Игра № 2: «Портретная галерея».
План-конспект урока
Организационный момент:
Вступительное слово учителя:
Учитель знакомит учащихся с темой, девизом, целью и задачами урока-игры, представляет гостей, даёт краткую характеристику основным этапам урока. В своем вступительном слове использует отрывок из стихотворения «Химия в поэзии» французского поэта Армана Сюлли-Прюдома, лауреата Нобелевской премии по литературе в 1901 году:
Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Он многое из них уже установил,
Следя за их игрой, участник их раздоров.
И скоро он велит, властитель этих споров,
Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный ученый,
Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,
Как в день творения, исток всех прочих дней.
Веди же и меня в загадочное царство!
Я верю: только в нем отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей...
Игра № 1: «Звездный час».
Учащимся задаются вопросы по истории развития химии. Ответы оцениваются разноцветными жетонами:
ü отличный ответ – красная звезда (5 аурумчиков);
ü хороший ответ – синий прямоугольник (4 аурумчика);
ü неполный ответ – зеленый треугольник (3 аурумчика);
ü частичный или дополнительный ответ – желтый кружок (2 аурумчика). Необходимо набрать как можно больше звезд.
Вопросы:
1. Что в переводе на русский язык означают понятия:
а) «география»;
б) «биология»;
в) «фитология»;
г) «зоология»;
д) «ботаника»;
е) «химия»?
2. Каковы версии возникновения слова «химия»?
3. Сколько этапов развития химии Вы знаете?
4. Каковы хронологические рамки алхимического периода?
5. Перечислите основные задачи алхимии.
6. Что такое: а) «философский камень»; б) «эликсир молодости»?
7. Какие небесные тела приписывали алхимики: а) серебру; б) золоту;
в) железу; г) меди?
8. Что сделал Никола Лемери?
9. Чем знаменит Парацельс?
10. Кто ввел понятия, и что они в переводе означают: а) атом;
б) молекула; в) химический элемент?
11. Когда и с какого события начался научно-экспериментальный этап развития химии?
12. Почему М.В. Ломоносова называют ученым-энциклопедистом?
13. Назовите трех английских химиков и их открытия.
14. Назовите трех французских химиков и их открытия.
15. Какое знаменитое событие в химии произошло в 1860 году?
16. Какие великие открытия сделал Д. И. Менделеев?
17. Кто и когда открыл: а) протон; б) электрон; в) нейтрон?
18. Назовите минимум три крупных события в химии, которые произошли в ХVIII веке.
19. Назовите минимум три крупных события в химии, которые произошли в ХIХ веке.
20. Назовите минимум три крупных события в химии, которые произошли в ХХ веке.
21. Как была основана Нобелевская премия? Как и за что она вручается?
22. Сколько Нобелевских премий по химии было вручено с 1901 по 2010 годы? Назовите страны, имеющие наибольшее число лауреатов этой премии. Перечислите дважды лауреатов Нобелевской премии.
Игра № 2: «Портретная галерея».
Учащимся предлагается «пройти» по портретной галерее и ответить на вопрос: «Кто из великих химиков изображен на данном портрете? (или *Какое великое открытие в химии сделал …?»). Время на прохождение галереи 4 минуты. В галерее представлено 12 портретов:
1. Демокрит
2. Т. Парацельс
3. Р. Бойль
4. М.В. Ломоносов
5. Г. Кавендиш
6. К.В. Шееле
7. А.Л. Лавуазье
8. Й.Я. Берцелиус
9. Д.И. Менделеев
10. С.А. Аррениус
11. А.Б. Нобель
12. Н.Н. Семёнов
Количество правильных ответов соответствует количеству полученных жетонов, которые суммируются с уже полученными жетонами в первой игре.
Игра № 3: «Даты – капли истории».
Класс делится на пять-шесть групп и учащимся предлагается сыграть в химическую игру «Даты – капли истории». С помощью карточек, на которых изображены даты важнейших открытий в химии, учащимся предлагается на обратной стороне карточки ответить на вопрос: «Какое событие в химии произошло в этом году»? Время на работу в группе 5 минут, на защиту своей работы – 2 минуты.
Задания для групп:
Группа № 1: IV в. до н.э.; 1777; 1811; 1913.
Группа № 2: 400 (нач. V в.); 1769-71; 1869; 1897.
Группа № 3: 1624; 1766; 1808; 1920.
Группа № 4: 1661; 1784; 1887; 1931.
Группа № 5: 1675; 1814; 1901; 1932-33.
Группа № 6: 1748-56; 1860; 1911; 1953.
Ответы учащихся оцениваются разноцветными жетонами, которые суммируются с уже полученными ранее жетонами.
Химия – везде и повсюду
Тебя мы находим – химия
В тряпках и каше,
Конечно в природе – химия
Жизнь без тебя,
Что костер без огня,
Химия, химия, химия!
Приложение № 1
Ag | ||
Sn | NH4Cl | S |
CuSO4 |
Cu | ||
Fe | ||
KNO3 | Pb |
H2O | ω | |
Hg | Au | |
C |
План-конспект урока
Организационный момент:
Вступительное слово учителя:
Учитель знакомит учащихся с темой, девизом, целью и задачами урока-игры, представляет гостей, даёт краткую характеристику основным этапам урока. В своем вступительном слове использует отрывок из стихотворения «Химия в поэзии» французского поэта Армана Сюлли-Прюдома, лауреата Нобелевской премии по литературе в 1901 году:
Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Он многое из них уже установил,
Следя за их игрой, участник их раздоров.
И скоро он велит, властитель этих споров,
Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный ученый,
Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,
Как в день творения, исток всех прочих дней.
Веди же и меня в загадочное царство!
Я верю: только в нем отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей...
Игра № 1: «Звездный час».
Учащимся задаются вопросы по истории развития химии. Ответы оцениваются разноцветными жетонами:
ü отличный ответ – красная звезда (5 аурумчиков);
ü хороший ответ – синий прямоугольник (4 аурумчика);
ü неполный ответ – зеленый треугольник (3 аурумчика);
ü частичный или дополнительный ответ – желтый кружок (2 аурумчика). Необходимо набрать как можно больше звезд.
Вопросы:
1. Что в переводе на русский язык означают понятия:
а) «география»;
б) «биология»;
в) «фитология»;
г) «зоология»;
д) «ботаника»;
е) «химия»?
2. Каковы версии возникновения слова «химия»?
3. Сколько этапов развития химии Вы знаете?
4. Каковы хронологические рамки алхимического периода?
5. Перечислите основные задачи алхимии.
6. Что такое: а) «философский камень»; б) «эликсир молодости»?
7. Какие небесные тела приписывали алхимики: а) серебру; б) золоту;
в) железу; г) меди?
8. Что сделал Никола Лемери?
9. Чем знаменит Парацельс?
10. Кто ввел понятия, и что они в переводе означают: а) атом;
б) молекула; в) химический элемент?
11. Когда и с какого события начался научно-экспериментальный этап развития химии?
12. Почему М.В. Ломоносова называют ученым-энциклопедистом?
13. Назовите трех английских химиков и их открытия.
14. Назовите трех французских химиков и их открытия.
15. Какое знаменитое событие в химии произошло в 1860 году?
16. Какие великие открытия сделал Д. И. Менделеев?
17. Кто и когда открыл: а) протон; б) электрон; в) нейтрон?
18. Назовите минимум три крупных события в химии, которые произошли в ХVIII веке.
19. Назовите минимум три крупных события в химии, которые произошли в ХIХ веке.
20. Назовите минимум три крупных события в химии, которые произошли в ХХ веке.
21. Как была основана Нобелевская премия? Как и за что она вручается?
22. Сколько Нобелевских премий по химии было вручено с 1901 по 2010 годы? Назовите страны, имеющие наибольшее число лауреатов этой премии. Перечислите дважды лауреатов Нобелевской премии.
Игра № 2: «Портретная галерея».
Учащимся предлагается «пройти» по портретной галерее и ответить на вопрос: «Кто из великих химиков изображен на данном портрете? (или *Какое великое открытие в химии сделал …?»). Время на прохождение галереи 4 минуты. В галерее представлено 12 портретов:
1. Демокрит
2. Т. Парацельс
3. Р. Бойль
4. М.В. Ломоносов
5. Г. Кавендиш
6. К.В. Шееле
7. А.Л. Лавуазье
8. Й.Я. Берцелиус
9. Д.И. Менделеев
10. С.А. Аррениус
11. А.Б. Нобель
12. Н.Н. Семёнов
Количество правильных ответов соответствует количеству полученных жетонов, которые суммируются с уже полученными жетонами в первой игре.