Дед Мороз и Снегурочка прогоняют Кощея и Бабу-Ягу, они убегают.
Дед Мороз: Вьюга, вьюга, все пути ты злодеям замети. (Опыт «Елка в снегу»).
Снегурочка: Мы скажем ХИМИИ спасибо,
Мы вряд ли без нее прожить могли бы!
Химия кланяется.
Ведущий: От нас, от имени постигших О2 и Н2О секрет,
Прими, волшебница, наш высший экзотермический привет.
Химия: Пусть загорается вновь под сводом слова привета: «С НОВЫМ ГОДОМ!»
Выносит плакат, на котором проявляет текст «С НОВЫМ ГОДОМ!».
Гаснет свет. Дед Мороз зажигает на елке огни разноцветные.
Зрители поют песню «В лесу родилась елочка». Дед Мороз и Снегурочка танцуют около елки.
Экспериментальная часть
№ пп | Реактивы | Оборудование |
Бихромат калия (тв.)-250 г. Красная кровяная соль – 450 г. Хромат калия – 200 г. Сульфат никеля – 550 г. | 3 стакана по 0.5 л. Гтовые игрушки 3 штатива. 6 стеклянных трубочек | |
Железисто-синеродистый калий (жёлтая кровяная соль), тв. Хлорид железа (III), тв. Вода | Телеграмма-конверт. Фильтровальная бумага 40 на 50 (2). Пульверизатор. | |
Маленькие кусочки мрамора. Конц. соляная кислота. Вода. | Бутылка из-под шампанского с резиновой пробкой. Посылка-ящик. Полотенце. Склянка под реактив на 250 мл. Стакан. | |
Сульфат меди (II), тв. Фенолфталеин. Вода. Конц. нашатырный спирт. | Искусственные цветы. 2 стакана. Эксикатор с крышкой. Фарфоровая чашка. | |
Ацетат свинца тв. Вода. Иодид калия тв. | Конверты – 20 шт. 20 листов фильтровальной бумаги. Кисточки. Стакан. Маленькие склянки с крышками (20 шт.) | |
Перманганат калия тв. Конц. серная кислота. Этиловый спирт. | 2 фарфоровые чашки. 2 шпателя. Древесная стружка. Вата. Асбестовая сетка. Стакан | |
Конц. соляная кислота. Нашатырный спирт (конц.) | 4 молочных бутылки с пробками. 2 стеклянные пластинки на бутылки. Вазелин | |
Нашатырный спирт. Оксид хрома (VI). | Большая круглодонная колба. Большая простоквашница. Спиртовка. Ложечка для сжигания. | |
Карбонат натрия тв. Вода. Фенолфталеин. Щавелевая или лимонная кислота тв. | Молочная бутылка. Стакан. Пробка с газоотводной трубкой. | |
Хлорид железа (III) тв. Роданид аммония тв. Хлорид калия тв. Хлорид аммония тв. | 2 стакана. 4 стеклянные палочки. Кусочек парафина или воска. | |
Бензойная кислота | Асбестовая сетка. Штатив с кольцом. 2 фарфоровые чашки. Еловая или сосновая веточка. Стеклянный колпак. Спиртовка. | |
Фенолфталеин. Гидроксид натрия. Вода | Лист фильтровальной бумаги (1 м на 0,5 м). 2 стакана. Пульверизатор. |
Урок-игра «Звездный час в xимии».
Тема «Подгруппа кислорода»
Учитель называет тему конкурса, формулирует вопрос и приводит 4 варианта ответа (они предварительно записаны на доске или кодокарточке). По сигналу учителя учащиеся поднимают табличку с цифрой, которая, по их мнению, соответствует правильному варианту ответа. За правильный ответ каждый получает 1 балл. После каждого конкурса один из учащихся дает пояснения. Если на вопрос правильно ответили не более 3 человек, наряду с баллом каждый из них получает и звездочку, которая дает право на одну подсказку в финале (подсказать может любой учащийся, которого выберет финалист). Два участника игры, набравшие большее число баллов в предварительных конкурсах, выходят в финал, где и разыгрывают первое место.
Финалистам ставим отметку «5» . Победителю вручаем памятный приз.
Приведем вопросы конкурсных заданий.
Конкурс № 1. Знаете ли вы названия веществ?
Учитель показывает формулу гидросульфида калия и задает вопрос: «Как называется вещество?».
Вариант ответа: 1. Сульфат калия. 2. Сульфат кальция. 3. Гидросульфид калия. 4. Гидросульфит калия.
Конкурс № 2. Объясните несоответствие.
В учебнике химии записано, что серная кислота – бесцветная жидкость. Почему же серная кислота, поступающая в продажу, часто окрашена в бурый цвет?
Варианты ответа:
1. При хранении разлагается с образованием окрашенных продуктов.
2. Цвет появляется в результате обугливания попавших в кислоту частиц органического происхождения.
3. Цвет обусловлен гидратацией ионов водорода.
4. Цвет обусловлен гидратацией сульфат-ионов.
Конкурс № 3. Поиграем в слова.
Предлагаем слово: сульфадиметоксин (химиотерапевтическое средство, применяемое при пневмонии и других заболеваниях). Учащимся необходимо составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией. Спустя 2 мин. учащиеся поднимают таблички с числом, показывая, сколько слов они составили. Один балл получает тот, кто составит 6 и более слов.