Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами

Цель работы – научиться составлять уравнения реакций, отражающих генетическую связь веществ; научиться решать задачи на основе этих уравнений.

Пояснения к работе:

Генетическая связь между углеводородами

Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами - student2.ru

Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами

Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами - student2.ru

Пояснения к решению задач по химическим уравнениям

1. Определение массы, объема или количества одного вещества по известной величине массы, объема или количества другого вещества.

Задача 1 Определить количество вещества кислорода, необходимое для полного окисления 6 моль диоксида серы (SO2) в триоксид серы(SO3).

Рассуждаем: По условию дано количество диоксида серы (v(SO2) = 6 моль). Запишем уравнение указанной в условии реакции:

2SO2 + О2 = 2SO3

По уравнению мы видим, что в реакции участвуют 2 моль SO2 и 1моль О2.

То есть для взаимодействия с 2моль SO2 необходимо 1моль О2., а по условию для взаимодействия с 6 моль SO2 необходимо неизвестное количество вещества О2. запишем наши рассуждения в форме пропорции:

по условию: 6 моль SO2 – х моль О2

по уравнению: 2 моль SO2 – 1 моль О2

Или:

2/6 = x/1;

Далее определяем х по пропорции.

x = (6∙1)/2 = 3моль

Задача 2 Определить объем кислорода, необходимый для полного окисления 6 моль диоксида серы (SO2) в триоксид серы(SO3).

Рассуждаем так же, как в задаче 1. Отличие в том, что определить нужно объем вещества. Чтобы перейти к количеству вещества, воспользуемся ۟расчетной формулой Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами - student2.ru , где VM = 22,4л/моль

Задача 3. Определить массу кислорода, необходимую для полного окисления 6 моль диоксида серы (SO2) в триоксид серы (SO3).

Рассуждаем так же, как в задаче 1. Отличие в том, что определить нужно массу вещества. Чтобы перейти к количеству вещества, воспользуемся расчетной формулой: Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами - student2.ru , где М – молярная масса вещества, величину которой определяем при помощи периодической системы.

Вариант 1

1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Карбид алюминия→метан→хлорметан→этан→этен→этин→этаналь

2. Задача определить объем хлора, необходимый для получения 11,2л хлорметана.

Вариант 2

1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Оксид кальция→карбид кальция→ацетилен→этилен→полиэтилен

↓ ↓

Бензол этанол

2. Задача. Какая масса 92% этилового спирта необходима для получения 1,12л этилена?

Вариант 3

1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Этанол→этилен→ацетилен→бензол→хлорбензол→фенол

Хлорэтан

2. Задача. Определить массу бензола, которую можно получить из 56л ацетилена, если доля выхода продукта составляет 60% от теоретически возможного?

Вариант 4

1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

метан→хлорметан→этан→этилен→этанол→этаналь

Ацетилен

2. Задача. Какую массу этилового спирта можно получить гидратацией 112л этилена, если доля выхода продукта составляет 80% от теоретически возможного?

Вариант 5

1. Составить уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Метан→ацетилен→бензол→хлорбензол→фенол(C6H5OH)

Диоксид углерода.

2. Задача. При действии избытка воды на 32 грамма технического карбида кальция образовалось 8,96 литра ацетилена (н.у.). Определить массовую долю примесей в техническом карбиде кальция.

Вариант 6

1. Составить уравнение реакций с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Карбид алюминия→метан→хлорметан→этан→этилен→ацетилен→этаналь

2. Задача. Определить объем хлора, необходимый для получения 33,6л хлорметана.

Вариант 7

1. Составить уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Этиловый спирт→этилен→ацетилен→этилен→этанол

хлорэтан→этанол.

2. Задача. Какую массу этилового спирта можно получить гидратацией 112 литров этилена, если доля выхода продукта реакция составляет 80% от теоретически возможного.

Вариант 8

1. Составить уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Оксид кальция→карбид кальция→ацетилен→этилен→этанол

↓ ↓

Бензол этановая кислота

2. Задача. При действии избытка воды на 40г карбида кальция образовалось 8,96 литра ацетилена (н.у.). Определить объемную долю выхода продукта по сравнению с теоретически возможным.

Вариант 9

1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Карбид алюминия→метан→хлорметан→этан→этен→этин

Этаналь

2. Задача определить объем хлора, необходимый для получения 11,2л хлорметана

Вариант 10

1. Составить уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Этиловый спирт→этилен→ацетилен→бензол→циклогексан

этаналь→этановая кислота.

2. Задача. Определить массу воды, необходимую для взаимодействия с 10 литрами этилена (н.у.), содержащего 20% примесей.

Вариант 11

1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

метан→хлорметан→этан→этилен→этанол→этаналь

Ацетилен

2. Задача. Какую массу этаналя можно получить гидратацией 11,2л ацетилена, если доля выхода продукта составляет 80% от теоретически возможного?

Вариант 12

1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Оксид кальция→карбид кальция→ацетилен→этилен→полиэтилен

↓ ↓

Бензол этанол

2. Задача. Какую массу этилового спирта можно получить гидратацией 112 литров этилена, если доля выхода продукта реакция составляет 80% от теоретически возможного.

Вариант 13

1. Составить уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Метан→ацетилен→бензол→хлорбензол→фенол

Диоксид углерода.

2. Задача. При действии избытка воды на 50г карбида кальция образовалось 9л ацетилена (н.у.). Определить долю выхода ацетилена в % от теоретически возможного.

Вариант 14

1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Карбид алюминия→метан→хлорметан→этан→этен→этин→этаналь

2. Задача определить объем хлора, необходимый для получения 11,2л хлорметана

Вариант 15

1. Составить уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

Этиловый спирт→этилен→ацетилен→этаналь→этановая кислота

хлорэтан→этанол.

2. Задача. Определить массу уксусной кислоты, которую можно получить окислением 92г этилового спирта, если доля выхода продукта составляет 75% от теоретически возможного

Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими веществами

Отчет по практическаой работе 3.

Студент_________________________________________________________

Группа_____

Цельработы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Составить уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Указать условия протекания и тип реакций.

1)

2)

3)

4)

5)

2. Задача

Урок 15

Наши рекомендации