Виды занятий по токсикологической химии.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра фармацевтической и

Аналитической химии

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Учебное пособие

Ч.I

Хабаровск 2014г.

УДК 615

ББК 52.84+ 51.1(2)2

Т 51

Составители:

доцент Н.Ю.Якушева

Рецензенты:

Доцент кафедры фармакогнозии и ботаники Е.В.Чуева

Cпециалист по учебно-методической работе отдела тестирования Е.А. Медвецкая

Учебное пособие по токсикологической химии разработано для аудиторной работы студентов 4 курса (7 семестр), обучающихся по специальности 060301 –Фармация.

УДК 615

ББК 52.84 + 51.1 (2) 2

ВВЕДЕНИЕ

Токсикологическая химия - это наука о химических превращениях токсикологических веществ и их метаболитов в организме, методах их выделения из объектов биологического происхождения, обнаружения и количественного определения.

Характерной особенностью современной токсикологической химии является значительное расширение арсенала потенциально опасных для человека и животных химических соединений, увеличение объема информации, касающейся их свойств, механизма взаимодействия с биосистемами и методов их анализа.

Овладение теоретическими и практическими основами токсикологической химии необходимо провизору для последующей специализации в области судебно-химической экспертизы, клинической токсикологии, наркологии, криминалистики, клинической фармации, экологии и санитарной химии. Студенты фармацевтического факультета изучают токсикологическую химию на 4 курсе (7 и 8 семестры). Предусмотрено проведение 2-х часовых лекций и 3-х часовых занятий. Восьмой семестр заканчивается экзаменом по всему курсу токсикологической химии.

Настоящее методическое указание предназначено для самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям, выполнению практической работы на занятиях и освоению компетенций, предусмотренных ФГОС -3 ( ОК 5,ОК 8,ПК 36,ПК 39,ПК-48).

Лекции по токсикологической химии, согласно тематического плана. Учитывая ограниченность источников информации, систематическое посещение лекций и внимательное их конспектирование, поможет студенту легче усвоить материал необходимый для практических занятий и экзамена.

Практические занятия проводятся один раз в неделю по тематическому плану. При подготовке к занятию рекомендуется использовать методические разработки, представленные в настоящем пособии.

Методические рекомендации к занятию состоят из следующих элементов:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Самостоятельная подготовка студента к занятию, которая включает

n перечень основных терминов, понятий и ключевых соединений, знание которых необходимо для изучения темы;

n логическая структура темы, которая может являться помощником в ее усвоении;

n перечень литературы, использование которой необходимо для изучения темы занятия;

n вопросы для самоподготовки;

n тестовый контроль по теме занятия, с помощью которого студент может оценить свои знания самостоятельно.

4. Содержание занятия.

5. Практикум.

Виды занятий по токсикологической химии.

Практическое занятие - сочетание объяснения преподавателя с проведением практической работы или выполнение контрольной работы по теме занятия.

Виды контроля знаний студентов.

1. Тестовый контроль.

n текущий

n рубежный

n итоговый

2. Решение ситуационной задачи.

3. Написание акта судебно - химической экспертизы.

4. Контрольная работа.

Меры предосторожности при работе с кислотами и щелочами.

Минеральные (хлороводородная, азотная, серная), а также сильные органические кислоты при попадании на кожу и слизистую оболочку вызывают химические ожоги. Все работы с концентрированными кислотами и щелочами проводятся только в вытяжном шкафу.

Разбавлять концентрированные кислоты можно только в жаростойкой посуде путем добавления кислоты к воде, а не наоборот! Едкие щелочи нужно растворять путем посте­пенного прибавления к воде небольших кусочков щелочи, которые следует брать только пинцетом. Разлитые кислоты и щелочи необходимо засыпать песком и после этого провести уборку.

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Введение в токсикологическую химию. Основные понятия. Химико-токсикологический анализ.
ЦЕЛЬ: Сформировать знания по общим вопросам токсикологии, которые необходимы при изучении токсикологической химии. Рассмотреть предмет и задачи дисциплины, разделы токсикологической химии.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ЗАНЯТИЮ

Основные термины и понятия:

Токсикология, яд, отравление, токсичность, токсикометрия, параметры токсикометрии, классификация ядов и отравлений, разделы токсикологической химии, этапы проведения химико - токсикологического анализа (ХТА). Бюро судебно-медицинской экспертизы, вещественные доказательства и их классификация, права и обязанности эксперта. Акт судебно-химического исследования , заключение эксперта. УПК(Уголовно-процессуальный кодекс) и УК(Уголовный кодекс) РФ. Приказ Минздрава РФ №161 от 24.04.03. Приказ Минздрава РФ №346н от 31.08.2010.

Логическая структура темы:

ТОКСИКОЛОГИЯ
Основные термины
    яд отравление токсичность
    токсикометрия
    Limас DL50(100) CL50(100) ПДК
    терминология клинической токсикологии
    условная смертельная доза пороговая концентрация яда
    критическая концентрация яда смертельная концентрация яда
  Классификации ядов
  общие   специальные
  химическая   патофизиологическая
  практическая   патохимическая
  гигиеническая   биологическая
  токсическая   по степени концерогенности
  по избирательной токсичности   по методам изолирования из биоматериала
         
  Классификации отравлений
  клиническая этиопатогенетическая нозологическая
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (ТХ)
  Разделы ТХ   Задачи токсикологической химии
    Биохимическая токсикология
    токсикокинетика токсикодинамика
    Аналитическая токсикология
    судебная химия клиническая химия санитарно - промышленная химия
Химико - токсикологический анализ (ХТА) ядовитых веществ
  Этапы ХТА   Пробоподготовка
      пробоотбор изолирование Очистка извлечения
           
      Аналитические исследования
      качественный анализ количественный анализ
  Интерпретация результатов применительно к объекту исследования
               
Виды ХТА   Судебно-химический ХТА
    Клинико-токсикологический ХТА
    Анализ наркотических средств
    Санитарно-промышленный анализ
Организационная структура судебной экспертизы в РФ
Министерство юстиции РФ Министерство здравоохранения РФ   Министерство внутренних дел РФ Министерство обороны РФ
         
  Главный судебно-медицинский эксперт РФ      
       
Старший судебно-медицинский эксперт г.Москвы Старший судебно-медицинский эксперт г. Санкт-Петербурга   Старший судебно-медицинский эксперт края Старший судебно-медицинский авт. республики, авт. области
         
Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Санкт-Петербурга   Краевое Бюро судебно-медицинской экспертизы   Бюро судебно-медицинской экспертизы авт. республики, авт. области
         
Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области     Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области   Городские Бюро судебно-медицинской экспертизы  
Структура Бюро судебно-медицинской экспертизы
   
Судебно-медицинская лаборатория Отдел судебно-медицинской экспертизы трупа Отдел по медицинскому освидетельство- ванию живых лиц
отделение медицинской криминалистики Судебно-химическое отделение   Судебно-биологическое отделение Судебно-биохимическое отделение Судебно-гистологическое отделение   Судебно-медицинский морг
             
Функции отделов и отделений БСМЭ
Документация судебно-химического отделения
Регистрационный журнал Рабочий журнал эксперта Заключение эксперта Акт судебно-химического исследования
  Правовая и организационная основа судебно-химической экспертизы (СХЭ) в РФ  
 
  УК РФ УПК РФ Кодекс РФ об административных правонарушения РФ Трудовой кодекс РФ Приказы МЗ и СЗ РФ Приказы Мин. юстиции РФ Приказы МВД РФ Приказы Мин. О.РФ Постановления правительства РФ Законы РФ  
               

Литература для самоподготовки:

1. Лужников, Е.А. Клиническая токсикология [Текст] / Е.А.Лужни­ков.- Изд. 3-е, перераб.и доп.- М.: Медицина, 1999. - стр. 12 – 31,65.

2. Токсикологическая химия [Текст] / Под ред. Т.В.Плетенёвой.-М.: ГЭОТАР-МЕД,2005 –с.11-38

3. Вергейчик Т.Х. Токсикологическая химия [Текст] / Т.Х.Вергейчик-М.:МЕДпресс-информ,2009-с.7-24,26-28,70-80.

4. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия: Учебник. - Киев: Выща школа -1989. - с. 3 -39.

5. Материалы лекции

Вопросы для самоподготовки:

1.Дайте определение понятиям : яд, отравление, токсичность, токсикометрия. Перечислите параметры токсикометрии.

2. Какие принципы положены в основу классификаций ядов и отравлений?

3.Каковы основные и дополнительные факторы ,влияющие на токсичность?

4.Как влияют физико-химические свойства и структура вещества на его токсичность?

5.Почему токсичность ядов выше у детей и лиц пожилого возраста?

6.Какие принципы положены в основу классификаций ядов и отравлений?

7.Какова структура Бюро судебно-медицинской экспертизы? Охарактеризуйте функции отделов БСМЭ .

8.Назовите статьи УК и УПК РФ, регламентирующие деятельность эксперта.

9.Каковы этапы и особенности химико-токсикологического анализа

( ХТА) ?

10.Какова структура и правила оформления «Заключения эксперта» и «Акта судебно-химического исследования» ? Являются ли выводы эксперта обязательными для судебно-следственных органов ?

11. Каким приказом регламентируется перечень веществ, подлежащих судебно-химическому исследованию в лабораториях бюро судебно-медицинской экспертизы при проведении общего анализа?

Тестовые задания

ТЗ 1. Название документа, предоставляемого танатологом для проведения химического исследования… .

Т З 2. Символ, которым обозначается смертельная доза вещества при ингаляционном воздействии

1.LD50 2. ПДК 3. LC100 4. ОБУВ 5. Lim ac

ТЗ 3.Раздел токсикологической химии, занимающийся анализом вещественных доказательств….

ТЗ 4 - 5.Установите соответствие:

Ядовитые вещества Метод изолирования

1. Спирты алифатического ряда. 2. Соли тяжёлых металлов. А. Минерализация Б. Экстракция неполярными растворителями В. Экстракция полярными растворителями Г. Дистилляция Д. Особые методы

ТЗ 6.Название основного фактора, влияющего на токсичность

1.Привыкание к ядам.2.Лучистая энергия.3.Возрастные особенности.4.Способ введения яда.5.Барометрическое давление.

ТЗ 7 – 8. Установите соответствие:

Группа ядов Классификация

1. Органические яды 2. Высокотоксичные яды. А. Практическая Б. Гигиеническая В. Токсикологическая Г. Патофизиологическая Д. Химическая

ТЗ 9. Номер статьи УПК РФ, регламентирующей права эксперта

1. № 22

2. № 34

3. № 57

4. № 81

5. № 205

ТЗ 10.Название раздела токсикологической химии, изучающего механизмы токсического действия ……….

ТЗ 11. Название классификации отравлений по наличию осложнений …

ТЗ 12. Номер статьи УПК РФ, регламентирующей правила оформления заключения эксперта

1. № 29

2. № 204

3. № 57

4. № 81

5. № 75

ТЗ 13.Название дополнительного фактора, влияющего на токсичность

1.Характер связи с рецепторами токсичности.2.Скорость поступления в организм.3.Масса тела пострадавшего.4.Развитие аллергии.

5.Наследственность.

ТЗ 14.Название первого этапа химико-токсикологического анализа ……..

ТЗ 15.Название последнего раздела заключения эксперта

1.Заключение.2.Обстоятельства дела. 3.Выводы. 4.Исследование. 5.Описание объектов.

СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

1.Инструктаж по технике безопасности в химико-токсикологической лаборатории .

2.Семинар по теме занятия.

2.1.Связь токсикологической химии с токсикологией (ТХ).

2.2.Основные предпосылки возникновения и этапы развития ТХ.

2.3.Основные разделы ТХ.

2.4.Химико-токсикологический анализ ядовитых веществ. Классификации ядов и отравлений.

2.5.Организация химической экспертизы в России. Структура бюро СМЭ.

2.6.Акт судебно-химического исследования и заключение эксперта.

3. Тестовый контроль по теме занятия.

ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: Физико-химические характеристики ядовитых веществ. Применение в биохимической и аналитической токсикологии.
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о применении физико-химических характеристик ядовитых веществ в химико-токсикологическом анализе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ЗАНЯТИЮ:

Основные термины и понятия:

Кислотно-основные равновесия. Константы кислотности и основности. Сила кислот и оснований. Токсикокинетика. Токсикодинамика. Камерные токсикокинетические модели. Токсикокинетические характеристики ядов. Коэффициенты распределения. Объём распределения. Степень связывания с белками. Растворимость неэлектролитов и ионных соединений. Период полувыведения, клиренс, константа скорости элиминации, биодоступность.

Логическая структура темы:

Физико-химические характеристики лекарственных веществ
  Кислоты Основания  
  рКа Степень ионизации рКв , рКВН Степень ионизации  
           
Токсикокинетика яда
Токсикодинамика яда
Выбор объектов исследования
Выбор метода изолирования яда
Коэффициент распределения Кажущийся объём распределения Степень связывания с белками Растворимость
Период полувыведения Клиренс Константа скорости элиминации Биодоступ-ность
Токсикокинетические модели
Однокамерные Двукамерные Многокамерные

Литература для самоподготовки:

1. Лужников, Е.А. Клиническая токсикология [Текст] / Е.А.Лужни­ков.- Изд. 3-е, перераб.и доп.- М.: Медицина, 1999. - стр. 44 – 45,51-56.

2. Токсикологическая химия [Текст] / Под ред. Т.В.Плетенёвой.-М.: ГЭОТАР-МЕД,2005- с.62-74.

3. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия: Учебник. - Киев: Выща школа -1989. - с. 52 -55,87-100.

4. Материалы лекций.

Вопросы для самоподготовки:

1.Какие факторы определяют силу кислот и оснований?

2.Как рассчитать степень ионизации кислот и оснований?

3.Какая характеристика вещества является мерой его гидрофобности?

4.Какие факторы влияют на растворимость ионных соединений и

неэлектролитов?

5.Дайте определение понятию « камера» в токсикокинетике? Чем отличаются друг от друга токсикинетические модели?

6.Как рассчитать клиренс и константу элиминации?

7. Как рассчитать период полувыведения вещества?

8. Что такое биодоступность вещества и как её рассчитать?

9. Какие Вы знаете сектора распределения веществ?

10. Как определить по величине кажущегося объёма распределения вещества сектор распределения вещества ?

Тестовые задания

ТЗ 1.Физико-химическая характеристика яда, влияющая на его всасывание в ЖКТ

1.tо плавления 2.Степень ионизации 3. tо кипения.4.Степень связывания с белками.5.Объём распределения.

ТЗ 2. Физико-химическая характеристика яда, влияющая на выбор метода изолирования.

1.tо плавления 2.рКа 3. tо кипения.4.Степень связывания с белками.5.Объём распределения.

ТЗ 3. Формула расчёта степени ионизации для веществ кислого характера

1.α% =100/ 1+10рКа - рН 2.α% =100/ 1+10рН - рКа 3. α% = (1+10рКа–рН)  
4.α% =(1+10рКа– рН)х100 5. α% =100/ 1+10рКа  
           

ТЗ 4. Формула расчёта степени ионизации для веществ основного характера

1.α% =100/ 1+10рКа 2.α% =100/ 1+10 рКа-рН 3. α% = (1+10рКа–рН)Х100  
4.α% =(1+10рКа – рН) 5. α% =100/ 1+10рН - рКа  
         

ТЗ 5 - 6.Установите соответствие:

Токсикокинетический параметр Обозначение

1. Клиренс А. Vd

2. Период полувыведения Б. CItot

В. t 1/2

С. рКа

Д.kэл

ТЗ 7. Величина, характеризующая степень проникновения веществ

из плазмы крови и внеклеточной жидкости в ткани

1.Степень ионизации.2. Клиренс 3.Константа кислотности.

4.Кажущийся объём 5. Константа элиминации.

ТЗ 8. Величина, определяющая количество свободного яда в крови

1.Степень ионизации.2. Коэффициент распределения.
3.Константа кислотности.4.Степень связывания с белком.

5. Константа ионизации

ТЗ 9. Название модели, для которой клиренс, Vd и t 1/2 не зависят от

начальной концентрации…..

ТЗ 10 .Название ограниченного в пространстве объёма жидкости или ткани с одинаковой концентрацией вещества…….

Расчётные задачи и задания по теме:

1. Определить в каком отделе ЖКТ( в желудке ( рН1-2), в верхнем отделе тонкого кишечника ( рН 6,8), в нижних отделах кишечника (рН 7,6)) лучше всасывается

1) аминазин - рКа 9,3

2) фуросемид рКа 3,9

3) атропин рКа 9,6

4) аспирин рКа 3,5

5) хинин рКа 8,4

6) псевдоэфедрин рКа 9,3

7) стрихнин рКа 8

8) скополамин рКа 8,1

9) тиоридазин рКа 9,5

10) морфин рКа 7,9

11)кодеин рКа 8,2

12)кокаин рКа 8,5

13)эрготамин рКа 6,3

14)леводопа рКа 2,3

15)фенобарбитал рКа 7,3

2. Рассчитайте минимальную летальную дозу в мг и охарактеризуйте токсичность кодеина (DLmin = 15 мг/кг), эуфиллина (DLmin = 8,4 мг/кг), тиоридазина (DLmin = 15 мг/кг), димедрола (DLmin = 25 мг/кг) для детей массой тела 25 и 32 кг.

3.Определите соотношение ионной и молекулярной форм фенобарбитала и теофиллина в слюне (pH слюны 5,4 - 7,5; pKa фенобарбитала 7,4; pKa теофиллина 8,8).

4.Определите соотношение ионной и молекулярной форм ампициллина и атропина в моче (pH мочи 4,8 - 7,2; pKa ампициллина 2,5; pKa атропина 9,7).

5.Как изменится почечная экскреция фенобарбитала, если pH мочи изменится от 5,1 до 6,9 (pKa фенобарбитала 7,4)?

6.Как изменится почечная экскреция диазепама, если pH мочи изменится от 7,1 до 4,9 (pKa диазепама 3,3)?

7.Определите биодоступность токсиканта X, доза которого составила 1, 0 г. Известно, что токсикант распределяется по всей жидкой фазе организма и концентрация его в плазме крови равна 0,012 г/л.

8.Какова биодоступность токсиканта X, доза которого составила 0,5 г, если известно, что концентрация его в плазме крови составила 0,1 мг/мл? Токсикант распределяется только в плазме крови и не депонируется.

9.Вычислите объём распределения сердечного гликозида, если известно, что через 10 минут после внутривенного введения 1 ампулы, содержащей 1 мл 0,05%-ного раствора дигитоксина, концентрация его в плазме крови равна 35,7 нг/мл.

10.Для борьбы с отравлением снотворным препаратом ноксироном используется форсированный диурез. Для этого вводят мочегонное средство фуросемид. При этом количество выделяемой мочи за сутки возрастает с 1,5 до 7 л. В обычных условиях общий клиренс ноксирона 50 мл/мин, из него на долю печёночного клиренса приходится 30 %. Вычислите почечный клиренс при форсировании диуреза.

11.После приёма снотворного средства в дозе 0,05 г сон длится 8 часов. Препарат проникает через гематоэнцефалический барьер, имеет значение объёма распределения 5 л и период полувыведения 2 ч. Определите минимально действующую концентрацию этого препарата.

12.Рассчитайте максимальную концентрацию в плазме принятого яда изопропанола по дозе 650 мг и объёму распределения - 0,6 л/кг для больного массой 60 кг.

13.Рассчитайте константу скорости элиминации трамала из крови в мочу, если период полувыведения его равен 6 часов. Считать, что механизм элиминации соответствует однокамерной модели.

14.Рассчитайте максимальную концентрацию в плазме принятого яда этанола по дозе 570 г и объёму распределения - 0,6 л/кг для больного массой 30 кг.

15.Рассчитайте максимальную концентрацию в плазме принятого яда галоперидола по дозе 150 г и объёму распределения - 23 л/кг для больного массой 40 кг.

16.Рассчитайте максимальную концентрацию в плазме принятого яда дигитоксина по дозе 150 г и объёму распределения - 0,5 л/кг для больного массой 18 кг.

17.Рассчитайте максимальную концентрацию в плазме принятого яда амитриптилина по дозе 150 г и объёму распределения - 20 л/кг для больного массой 10 кг.

18.Рассчитайте максимальную концентрацию в плазме принятого яда пиндолола по дозе 750 г и объёму распределения - 2 л/кг для больного массой 15 кг.

19.Рассчитайте константу скорости элиминации пимозида из крови в мочу, если период полувыведения его равен 48 часов. Считать, что механизм элиминации соответствует однокамерной модели.

20.Рассчитайте константу скорости элиминации оксипренолола из крови в мочу, если период полувыведения его равен 2 часа. Считать, что механизм элиминации соответствует однокамерной модели.

21.Механизм элиминации дигоксина соответствует однокамерной модели. Рассчитайте его клиренс, используя справочные данные. Известно, что объём распределения дигоксина составляет 7,1 л/кг, а значение периода полувыведения находится в диапазоне 20-50 часов.

22.Механизм элиминации пиндолола соответствует однокамерной модели. Рассчитайте его клиренс, используя справочные данные. Известно, что объём распределения пиндолола составляет 2,0 л/кг, а значение периода полувыведения находится в диапазоне 2-4 часов.

СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

1.Семинар по теме занятия.

2.Решение расчётных задач и выполнение индивидуальных заданий.

3.Тестовый контроль по теме занятия.

ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: Биохимическая токсикология. Токсикокинетика. Токсикодинамика. Биотрансформация ядов в живом организме и трупе.
ЦЕЛЬ: Сформировать знания об общих закономерностях поведения ядов в живом организме и трупе, и их биотрансформации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ЗАНЯТИЮ:

Основные термины и понятия:

Токсикокинетика, виды введения ядов в организм, всасывание, механизмы всасывания, гематоэнцефалический барьер, плацентаный барьер, центры связывания, распределение, накопление, выделение, токсикодинамика, рецепторная теория, кинетическая теория, оккупационная теория, типы рецепторов токсичности, агонисты, антагонисты, частичные агонисты, избирательная токсичность, биотрансформация, метаболизм, конъюгация, микросомальные и немикросомальные реакции биотрансформации, вторичный метаболизм.

Логическая структура темы:

Биохимическая токсикология
Токсикокинетика Токсикодинамика
Поступление в организм Рецепторная теория -кинетическая -оккупационная агонисты антагонисты частичные агонисты «Избирательная» токсичность
Всасывание
Распределение
Связывание
Биотрансформация
Выведение
БИОТРАНСФОРМАЦИЯ
РЕАКЦИИ МЕТАБОЛИЗМА
ВОССТАНОВЛЕНИЕ
микросомальное немикромомальное
вост. нитрогруппы >С=С< -S-S-
вост. диазогруппы -CO-NHOH >S=O,>N=O
вост. дегалогенирование ароматическое дегидроксилирование
алифатическое дегидроксилирование
ОКИСЛЕНИЕ
микросомальное немикросомальное
ароматическое гидроксилирование окисление спиртов и альдегидов
алифатическое гидроксилирование ароматизация алициклов
окислительное дезалкилирование окислительное дезаминирование
окислительное дезаминирование  
десульфирование эпоксидирование
N-окисление S-окисление
ГИДРОЛИЗ
сложных эфиров амидов нитрилов
ДЕКАРБОКСИЛИРОВАНИЕ
             
РЕАКЦИИ КОНЪЮГАЦИИ
ТИП РЕАКЦИИ ПРОДУКТ КОНЪЮГАЦИИ КОФЕРМЕНТ
глюкуронирование глюкурониды УДФ ГК
этерификация метилпроизводные SАМ
сульфопроизводные ФАФС
амидирование ацилпроизводные ацетил коэнзим А
пептидные конъюгаты
меркаптуриро вание глютатионовые конъюгаты     глютатион
РЕЗУЛЬТАТ БИОТРАНСФОРМАЦИИ
инактивация ядов изменение характера токсического действия летальный синтез инициация токсического процесса
ПОСМЕРТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЯДА В ТРУПЕ
биологические и биохимические процессы, протекающие в трупе
Аутолиз Гниение Тление Состояние жировоска Мумификация
сохраняемость ядов в трупе

Литература для самоподготовки:

1. Лужников Е.А. Клиническая токсикология: Учебник. - М.: Медицина, 1999.-стр.10-62.

2.Вергейчик Т.Х. Токсикологическая химия [Текст] / Т.Х.Вергейчик-М.:МЕДпресс-информ,2009-с.28-59.

3. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия: Учебник. - Киев: Выща школа-1989.-стр.3-87.

4. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия: Учебник. - М.: Медицина, 1975. - стр. 5 - 63.

5. Токсикологическая химия ( под ред.Т.В.Плетенёвой ).М. : ГЭОТАР –Медия,2005,с.50-145.

6. Материалы лекций.

Вопросы для самоподготовки:

1.Охарактеризуйте основные пути поступления ядов в организм и их всасывания.

2. В чём особенности гематоэнцефалического и плацентарного барьеров?

3.Какие факторы влияют на распределение ядов в организме?

4. Каким образом выводятся из организма водорастворимые и липофильные вещества?

5.Какие типы рецепторов токсичности Вам известны?

6. В чём состоит сущность кинетической рецепторной теории?

7. В чём состоит сущность оккупационной рецепторной теории?

8. Охарактеризуйте теорию «избирательной» токсичности.

9. Какие факторы влияют на биотрансформацию ядов?

10. Чем отличаются процессы метаболизма от процессов конъюгации?

11. Какие реакции микросомального и немикросомального окисления Вам известны?

12.Что такое «летальный синтез»?

13.Охарактеризуйте процессы , происходящие в трупе в зависимости от условий, в которых он находится.

14. Какие ферментные процессы участвуют в посмертном изменении ядов в трупе?

15. Какие яды дольше сохраняются в трупном материале?

Тестовый контроль по теме:

ТЗ 1.Названия этапов биотрансформации ядов в организме ….. и …

ТЗ 2. Тип трансмембранного транспорта, связанного с потребле-

нием энергии

1.Пассивная диффузия 2. Трансмембранный перенос.3.Пиноцитоз.

4.Через поры. 5. Активный транспорт.

ТЗ 3. Область преимущественного всасывания барбитала при

поступлении per os

1.Желудок.2.Тонкий кишечник.3.Полость рта.4.Толстый кишечник.

5.Пищевод.

ТЗ 4. Процесс биотрансформации, приводящий к образованию более токсичного соединения, называется ……… синтезом.

ТЗ 5.Название реакции метаболизма

1. Этерификация.

2. Меркаптурирование.

3. Ароматическое гидроксилирование.

4. Гликозидирование.

5. Амидирование.

ТЗ 6.Название реакции конъюгации

1. Меркаптурирование.

2. Эпоксидирование.

3. Ароматическое дегидроксилирование.

4. Гидролиз сложных эфиров.

5. Декарбоксилирование.

ТЗ 7. Название реакции микросомального окисления

1.Окисление спиртов и альдегидов.

2.Алифатическое гидроксилирование.

3.Декарбоксилирование.

4.Ароматизация алифатических соединений

5.Алифатическое дегидроксилирование.

ТЗ 8. Название реакции микросомального восстановления:

1.Восстановление кратных связей.

2.Восстановительное дегалогенирование.

3.Гидролиз амидов.

4.Эпоксидирование.

5.Ароматизация алициклов.

ТЗ 9. Название метаболической реакции биотрансформации тиобарбитала в барбитал:

1.S-окисление.

2.Меркаптурирование.

3.Десульфирование.

4.Этерификация.

5.Ароматическое гидроксилирование.

ТЗ 10.Название метаболической реакции биотрансформации кодеина в морфин:

1. Окислительное дезалкилирование.

2. Ароматическое гидроксилирование.

3. Эпоксидирование.

4. Этерификация.

5. Декарбоксилирование.

ТЗ 11. Процесс полного высыхания трупов называется …………….. .

ТЗ 12. Название процесса самопереваривания клеток организма под действием катепсинов -… .

ТЗ 13. Название реакции метаболизма, относящейся к микросомальному и немикросомальному окислению

1.Алифатическое гидроксилирование.

2.Эпоксидирование.

3.Ароматическое гидроксилирование.

4.Окислительное дезалкилирование.

5.Окислительное дезаминирование.

ТЗ 14-15. Установите соответствие:

Реакция биотрансформации Метаболический переход:

1. Алиф. гидроксилирование. А. Толуол-Бензиловый спирт.

2. Эпоксидирование. Б. Этанол-Ацетальдегид.

В. Анилин-Нитробензол.

Г. Гептахлор-Эпоксигептахлор.

Д. Фенацетин-Парацетамол.

СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Семинар по теме занятия:

1.1. Процесс движения ядов в живом организме.

1.2. Рецепторная теория действия веществ.

1.3. Биотрансформация ядовитых веществ в живом организме.

1.4. Реакции метаболизма и конъюгации. Поведение ядовитых веществ в трупе.

2.Выполнение индивидуального задания.

3.Тестовый контроль по теме занятия.

ЗАНЯТИЕ № 4

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

(по итогам занятий 1 - 3)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:

1. Токсикологическая химии (ТХ), как раздел токсикологии. Предмет и задачи ТХ. Разделы ТХ.

2.Понятие яд и токсичность. Классификации ядов.

3.Токсикометрия. Параметры токсикометрии: Limas, DL 50(100), CL50(100), ПДК, условная смертельная доза, пороговая концентрация яда в крови, критическая концентрация яда в крови, смертельная концентрация яда в крови.

4.Дать определение понятию – отравление. Классификации отравлений.

5.Этиопатогенетическая классификация отравлений. Острое и хроническое отравления.

6.Основные факторы, определяющие токсичность веществ.

7.Дополнительные факторы, влияющие на токсичность ядовитых веществ.

8.Отличительные черты химико-токсикологического анализа. Этапы ХТА.

9. Организационная структура МЗСР РФ по экспертной деятельности.

10. Бюро СМЭ. Структура и функции отделов.

11. УПК и УК РФ о правах и обязанностях эксперта. Оценка заключения эксперта судебно – следственными органами.

12. УПК РФ о вещественных доказательствах. Правила приёма и осмотра вещественных доказательств.

13. Документация судебно– химических экспертиз и её хранение в судебно – медицинских лабораториях.

14. Акт судебно-химического исследования. Правила оформления документа

15. Заключение эксперта. Структура документа, правила оформления.

16. Правила консервирования биологических объектов. Какие яды можно консервировать в этаноле? Как долго может храниться биоматериал при подозрении на отравление этанолом?

17.Основные физико-химические характеристики ядовитых веществ, определяющие их всасывание в ЖКТ и липофильность. Растворимость ядовитых веществ.

18.Охарактеризуйте влияние кислотно-основных свойств веществ и редокс-потенциалов на формирование токсичности.

19. Токсикокинетика и токсикодинамика ядов.Охарактеризуйте основные этапы токсикокинетики.

20.Особенности перорального поступления ядовитых веществ в организм.

21.Особенности ингаляционного и перкутанного поступления ядов в организм.

22.Всасывание как процесс прохождения ядов через мембранные барьеры. Типы мембран.

23. Пассивная диффузия и активный транспорт ядовитых веществ через мембраны . Закон Фика.

24.Распределение ядов. Факторы, влияющие на содержание яда в определённом органе. Объём распределения. Примерная оценка и расчёт через AUC. Взаимосвязь объёма распределения с дозой и ко

Наши рекомендации