Тема 5 Анализ нефтяных масел и пластичных смазок
Лекция 5
Тема: Общие сведения о маслах и смазках. Отбор проб
План:
1. Общие сведения о маслах
2. Требования к качеству смазочных масел и нормируемые показатели
3. Требования к качеству несмазочных масел
4.Общие сведения о смазках
5. Объемно-механические свойства смазок
6. Физико-химические свойства смазок
7. Отбор проб смазок
Общие сведения о маслах
Большинство нефтяных масел выпускается для смазки и поэтому они называются смазочными. К ним относятся следующие группы и подгруппы масел, классифицированные по областям применения:
- моторные масла (авиационные, автомобильные, автотракторные, дизельные, для реактивных двигателей);
- индустриальные масла, предназначенные для смазки станков, различных механизмов, холодильных машин, прокатных станов, насосов, прессов, приборов;
- турбинные масла;
- компрессорные масла;
- масла для паровых машин (цилиндровые и судовое);
- трансмиссионные и осевые масла.
Кроме того, вырабатываются масла различного специального назначения, которые принято относить к несмазочным нефтяным маслам: трансформаторное, конденсаторное, парфюмерное и некоторые другие. Несмотря на то что нефтяные масла эксплуатируются в разнообразных условиях и используются в различных целях, многие требования к ним имеют общий характер. Поэтому качество большинства масел оценивается одинаковыми физико-химическими показателями, а различие заключается в основном в их абсолютных значениях.
Требования к качеству смазочных масел и нормируемые показатели
Основной физико-химической характеристикой нефтяных масел является их вязкосгь, или коэффициент внутреннего трения. От вязкости зависит способность данного масла при температуре, характерной для определенного узла трения, выполнять свои функции, т. е. обеспечивать замену сухого трения жидкостным и предотвратить износ материала, так как коэффициент жидкостного трения, в десятки и сотни раз меньше коэффициента сухого трения. Ввиду исключительно большого разнообразия в конструкциях узлов трения, в характере и скорости движения трущихся поверхностей, а также в возникающих удельных нагрузках различные группы масел, а внутри групп отдельные сорта и марки должны отличаться друг от друга по вязкости в широком интервале.
Для всей группы моторных масел важное эксплуатационное значение имеет вязкостно-температурная характеристика, гарантирующая достаточную пологость температурной кривой вязкости. Действительно, при низких температурах вязкость масла не должна быть слишком высокой, чтобы не затруднялся запуск двигателя. Наоборот, при высокой температуре, характерной для поршневой группы, масло должно обеспечить гидродинамический режим смазки, т. е. вязкость его должна быть достаточно высокой.
Смазочные масла не должны вызывать коррозии металлов. Это общее требование оценивается, прежде всего, кислотным числом, которое для всех масел нормируется в очень узких пределах: 0,05 - 0,35 мг КОН на 1 г масла. Кроме того, для многих трансмиссионных масел, для масел, применяемых в холодильных машинах, и для сульфофрезола установлено специальное ускоренное испытание на коррозию стальных и медных пластинок при 1000С в течение 3 ч, которое все эти масла должны выдерживать. Очень серьезное эксплуатационное значение для многих групп нефтяных масел имеет химическая стабильность,т. е. способность масла противостоять окислению кислородом воздуха.
Большинство смазочных масел должны прокачиваться при низких температурах, что связано с условиями их эксплуатации и транспортировки. В технических нормах это требование контролируется температурой застывания, хотя должного соответствия между температурой застывания, определенной по стандартной методике, и температурой потери подвижности в реальных условиях часто не наблюдается. Для отдельных сортов масел низкотемпературные свойства оцениваются значением вязкости при низких температурах.
Все смазочные масла контролируются по температуре вспышки. Нормируемый' низший предел температуры вспышки характеризует пожарную безопасность масла и лимитирует примесь, низкокипящих компонентов, которые при эксплуатации масел будут испаряться.
Все смазочные масла должны быть в достаточной мере очищены от минеральных примесей, обладать невысоким коксовым числом, не содержать селективных, растворителей, т.е. быть чистыми и однородными. Поэтому в технические условия на нефтяные масла включены также следующие показатели: содержание селективных растворителей (отсутствие или следы); зольность - не более тысячных долей процента, для масел с присадками содержание золы повышается до десятых долей процента; содержание механических примесей –отсутствие или тысячные и сотые доли процента, для масел с присадками десятые доли процента; содержание воды - отсутствие или следы; содержание водорастворимых кислот и щелочей - отсутствие; коксуемость - от0,1 до 3,0 % для тяжелых масел.
Требования к качеству несмазочных масел
Для несмазочных нефтяных масел различного назначения номируются вязкость, кислотное число, содержание воды, механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей; температуры вспышки и застывания. Однако особое значение при оценке качества этих продуктов имеют различные специальные требования, определяемые спецификой их назначения и условий эксплуатации, например: высокие диэлектрические показатели для трансформаторного, конденсаторного и изоляционных масел, их подвижность даже при низких температурах; способностъ к созданию прочной масляной пленки для масел, применяемых в качестве гидротормозных жидкостей (АМГ-10, ГТН и др.); очень низкое давление пара для масел, применяемых в качестве рабочей жидкости в вакуумных насосах; исключительно высокая степень отсутствие запаха и вкуса у парфюмерного бесцветного масла.
Общие сведения о смазках
Пластичными, или консистентными, смазками называется большая группа нефтепродуктов различного назначения, представляющих собой мазеобразные, иногда почти твердые, пластичные вещества коллоидной структуры. Как правило, пластичные смазки изготавливаются путем загущения различных нефтяных, а иногда и синтетических масел каким-либо загустителем. В качестве загустителей применяют кальциевые, натриевые, литиевые, алюминиевые, бариевые и другие соли высших жирных кислот (мыла), твердые углеводородные продукты (церезин, петролатум, парафин) и различные неорганические вещества (бентонитовые глины, силикагель и др.).
По техническому назначению пластичные смазки принято делить на следующие группы:
Антифрикционные смазки закладываются в узлы трения в целях уменьшения износа и снижения трения, а также для герметизации и защиты деталей узла трения от пыли, влаги и коррозионных агентов внешней среды.
Защитные смазки предназначены для покрытия различных металлических изделий и деталей в целях предохранения их от коррозии и порчи при длительном хранении.
Уплотнительные смазки предназначены для герметизации сальников, кранов, стыков труб, затворов газгольдеров и т. п.
Объемно-механические свойства смазок
Эксплуатационные свойства антифрикционных смазок в сильной мере зависят от так называемых объемно-механических характеристик. Пластичные смазки, являясь коллоидными системами, могут проявлять механические свойства, характерные как для твердых тел, так и для жидкостей. Так, при сравнительно небольших нагрузках смазки обладают способностью сохранять свою форму. Под действием собственного веса смазки не стекаюг с вертикальных поверхностей и не выбрасываются из незакрытых узлов трения под действием центробежной силы. Это весьма существенное эксплуатационное качество смазок, присущее твердым тел оценивается пределом прочности.
Под пределом прочности смазки понимают то минимальное давление (напряжение сдвига), которое вызывает разрушение коллоидной структуры, в результате чего происходит сдвиг смазки и она начинает течь, как вязкая жидкость. Определение предела прочности необходимо проводить при температурах, близких к эксплуатационным для данной смазки, на специальном приборе.
Когда смазка находится под нагрузкой, превышающей ее предел точности, т. е. когда ее структурный каркас, образованный загустителем и обусловливающий ее упругопластические свойства, разрушается, смазка начинает течь и превращается как бы в вязкую жидкость. Следовательно, в этих условиях механические свойства смазки, должны были бы зависеть от вязкости. Однако вязкостные свойства смазок резко отличаются от вязкостных свойств нефтяных масел. Вязкость масел и других жидкостей при данной температуре - величина постоянная, независимая от относительной скорости передвижения слоев масла, т. е. от градиента скорости сдвига, а следовательно, и от диаметра капилляра вискозиметров.
Пластичные смазки благодаря коллоидным особенностям своей структуры, наоборот, характеризуются так называемой структурной или аномальной вязкостью. Их вязкость при постоянной температуре сильно зависит от градиента скорости сдвига. Чем он больше, тем вязкость смазки меньше. В практике применения пластичных смазок это имеет положительное значение, так как увеличение скорости движения трущихся частей в механизмах сопровождается уменьшением вязкости смазки, что относительно снижает общее сопротивление системы движению. Общее течение слоев, как в масле, в смазке не имеет места. Течение, или неупругая деформация смазки состоит из суммы деформаций ее отдельных структурных элементов, зависящих от скорости сдвига. Следовательно, понятие вязкости смазок весьма условно, |и постоянного показателя вязкости они не имеют.
Необходимо отметить, что вязкость смазок с изменением температуры изменяется во много раз меньше, чем вязкость нефтяных масел. Это, .конечно, является также положительной характеристикой пластичных смазок.
Таким образом, вязкостные свойства смазок наиболее правильно характеризуются не абсолютными значениями вязкости, а кривыми зависимости вязкости от градиента скорости сдвига при различных температурах.
Все смазки, являясь коллоидными системами, характеризуются тиксотропными свойствами, т. е. способностью к разрушению своей структуры при механическом воздействии и дальнейшему, хотя бы частичному ее восстановлению.
О степени консистентности (густоте) смазок, в какой-то мере отражающей ее механические свойства, судят по пенетрации.
С повышением температуры наступает такой момент, когда смазка теряет свойства твердого тела и начинает течь. О температуре, при которой это происходит, судят по температуре каплепадения. Она нормируется для большинства выпускаемых групп и сортов этого класса нефтепродуктов. Температура каплепадения для разных смазок изменяется в широком интервале от 40 до 2000С.
Физико-химические свойства смазок
Наряду с механическими свойствами смазок большое эксплуатационное значение имеют их физико-химические свойства, а также показатели, нормирующие содержание различных компонентов и нежелательных примесей.
Ко всем смазкам предъявляется требование – не вызывать коррозии смазываемых поверхностей. Коррозия может обусловливаться наличием в смазках свободных органических кислот, особенно низкомолекулярных, и щелочей. Кроме того, при длительной эксплуатации в условиях, способствующих окислению, первоначально инертная смазка может стать коррозионно-активной в связи с накоплением в ней кислых продуктов окисления. Испытание смазки на коррозионную активность проводят ускоренным методом при 1000С в течение 3 ч. О результатах испытания судят по внешнему виду металлических пластинок после выдерживания их в смазке. Для многих смазок стандартизованы условия испытания на коррозионную активность. Для мыльных смазок на синтетических кислотах нормируется отсутствие свободных органических кислот, а для углеводородных - кислотное число не более 0,1 - 0,3 мг КОН/г. Для многих смазок установлена также норма на содержание свободных щелочей в пересчете на NaОН не более 0,1 - 0,2 %.
Следующим не менее важным эксплуатационным свойством смазок является их стабильность. Различают коллоидную, термическую и химическую стабильность.
Пластичные смазки, являясь коллоидными структурированными системами, склонны при хранении или в рабочих условиях даже при обычной температуре выделять масло, причем, иногда в значительных количествах (до 20% и выше). Это явление особенно характерно для смазок, изготавливаемых на маловязких нефтяных маслах с небольшим количеством загустителей. В лабораторных условиях о коллоидной стабильности смазок судят по количеству масла (в %), отпрессованного от смазки в стандартных условиях испытания на приборе КСА. Чем меньше отделится при этом масла, тем выше коллоидная стабильность смазки. Коллоидная стабильность смазок разного состава нормируется в пределах от 5 до 30 %.
При повышении температуры возможность отделения масла увеличивается. Так как в рабочих условиях это недопустимо, то для ряда смазок в технические нормы введен показатель термическая стабильность. Под термической стабильностью понимают способность смазки при определенной температуре в течение определенного времени не отделять масла.
Химическая стабильность, т. е. стойкость к окислению кислородом воздуха при хранении и в тонком слое в рабочих условиях, является весьма существенным свойством смазок. Углеводородные смазки обладают лучшей химической стабильностью, чем мыльные, так как многие мыла способны катализировать реакции окисления. Наибольшее значение стойкость против окисления имеет для тугоплавких антифрикционных смазок, предназначенных для работы при повышенных температурах. Для этих смазок определение химической стабильности заключается в окислении смазки, которая нанесена тонким слоем на медную пластинку, помещенную на 10 ч в термостат при температуре 1200С. В конце испытания наблюдают за состоянием поверхности смазки и увеличением против допустимой нормы кислотного числа, характеризующего стабильность смазки.
Для многих смазок нормируется содержание воды. В углеводородных и натриевых смазках присутствие воды, как правило, не допускается. Наоборот, в кальциевых, мыльных смазках вода является необходимой составной частью, стабилизирующей коллоидную структуру смазки. Содержание воды в этих смазках колеблется от 1,5 до 3 %. Определение воды в смазках проводят обычным методом отгонки с растворителем.
Очень нежелательно даже минимальное содержание в смазках механических примесей, так как они не отстаиваются при хранении смазки и не отфильтровываются при подаче к узлу трения. Попадание в смазку различных загрязнений может вызвать абразивный износ смазываемых деталей.
Отбор проб смазок
Проверяют открытый резервуар, чтобы определить, является ли смазка гомогенной, сравнивая смазку, прилегающую к внешним стенкам резервуара, со смазкой в центре (не менее 15см ниже поверхности) по структуре и консистенции. Когда вскрыт более чем один контейнер из партии или поставки, сравнивают смазку во всех открытых резервуарах. Если значительного различия в смазке не обнаружено, отбирают одну порцию приблизительно из центра с глубины как минимум 6,5см ниже поверхности из каждого открытого резервуара в количестве, достаточном, чтобы получить желаемую массу смешанной пробы. Отбирают порции чистым совком, большой ложкой или шпателем и помещают их в чистый контейнер. Очень мягкие полужидкие смазки допускается отбирать путем зачерпывания стаканом вместимостью 0,45кг или подходящим ковшом. Если найдено различие в смазке, отобранной из различных мест открытого резервуара, отбирают две отдельные пробы массой 0,45кг каждая: первая - с поверхности рядом со стенкой резервуара, вторая - из центра не менее чем на 15см ниже поверхности. Если отмечают какое-либо различие между различными резервуарами партии или поставки, отбирают отдельные пробы массой около 0,45кг из каждого резервуара. Когда отсутствует однородность продукта, отбирают более чем одну пробу из партии или поставки и отправляют их в лабораторию как отдельные пробы. Если для представления партии или поставки требуется более одной порции смазки с показателем пенетрации более 175см, готовят смешанную пробу тщательным смешением равных частей. Используют большую ложку или шпатель и чистый контейнер. Избегают сильного перемешивания и попадания воздуха в смазку.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите группы масел, квалифицированные по областям применения
2. Какие требования предъявляют к качеству смазочных масел?
3. Какие требования предъявляют к качеству несмазочных масел?
4. На какие группы по техническому назначению делят пластичные смазки?
5. Перечислите объемно-механические свойства смазок
6. Перечислите физико-химические свойства смазок.
7. Как отбирают пробы смазок?
Лабораторная работа 18
Тема: Определение кинематической вязкости масел
Цель: Определить кинематическую вязкость масла
Приборы и реактивы: водяная баня; штатив; держатели; секундомер; вискозиметр ВПЖ-2; резиновая груша; проба масла.
Рисунок 12 Вискозиметр ВПЖ-2
1,2- колена прибора; 3- отводная трубка; 4- расширение; М1 и М2 – метки.
Теоретические основы
В нефтепереработке наиболее широко пользуются кинематической вязкостью, численно равной отношению динамической вязкости нефтепродукта к его плотности
Единица измерения кинематической вязкости – стокс или в СИ – м2/с.
Вязкость сильно зависит от температуры, поэтому всегда указывается температура. В технических требованиях на нефтепродукты обычно нормируется вязкость при температуре 50 и 1000С.
Порядок выполнения работы
Вискозиметр ВПЖ-2 с пробой масла с помощью штатива и держателей устанавливают в вертикальном положении в водяной бане. При этом вискозиметр нужно закреплять так, чтобы верхнее расширение 4 оказалось в жидкости водяной бани. В водяной бане устанавливают необходимую температуру с точностью 0,10С и выдерживают вискозиметр до проведения отсчетов при выбранной температуре 15 мин.
Засасывают грушей масло в колено 1 примерно до одной трети высоты расширения 4. Под давлением собственного веса масло начнет протекать из колена 1 через капилляр в колено 2. Точно в тот момент, когда уровень масла достигнет метки М1, включают секундомер и останавливают его точно в тот момент, когда уровень жидкости достигнет метки М2. Время, отмеченное по секундомеру, записывают. Определение времени истечения масла через капилляр повторяют несколько раз. Число параллельных замеров устанавливается в зависимости от времени истечения: пять измерений при времени истечения от 200 до 300 с; четыре – при времени истечения от 300 до 600 с; три – при времени истечения выше 600с. При проведении отсчетов необходимо следить за постоянством температуры и за тем, чтобы в расширениях вискозиметров не образовалось пузырьков воздуха.
Для расчета кинематической вязкости определяют среднее арифметическое время истечения из проведенных отсчетов. При этом надо иметь в виду, что учитывать можно только те отсчеты, которые отличаются не более чем на 1,2 – 2.5% от среднего арифметического в зависимости от температуры определения. Кинематическую вязкость масла определяют при температурах 50 и 1000С.
Кинематическую вязкость испытуемого масла (в мм2/с) при температуре t вычисляют по формуле
где С – постоянная вискозиметра, мм2/с2;
t – среднее арифметическое учитываемых отсчетов времени истечения жидкости, с.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение кинематической вязкости.
2. Какие вы знаете конструкции вискозиметров?
3. Методика определения кинематической вязкости.
Лабораторная работа 19
Тема: Определение условной вязкости масла
Цель: Определить условную вязкость масла
Приборы и реактивы: вискозиметр для определения условной вязкости; этиловый спирт; секундомер; проба масла.
Рисунок 13 Вискозиметр для определения условной вязкости
1- латунный резервуар; 2- внешний сосуд; 3- выходное отверстие; 4- термометр; 5- штифты; 6- стержень; 7- мешалка; 8- трубка; 9- установочные винты; 10- треножник.
Теоретические основы
Для многих нефтепродуктов нормируется условная вязкость, определяемая в металлических вискозиметрах.
Условной вязкостью называется отношение времени истечения из вискозиметра 200мл испытуемого нефтепродукта при температуре испытания ко времени истечения 200мл дистиллированной воды при 200С.
Условная вязкость – величина относительная (следовательно, безразмерная) и выражается в условных градусах (0ВУ).
Порядок выполнения работы
1. Определяют водное число вискозиметра.
Водным числом вискозиметра называется время истечения из него 200мл дистиллированной воды при температуре 200С.
Перед определением водного числа внутренний резервуар вискозиметра промывают спиртом, дистиллированной водой и высушивают воздухом. Устанавливают прибор в треножнике. Выходное отверстие 3 закрывают стержнем. Затем заливают в резервуар 1 дистиллированную воду, имеющую температуру 200С, до уровня, при котором острия трех штифтов едва лишь выдаются над зеркальной поверхностью воды. Водой с той же температурой заполняют внешний резервуар до расширенной верхней части внутреннего резервуара. Установочными винтами 9 добиваются горизонтальной установки прибора, контроль по остриям штифтов.
Измерительную колбу подставляют под трубку 8 и, приподняв стержень, спускают всю воду в колбу. Это необходимо для заполнения сточной трубки, на нижнем конце которой при этом повисает крупная капля. Вновь закрывают отверстие стержнем и выливают воду из колбы в резервуар вискозиметра. После этого подставляют колбу опять под сливное отверстие. Устанавливают температуру воды в обоих резервуарах 200С. В течение 5 мин температура воды не должна изменяться более чем на 0,20С.
После всех этих приготовлений можно определять время истечения 200мл воды из резервуара вискозиметра. Для этого приподнимают стержень и одновременно включают секундомер. Когда нижний край мениска воды достигнет кольцевой метки на колбе, секундомер останавливают и закрывают отверстие 3 стержнем.
Измерение водного числа повторяют последовательно 4 раза. Если результаты определения отличаются от среднего арифметического не более чем на 0,5 с, то их можно принять для вычисления среднего значения. Если водное число вискозиметра выходит за пределы 51 1 с, то вискозиметр для работы не готов.
2. Определяют условную вязкость масла.
Перед определением внутренний резервуар вискозиметра и сточную трубу промывают легким бензином и высушивают воздухом. Закрывают выходное отверстие стержнем. Обезвоженное, профильтрованное через сетку (с числом отверстий на 1см2 не менее 576) и нагретое несколько выше заданной температуры масло наливают во внутренний резервуар вискозиметра в таком количестве, чтобы уровень его был несколько выше остриев штифтов. В баню вискозиметра заливают воду, также нагретую до температуры несколько выше заданной. Выжидают, чтобы температура масла сравнялась с заданной ( 0,20С). Температуру жидкости в бане поддерживают на 0,2 – 0,50С выше заданной, регулируя ее перемешиванием мешалкой и, при необходимости, легким подогревом. Выдерживают прибор при этих температурах 5 мин.
Затем поднятием стержня спускают избыток масла в стакан до тех пор, пока острия всех трех штифтов станут едва заметно выдаваться над уровнем нефтепродукта. Закрывают вискозиметр крышкой, а под сточную трубку подставляют чистую сухую измерительную колбу. Масло начинают перемешивать термометром, вставленным в крышку, для этого крышку осторожно вращают вокруг стержня. После того как находящийся в масле термометр покажет точно заданную температуру, выжидают еще 5 мин. Затем быстро вынимают деревянный стержень из прибора и одновременно включают секундомер. Когда масло в измерительной колбе дойдет точно до метки, соответствующей 200мл (пена в расчет не принимается), секундомер останавливают и отсчитывают время истечения 200мл масла с точностью до 0,2 с. Допускаемые расхождения между двумя параллельными определениями не должны превышать при времени истечения до 250 с – 1с, до 500 с – 3с; до 1000 с – 5с.
Условная вязкость испытуемого нефтепродукта при температуре t ВУt (в условных градусах) вычисляют по формуле
где t - время истечения из вискозиметра 200мл испытуемого нефтепродукта при температуре испытания t, с;
- водное число вискозиметра, с.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение условной вязкости.
2. Устройство вискозиметра для определения условной вязкости.
3. Методика определения водного числа.
4. Методика определения условной вязкости.
Лабораторная работа 20
Тема: Определение температуры вспышки масел в открытом тигле
Цель: Определить температуру вспышки масла в открытом тигле
Приборы и реактивы: тигель, термометр, песчаная баня, образец масла.
Рисунок 14 Прибор для определения температуры вспышки в открытом тигле
Теоретические основы
Температурой вспышки называется температура, при которой пары нефтепродукта, нагреваемого в определенных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. В зависимости от условий эксплуатации нефтепродукта для определения его температуры вспышки применяют приборы открытого и закрытого типа, которые различаются между собой условиями испарения в них испытуемого нефтепродукта. В приборе открытого типа нагревание нефтепродукта осуществляют в железном тигле диаметром 63 – 65мм, высотой 46 – 48мм и толщиной стенок 1мм. Тигель помещают в металлическую песчаную баню высотой 45 – 55мм и диаметром 95 – 105мм, установленную на штативе, на котором укреплен термометр на 3600С с ценой деления 10С. Баня на электроплитке. Для защиты от движения воздуха прибор во время определения окружают железным щитом высотой 550 – 650мм.
Порядок выполнения работы
Промытый бензином и высушенный тигель помещают в песчаную баню, на дне которой находится слой прокаленного песка толщиной 5 – 8мм. Пространство между тиглем и баней засыпают песком, уровень которого на 12мм не доходит до края тигля. Песчаную баню и термометр укрепляют в штативе так, чтобы ртутный шарик термометра находился в середине тигля и не касался его дна. В тигель наливают обезвоженное испытуемое масло до уровня на 12 - 18мм ниже края тигля. Уровень налива масла в тигле устанавливается по металлическому шаблону. Подготовленный прибор защищают кожухом от резкого движения воздуха.
Под песчаную баню устанавливают электроплитку и регулируют ее нагрев так, чтобы продукт нагревался на 100С в 1мин, а за 400С до ожидаемой температуры вспышки скорость нагрева уменьшают до 40С/мин.
Испытание начинают за 100С до ожидаемой температуры вспышки, проводя на расстоянии 10 − 14мм от поверхности масла через каждые 20С пламя зажигательного устройства. Длина пламени должна быть 3 – 4мм, а длительность каждого испытания 2 – 3с. За температуру вспышки принимают ту температуру, при которой отмечается появление перебегающего и быстро исчезающего синего пламени.
При испытании неизвестного нефтепродукта вначале проводят предварительное определение температуры вспышки, осуществляя нагрев тигля таким образом, чтобы температура масла повышалась на 3 – 40С/мин, и поднося пламя зажигательного устройства через каждые 30 с. При повторном определении температуры вспышки берется новая порция испытуемого продукта. Расхождение между параллельными определениями при температуре вспышки до 1500С не должно превышать 40С, свыше 1500С – 60С.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение температуры вспышки.
2. От каких параметров зависит температура вспышки?
3. Методика определения температуры вспышки в приборе открытого типа
Лабораторная работа 21
Тема: Определение температуры застывания масел
Цель: Определить температуру застывания масла
Приборы и реактивы: стандартная пробирка, водяная баня, низкотемпературный термометр, хлорид натрия, серная кислота (плотность 1,84г/мл), лед, снег, поваренная соль, этиловый спирт, образец масла.
Теоретические основы
При определенных значениях температуры в процессе охлаждения масла становятся нетекучими. Переход в нетекучее состояние вызывается либо выпадением в процессе понижения температуры масла кристаллов высокоплавких углеводородов (парафинов и церезинов) и образованием из них кристаллического каркаса, либо сильным увеличением его вязкости.
Применение масла, потерявшего подвижность, недопустимо, поэтому стандарты ограничивают их максимальные температуры застывания.
В процессе производства принимаются меры по снижению температуры застывания масел. К таким мерам относятся удаление наиболее высокоплавких углеводородов из масел при помощи депарафинизации и введение в очищенные масла депрессорных присадок.
Порядок выполнения работы
Перед определением температуры застывания масло обезвоживают. В случае значительного содержания воды ее отделяют отстаиванием в делительной воронке. Масло нагревают до 500С, а затем для обезвоживания пропускают через слой свежепрокаленного хлорида натрия. Хлорид натрия помещают на перфорированный фарфоровый кружок, вставленный в коническую воронку, или на воронку Бюхнера.
Обезвоженное масло наливают до метки в стандартную пробирку высотой 160мм и диаметром 20мм с кольцевой меткой на расстоянии 30мм от дна. Пробирку закрывают корковой пробкой, в середину которой вставлен термометр. Ртутный шарик термометра должен находиться на расстоянии около 10мм от дна пробирки.
Подготовленную пробирку помещают в водяную баню с температурой 500С и выдерживают в ней, пока продукт не нагреется до той же температуры. Затем пробирку вытирают и вставляют ее на пробке в пробирку-муфту высотой 130мм и диаметром 40мм. В пробирку-муфту наливают около 1мл серной кислоты для поглощения влаги из воздуха и предупреждения появления на стенках муфты росы при охлаждении.
Когда испытуемый продукт остынет до 350С, собранную пробирку с муфтой опускают в охлаждающую смесь и устанавливают в строго вертикальном положении.
После выдерживания до предполагаемой температуры пробирку на 1 мин наклоняют под углом 450, не вынимая из охлаждающей смеси. Затем ее вынимают из охлаждающей смеси, быстро вытирают и наблюдают за поведением мениска. Если мениск сместится, пробирку отсоединяют от муфты и снова нагревают на водяной бане до 500С, а затем проводят повторное определение при температуре на 40С ниже предыдущей. Повторные определения проводят несколько раз, снижая каждый раз температуру на 40С, до тех пор пока мениск не перестанет смещаться. Если в первом опыте мениск испытуемого продукта остался на прежнем уровне, то проводят одно или несколько повторных определений до получения постоянного мениска при более высокой температуре, чем в первоначальном опыте.
Определив температуру застывания испытуемого масла с точностью до 40С, проводят повторные определения, повышая и понижая температуру испытания на 20С. За температуру застывания принимают ту температуру, при которой мениск будет постоянным. Определение проводят в двух параллельных пробах, причем результаты не должны отличаться друг от друга более чем на 20С. Среднее арифметическое из этих результатов принимают за окончательную температуру застывания.
Контрольные вопросы:
1. Что называется температурой застывания?
2. От чего зависит температура застывания?
3. Какими способами можно понизить температуру застывания масел?
4. Методика определения температуры застывания.
Лабораторная работа 22
Тема: Определение натровой пробы масел
Цель: Определить натровую пробу масла
Приборы и реактивы: 1,5%-ный раствор гидроксида натрия; соляная кислота (плотность 1,19 г/мл); индикаторная бумага; магнитная мешалка; делительная воронка; водяная баня; спектрофотометр ПЭ-5300В; проба масла.
Рисунок 15 Внешний вид спектрофотометраПЭ-5300В
Теоретические основы
К числу кислых органических соединений масел принадлежат нефтяные кислоты. Со щелочами они образуют соли по реакции:
CnHmCOOH + NaOH CnHmCOONa + H2О.
Эти соли хорошо растворяются в воде, тогда как сами кислоты в воде растворяются плохо. На этом свойстве кислот и их солей основано определение натровой пробы, позволяющей судить о качестве очистки масел.
Сущность определения натровой пробы состоит в том, что при действии раствора едкого натра из испытуемого масла извлекаются в виде солей примеси нефтяных кислот. После подкисления эти соли вновь переходят в кислоты, что вызывает помутнение раствора. Степень помутнения измеряют по оптической плотности и выражают в баллах.
Порядок выполнения работы
1. Получение щелочной вытяжки. Наливают в стакан цилиндром 30мл масла и 30мл 1,5%-ного раствора едкого натра. Стакан устанавливают в нагретую до 90 10С водяную баню. Включают мешалку и момент, когда температура вновь достигнет 90 10С, считают за начало извлечения солей нефтяных кислот. Через 20 мин стакан вынимают из бани и его содержимое выливают в делительную воронку, которую затем устанавливают на 20мин в водяную баню при температуре 90 10С. При полном расслоении жидкости наверху будет масло, а внизу – щелочная вытяжка, которую осторожно выливают в широкую пробирку. Затем в пробирку приливают по каплям соляную кислоту до кислой реакции по индикаторной бумаге. Пробирку с подкисленной вытяжкой помещают на 20 мин в водяную баню при температуре 200С.
2. Определение оптической плотности подкисленной щелочной вытяжки на спектрофотометре ПЭ-5300В.
Подготовка кювет.
- Рабочие поверхности кювет должны перед каждым измерением тщательно протираться спиртоэфирной смесью.
- При установке кювет в кюветодержатель нельзя касаться пальцами рабочих участков поверхностей (ниже уровня жидкости в кювете).
- Наличие загрязнений или капель раствора на рабочих поверхностях кюветы приводит к получению неверных результатов измерений.
- Жидкость наливается в кюветы примерно на &frac