Реакции ионного обмена в растворах электролитов
1 Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень диссоциации.
2 Диссоциация слабых электролитов. Закон разбавления Оствальда.
3 Особенности диссоциации сильных электролитов. Основные положения теории Дебая-Гюккеля. Коэффициент активности, ионная сила раствора.
4 Электролиты в свете теории электролитической диссоциации. Основы протолитической теории кислот и оснований.
5 Реакции ионного обмена. Молекулярные и ионные уравнения реакций.
6 Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадка.
7 Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель.
Задачи:
1) Раствор, содержащий 0,8718 моль/л тростникового сахара, при 291 К изоосмотичен с раствором хлорида натрия, содержащим 0,5 моль/л хлорида натрия. Определите кажущуюся степень диссоциации и коэффициент Вант-Гоффа для хлорида натрия.
2) Константа диссоциации NH4OH равна 1,79.10-5. Определить концентрацию гидроксида аммония, при которой степень диссоциации будет равна 0,01.
3) Чему равна константа диссоциации гидроксида аммония, если степень диссоциации в 0,1 М растворе NH4OH равна 0,425%?
4) Определите ионную силу раствора, содержащего 0,001 моль серной кислоты и 0,002 моль сульфата магния в 1000 г воды при 298 К.
5) Можно ли приготовить раствор, содержащий одновременно: Ba(OH)2 и HCl; CaCl2 и Na2CO3; NaCl и AgNO3; KCl и NaNO3? Объясните Ваши предположения, составьте необходимые уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
6) Растворимость йодида серебра равна 1,22.10-8 моль/л при 25оС. Вычислите произведение растворимости этой соли.
7) Сколько воды потребуется для растворения при комнатной температуре 1 г карбоната бария? ПР(ВаСО3) = 1,9.10-9.
8) рН раствора равен 3,0. Определите концентрацию ионов водорода в этом растворе.
9) Определите концентрацию ионов водорода и рН раствора, в котором концентрация гидроксогрупп равна 2,5.10-5.
10) Определите концентрацию ионов водорода и рН в 0,1 М растворе уксусной кислоты, если Кд (СН3СООН) = 1,82.10-5.
Тестовые задания:
1) В растворе объемом 1 л, содержащем 0,15 моль Mg(NO3)2, суммарное число молей ионов Mg2+ и NO3- равно:
а) 0,15; б) 0,30; в) 0,45; г) 0,60.
2) Растворимость Na2CO3 при 20оС равна 218 г на 1000 г воды. Массовая доля (%) вещества в насыщенном растворе составляет:
а) 8,7; б) 10,6; в) 17,8; г) 21,8.
3) Чему равна концентрация ионов водорода (моль/л) в 0,01 М растворе HCl при полной диссоциации кислоты:
а) 2; б) 2.10-1; в) 1.10-2; г) 2.10-2?
4) Наиболее сильной из хлорсодержащих кислот является:
а) HClO; б) HClO2; в) HClO3; г) HClO4.
5) Какие вещества необходимо взять, чтобы осуществить переход
Cr3+ + 3OH- → Cr(OH)3:
а) Cr2(SO4)3, H2O; б) Cr2O3, HCl; в) CrCl3, NaOH; г) Cr2O3, NaOH?
Лабораторная работа
Реакции, протекающие с образованием осадка
Опыт 1.
В три пробирки порознь налейте по 1-2 мл растворов солей: сульфата натрия Na2SO4, сульфата цинка ZnSO4 и сульфата аммония (NH4)2SO4. В каждую пробирку добавьте по такому же объёму раствора хлорида бария BaCl2. Что наблюдается? Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций. Запишите выражение ПР для труднорастворимого соединения и приведите его численное значение из таблицы.
Опыт 2.
Проделайте реакцию, которая выражается следующим ионно-молекулярным уравнением:
Fе3+ + 3ОН- = Fе(ОН)3.
Напишите молекулярное уравнение реакции, приведите численное значение ПР гидроксида железа. Укажите цвет осадка.
Опыт 3.
В две пробирки порознь налейте по 1-2 мл растворов сульфата никеля NiSO4 и сульфата меди CuSO4. В каждую прилейте по 1 мл раствора сульфида натрия Na2S. Что наблюдается? Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций. Укажите цвет осадков. Сравните растворимость полученных соединений на основе их ПР.
Реакции, протекающие с образованием газообразных и слабодиссоциирующих веществ
Опыт 4.
Налейте в пробирку 2-3 мл раствора соляной кислоты и бросьте в нее кусочки мела или мрамора CaCО3. Какой газ выделяется? Напишите молекулярное и ионно-молекулярное уравнение реакции. Запишите выражение константы диссоциации угольной кислоты по первой ступени и приведите ее численное значение из таблицы.
Опыт 5.
К 1-2 мл раствора соляной кислоты добавьте 1 микрошпатель кристаллического уксуснокислого натрия CH3COONa. Один из продуктов реакции определите по запаху. Составьте молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реакции. Напишите выражение и значение константы диссоциации полученного слабого электролита.
Вымойте посуду, приведите в порядок рабочее место.
Задачи для самостоятельного решения:
1) Определить концентрацию водного раствора глюкозы, если этот раствор при 291 К изоосмотичен с раствором, содержащим 0,5.103 моль/м3 хлорида кальция, причем кажущаяся степень диссоциации последнего при указанной температуре составляет 65,4%. (Ответ: 1,154 М)
2) Определите концентрацию ионов водорода в 1 л 0,1 н. раствора серной кислоты, степень диссоциации которой 0,6. (Ответ: 0,06 моль/л)
3) Рассчитайте степень диссоциации 0,01 н. раствора синильной кислоты HCN, если Кд(HCN) = 7.10-10. (Ответ: 2,6.10-4)
4) В растворе содержится 0,5 моль сульфата магния, 0,1 моль хлорида алюминия и 0,2 моль сульфата аммония на 1000 г воды. Найти ионную силу раствора. (Ответ: 3,2 моль/л)
5) Сколько ионов получится в растворе при полной электролитической диссоциации молекул следующих веществ: NaCl, (NH4)2SO4, H3PO4, CrCl3, Al2(SO4)3, SnCl4. Составьте уравнения диссоциации.
6) Составьте молекулярные уравнения для реакций, протекающих между следующими ионами:
а) Mn2+ + 2OH- = Mn(OH)2;
б) HCO3- + OH- = CO32- + H2O;
в) Pb2+ + SO42- = PbSO4;
г) Fe2+ + S2- = FeS.
7) Растворимость хлорида серебра при 25оС составляет 0,0018 г/л. Вычислите произведение растворимости AgCl, М(AgCl) = 143,5 г/моль. (Ответ: 1,56.10-10)
8) Произведение растворимости хлорида серебра 1,56.10-10. Сколько граммов этой соли содержится в 100 мл насыщенного раствора? (Ответ: 2,18.10-4 г)
9) Определите, выпадет ли (да, нет) осадок после сливания равных объемов 0,0023 М растворов реагентов при 25оС: AgNO3 и KI; Pb(NO3)2 и K2C2O4; FeCl2 и Na2S. Необходимые значения ПР труднорастворимых соединений возьмите в справочнике.
10) Вычислите рН раствора, если концентрация ионов водорода равна 2,5.10-3 моль/л. Как изменится в таком растворе окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый)? (Ответ: 2,6)
11) рН раствора равен 4. Вычислите концентрацию гидроксогрупп и рОН данного раствора. Определите характер среды. (Ответ: [OH-] = 10-10, рОН = 10)
12) Вычислите рН 0,052 М раствора соляной кислоты. (Ответ: 1,28)
13) Определите, в каком из растворов больше величина рН: в 0,01 М растворе соляной кислоты или в 0,1 М растворе синильной кислоты? Кд(HCN) = 4,9.10-10. (Ответ: 2; 5,15)
14) В каком случае рН имеет большую величину: в 0,0001 М растворе азотной кислоты или в 0,01 М растворе сероводородной кислоты? К1 (Н2S) = 5,7.10-8. (Ответ: 4; 4,6)
Занятие № 11
Гидролиз солей
1 Понятие гидролиза. Процессы гидролиза в природе.
2 Гидролиз солей:
· гидролиз по аниону;
· гидролиз по катиону;
· гидролиз по катиону и аниону;
· полный гидролиз соли.
3 Степень гидролиза. Константа гидролиза. Смещение равновесия гидролиза.
4 Буферные системы. Механизм буферного действия. Буферная ёмкость.
5 Буферные системы в живых организмах.
Задачи:
1) Укажите, какие из солей, формулы которых: KNO3, NaI, K2S, CuSO4, NH4NO2 подвергаются гидролизу. Составьте ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза.
2) Напишите уравнения реакций гидролиза солей NH4NO3 и Mg(CH3COO)2 и объясните, как влияет на гидролиз разбавление раствора и нагревание.
3) Чему равна сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении реакции взаимодействия растворов хлорида алюминия и карбоната натрия?
4) Запишите выражения констант первой стадии гидролиза следующих солей: AgNO3; Na2HPO4; Al(NO3)3; CuSO4; Zn(NO3)2.
5) Выразите константы каждой стадии гидролиза перечисленных солей через константы диссоциации слабых электролитов: Cu(NO3)2; Fe2(SO4)3; (NH4)2S.
Лабораторная работа
Реакция среды в растворах различных солей
Опыт 1.
В четыре пробирки налейте по 2-3 мл: в первую – дистиллированной воды, во вторую – раствора К2СО3 или Nа2СО3, в третью – раствора Al2(SO4)3, в четвёртую – раствора KNO3. Определите рН с помощью универсальной индикаторной бумаги. Сравнить рН в растворах солей и в воде.
Таблица 6 – Результаты опытов по гидролизу солей
Номер пробирки | Формула растворённого вещества | Цвет индикаторной бумаги | Реакция среды | рН | Подвергалась ли соль гидролизу |
Составьте ионные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей. Запишите выражение константы гидролиза солей.
Усиление гидролиза при разбавлении раствора
Опыт 2.
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора азотнокислого висмута Bi(NO3)3 и разбавьте в 2-3 раза водой. Наблюдается образование осадка.
Составьте молекулярное и ионное уравнения гидролиза, зная, что в осадок выпадает основная соль Вi(OH)2NO3.
Осадок сохраните для опыта 3.
Влияние увеличения концентрации ионов на равновесие гидролиза
азотнокислого висмута
Опыт 3.
В пробирку с осадком Вi(OH)2NO3, оставшимся от предыдущего опыта, прибавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Объясните, почему растворяется осадок.
Влияние температуры на гидролиз ацетата натрия
Опыт 4.
К 3-4 мл раствора уксуснокислого натрия прибавьте 1-2 капли фенолфталеина и нагрейте до кипения. Обратите внимание на появление розовой окраски, исчезающей при охлаждении раствора.
Напишите ионное и молекулярное уравнения гидролиза уксуснокислого натрия. Объясните наблюдаемые явления, имея в виду, что фенолфталеин служит индикатором на ионы ОН-.
Совместный гидролиз
Опыт 5.
К 1-2 мл раствора сернокислого алюминия Аl2(SO4)3 прилейте такой же объём раствора соды Na2CO3. Наблюдайте выделение двуокиси углерода СО2 и образование осадка Al(OH)3.
Напишите молекулярное и ионное уравнения совместного гидролиза.
Вымойте посуду, приведите в порядок рабочее место.
Задачи для самостоятельного решения:
1) Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза следующих солей: CrCl3, KNO2, NaCH3COO, CuBr2, K2CO3, Ca(NO3)2, Al2S3, FeCO3. Определите тип гидролиза и укажите характер среды раствора.
2) В какой цвет будет окрашен фиолетовый лакмус в водных растворах солей: ZnCl2, Na2SO4, K2SO3, KClO4? Ответ обоснуйте, написав уравнения реакций гидролиза в молекулярном и ионном виде.
3) При сливании водных растворов AlCl3 и Na2S образуется белый студенистый осадок и появляется запах «тухлых яиц». Составьте молекулярное и ионное уравнения происходящей реакции. Объясните, почему гидролиз обеих солей идет до конца.
4) Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, происходящих при смешивании растворов солей: Cr(NO3)3 и Na2S; FeCl3 и K2CO3; CrCl3 и Na2CO3; ZnCl2 и K2CO3. Укажите характер среды растворов.
5) Составьте молекулярные уравнения реакций, приведенных в ионной форме:
а) S2- + H2O = HS- + OH-;
б) РО43- + Н2О = НРО42- + ОН-;
в) SО32- + H2O = HSО3- + OH-.
6) Запишите выражения констант первой стадии гидролиза следующих солей: KNO2; KHCO3; NH4Cl; AlCl3; NH4CH3COO.
7) Выразите константы каждой стадии гидролиза перечисленных солей через константы диссоциации слабых электролитов: Zn(NO3)2; Na3PO4; K2HAsO4; K2SO3; NH4Cl.
8) Добавление каких из перечисленных ниже реагентов к раствору AlCl3 уменьшит гидролиз: HCl, KOH, ZnCl2, Na2CO3? Ответ подтвердите написанием соответствующих уравнений реакций гидролиза в молекулярном и ионном виде.