Определение молекулярной массы нефти и нефтепродуктов.
Молекулярная масса является одной из основных физико-химических характеристик нефтей и нефтепродуктов, величина которой показывает, во сколько раз молекулы данного вещества больше ½ части массы атома изотопа углерода 12С .
Между молекулярной массой и температурой кипения нефтяных фракций существует определенная зависимость; чем больше молекулярная масса нефтяной фракции, тем выше ее температура кипения. Учитывая эту зависимость, Б.М. Воинов [1,2] предложил следующую общую формулу для определения молекулярной массы M нефтяной фракции:
(16)
где t – средне-молекулярная температура кипения фракции, oC; a, b и c – коэффициенты.
В частности, для парафиновых углеводородов формула В.М. Воинова имеет вид
или (17)
Данная формула применима и для узких бензиновых фракций.
Пример 1. Средняя температура кипения фракции 120 °С. Ее молекулярная масса равна
Формулу Б.М. Воинова уточнил А.С. Эйгенсон, введя характеризующий фактор K.
С введением характеризующего фактора формула (19) принимает вид
(18)
Формулой (18) можно пользоваться для определения молекулярной массы фракций, выкипающих до 350 °С (точность ±2 ÷ 3%).
Молекулярную массу тяжелых фракций можно определить по программе Приложения 6 в зависимости от вязкости при 50 и 100 °С.
Пример 2. Определить молекулярную массу нефтепродукта с пределами выкипания 82 – 110 °С, плотностью Содержание узких фракций в этом продукте следующее (в мол.долях): (Hb – 90 °C) – 0,21; (90 – 95 °C) – 0,10; (95 – 100 °C) – 0,35; (100 – 105 °C) – 0,11.
Решение. Определяем среднюю температуру кипения каждой узкой фракции в °С
Подставляя полученные данные в формулу (3), получаем
Определяем значение по формуле (9)
Определяем характеристический фактор K по формуле (6)
Молекулярную массу фракции определяем по формуле (18)
Молекулярная масса является свойством аддитивным.
Среднюю молекулярную массу смеси можно определить, зная мольную долю и молекулярную массу каждого компонента смеси:
(21)
где – содержание компонентов в смеси, мол.доли; – молекулярная масса компонента смеси.
Молекулярную массу смеси нескольких нефтяных фракций можно определить по формуле
(22)
или
(23)
где m1, m2, … mn – масса компонентов смеси, кг; М1, М2, …, Мn – молекулярная масса компонентов смеси; - % масс.компонента.
Молекулярную массу нефтепродукта можно определить также по формуле Крэга
(24)
Пример 3. Определить среднюю молекулярную массу смеси бензола с изооктаном, если мольная доля бензола составляет 0,51, изооктана 0,49.
Решение. Молекулярная масса бензола 78, изооктана 114. Подставляя эти значения в формулу (21), получаем
Пример 4. Смесь состоит из 1500 кг бензола и 2500 кг н-октана. Определить среднюю молекулярную массу смеси.
Решение. Используя формулу (22)
6.4 Задачи для самостоятельного решения
6. Определить молекулярную массу нефтяных фракций, средняя температура кипения которых 110, 130 и 150 °С.
7. Смесь состоит из двух компонентов. Масса каждого компонента 1500 кг; молекулярная масса M1=100, М2=156. Определить среднюю молекулярную массу смеси.
8. Смесь состоит из 60 кг н-пентана, 40 кг н-гексана и 20 кг н-гептана. Определить среднюю молекулярную массу смеси.
9. Определить среднюю молекулярную массу широкой фракции, состоящей из 20% бензина с М=110, 40% лигроина с М=150, 20% керосина с М=20 и 20% газойля с М=250.
10. Определить среднюю молекулярную массу нефтепродукта, имеющего среднюю температуру кипения 100 °С и характеристический фактор К=11,80.
7. Рекомендуемые образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях.
Таблица 1.
Семестр | Вид занятия (Л, ПЗ, ЛЗ) | Используемые интерактивные образовательныетехнологии | Количество часов/ЗЕ |
Л | Совместное решение проблем | 17/0,47 | |
ПЗ | Работа в группах | 17/0,47 | |
ЛЗ | Работа в группах | 10/0,28 | |
ИТОГО: час/ЗЕ | 44/1,22 |
Интерактивные методы обучения, кейс-технологии, метод-проектов, портфолио, дискуссия, тренинг, игра. Проводятся лекции и практические занятия с использованием компьютеров и лабораторных установок. Большая часть материала изучается самостоятельно. Семинары в диалоговом режиме, к работе которых привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющиеся основой корректировки индивидуальных учебных планов бакалавров, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, результаты работы студенческих исследовательских групп, встречи с представителями российскими и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов.
Проводятся лекции и лабораторные занятия с использованием установок, лабораторных стендов, моделирующих процессов освоения природных битумов и сверхтяжелых нефтей, программ компьютерного моделирования. Большая часть материала изучается самостоятельно.
Коллоквиум, письменная работа, тестирование, презентация, опрос, семинары в диалоговом режиме,
Электронный образовательный ресурс, монографии, научные статьи, учебные пособия, методические указания.
· Изучение теоретического лекционного материала;
· Проработка и усвоение теоретического материала (основная и дополнительная литература);
· Работа с рекомендуемыми методическими материалами (методическими указаниями, учебными пособиями, раздаточными материалами);
· Выполнение заданий по пройденной теме
8. Программа самостоятельной работы студента
Учебная программа предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Она включает подготовку к семинарским занятиям по темам учебной программы с использованием как основной, так и дополнительной рекомендованной литературы, работ ведущих специалистов нефтегазовой отрасли, публикаций нефтяной периодической печати, решения тестовых задач.
Занятия СРС должны выполняться до лекций. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться. Результатами самостоятельной могут быть: рефераты по заданным темам, решенные практические ситуации, самостоятельные схемы. Самостоятельная работа студентов учитывается при выведении итоговой работы.
8.1 Структура самостоятельной работы
Код формируемой компетенции | Тема | Вид | Форма отчетн ости | Объем учебной работы (часов) | Учебно- методические материалы |
ПК-19, ПК-20 | Происхождение нефти и газа | Подготовка кконтр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Углеводороды нефти и газа.Алканы. Циклоалканы | Подготовка к пр №1, контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Арены нефти. Непредельные соединения | Подготовка к пр.раб. №2 контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Гетероатомные соединения | Подготовка к контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Нефтяные дисперсные системы | Подготовка к контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Общие свойства и классификация нефтей | Подготовка к контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Свойства нефти и нефтепродуктов | Подготовка к контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Исследование состава нефти и нефтепродуктов | Подготовка к контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Методы разделения компонентов нефти и газа | Подготовка к контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Термические превращения углеводородов | Подготовка к лаб. №1, контр. раб., зачету | дом. к.р | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
ПК-19, ПК-20 | Нефтепродукты | Подготовка к контр. раб., зачету | дом. к.р. | Пособие для выполнения контр. работы, конспекты, учебники | |
Итого: |
8.2 Порядок выполнения самостоятельной работы
Самостоятельная работа задается преподавателем с указание раздела и изученной темы. Формулируются вопросы, подлежащие изучению. Приводятся рекомендации по выполнению задания, включая рекомендации по работе с учебником, конспектами лекций.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю, предварительно составить вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале занятия обучающийся под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы обучающихся. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.
Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у обучающегося, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения, прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у обучающихся навыков самостоятельного, глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отп5ечатонного через 1,5 интервала (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении обучающийся кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решать в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) обучающийся включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
8.3 График самостоятельной работы
Семестр
недели форма отчетности | ||||||||||||||||||
Письмен ная | - | - | - | - | - | - | - | В К * | - | - | - | - | - | - | - | - | Р К * | - |
*ВК- входной контроль, *РК- рубежный контроль
*КОЗ - контроль остаточных знаний проводится после окончания изучения дисциплины через1-2 семестра, согласно утвержденного графика
Учебная карта
самостоятельной работ студента___________________________________
__3__курса ____________гр. _________заочной формы обучения
Учебная дисциплина химия нефти и газа
Преподаватель___________________________________________________
Модуль | Вид самостоятельной работы | Плановые сроки выполнения | Форма отчетности | Фактические сроки выполнения | Сумма баллов |
Подготовка к кр | 4 неделя – 7 семестр | Кр | |||
Подготовка к контролю остаточных знаний (тест) | 5 неделя – 7 семестр | тест | |||
Итого: |
Подпись преподавателя:
Подпись студента: дата
Сумма баллов по СРС, включаемая в итоговую оценку по дисциплине:
Подпись преподавателя: дата