – логическое сложение (ИЛИ), инверсия – отрицание переменной (НЕ). Приоритет логических операции при определении значения логического выражения следующий: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция.

Алгебра логики базируется на отношении эквивалентности (=) и операциях дизъюнкции, конъюнкции, инверсии. Аксиомой, например, является выражение X=0, если Х≠1. С помощью аксиомы можно произвести ряд тождеств, например, Общий перечень рекомендуемой литературы - student2.ru . К основным законам алгебры логики можно отнести: переместительный, сочетательный, распределительный, закон поглощения, закон склеивания и другие.

Следует знать, что решение задач на ЭВМ реализуется программным способом, то есть путем выполнения последовательно во времени отдельных операций над информацией. Машинная команда - это инструкция машине, выполняемая ею автоматически. Машинная команда состоит из двух частей – операционной и адресной. Операционная часть – группа разрядов в команде, предназначенная для представления кода операции машине. В адресную часть записываются коды адреса ячеек памяти машины, предназначенных для хранения информации, задействованной при выполнении команды. По количеству адресов, записываемых в команде, команды делятся на безадресные, одно-, двух- и трехадресные.

Литература: [1, гл.1]; [2, гл.1]; [3, гл.4].

Вопросы для самопроверки

1. Что такое информация?

2. Что изучает предмет информатика?

3. Перечислите основные свойства информации.

4. Перечислите основные операции с данными.

5. Формы представления информации передачи информации.

6. Что такое кодирование информации?

7. Как измеряется информация?

8. Как кодируется текст? Кодовые таблицы.

9. Способы представления графической информации.

10. Что такое система RGB?

11. Что такое сэмплы?

12. Привести примеры различных структур данных.

13. Системы счисления, используемые в вычислительной технике.

14. Перевести из одной системы счисления в другую:
4710 = ?16 101012=?10 АВ16=?10

15. Выполнить сложение двоичных чисел 1112 и 1112

16. Коды, используемые в вычислительной технике, их назначение.

17. Логические функции.

18. Что будет в результате выполнения логического выражения
F=А или В и А и В, при А=1, В=0?

19. Алгебра логики. Аксиомы, тождества и законы алгебры логики.

20. Что такое машинная команда, ее состав?

Наши рекомендации