Тема: «Главные подгруппы I и II групп»
Дисциплина: Неорганическая химия
Специальность: 060301 «Фармация»
Учебный год
Содержание учебно-методического пособия№10
1. Мотивация темы и цель самоподготовки
2. Рекомендации для самоподготовки
3. Вопросы для самоподготовки
4. Задания для самоподготовки.
Мотивация темы и цель самоподготовки.
Элементы I и II гр. Гл./ п/группы являются типичными металлами. Их соединения широко распространены в природе. А их соли имеют важное значение, как лекарственные препараты.
Цель самоподготовки
Изучить свойства элементов I и II гр. Гл./ п/группы группы и их получение.
Представлять:
Биологическую роль натрия, калия, магния, кальция, стронция и бария и их применение в медицине и народном хозяйстве.
Знать:
1)Характеристику элементов I и II гр. Гл./ п/группы по положению в периодической системе .
2)Физические и химические свойства щелочных металлов и их соединений.
3)Физические и химические свойства щелочно-земельных металлов и их соединений.
Уметь:
- Давать общую характеристику I и II гр. Гл./ п/группы по положение в ПС и с точки зрения строения атома.
- Записывать уравнения реакции, доказывающие химические свойства и получение щелочных металлов и их соединений.
- Записывать уравнения реакции, доказывающие химические свойства и получения щелочноземельных металлов и их соединений.
Рекомендации для самоподготовки
1. Внимательно прочитайте материал учебника «Неорганическая химия» Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова, стр.302-317, учебник «Неорганическая химия» Э.Т.Оганесян стр.320-335;
2. Лекции №20-21
3. Ответьте на вопросы для самоподготовки данного пособия
4. Решите задачи для самоподготовки данного пособия.
Вопросы для самоподготовки
1. Дайте общую характеристику семейству щелочных и щелочноземельных металлов с позиции теории строения атома и по положению элементов в ПС.
2. Какая связь между химической активностью элементов семейств и строения их атомов?
3. Приведите примеры лекарственных препаратов, в состав которых входят элементы щелочных и щелочноземельных металлов.
4. Что такое жесткость воды?
5. Методы устранения жесткости воды.
6. Биологическая роль натрия и калия.
7. Биологическая роль кальция и бария.
Задания для самоподготовки.
- Решите цепочки:
NaCI Na NaOH Na2CO3 NaHCO3 NaCI
Na Na2O2 Na2O NaOH NaCI NaHCO3 NaNO3 Na2SO4
Ca Ca(OH)2 Ca(HCO3)2 Ca(NO3)2
BaCI2 Ba BaO Ba(OH)2 BaCO3 Ba(HCO3)2 BaCI2
MgCI2 Mg MgSO4
MgCO3
Mg(HCO3)2 MgSO4
- Решите задачи:
- Какой объем водорода выделится при действии избытка воды на сплав, содержащий 9,2г натрия и 7,8г калия?
- В колбу, содержащую 8,2г воды, поместили 4,6г металлического натрия. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
- Определите количество молекул кристаллизационной воды в кристаллогидрате, если 4,88г безводного магния сульфата образовали 10г кристаллогидрата.
- Какая масса раствора гидроксида калия с массовой долей 15% необходима для полной нейтрализации 60г 10% раствора серной кислоты.
- Навеска смеси хлоридов натрия и калия массой 6,17г была растворена в воде и осаждена нитратом серебра. Масса сухого осадка оказалась равна 14,35г. Определить массовые доли хлоридов в исходной смеси.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Учебно-методическое пособие для студентов по
подготовке к практическому занятию