Место и роль мотострелковых подразделений в бороне. средства усиления и боевые возможности. боевая задача и боевой порядок (построение, элементы)
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени Л.Н.ГУМИЛЕВА
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
Экземпляров _____
Экземпляр № ____
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов , обучающихся по
Специальности «Воспитательная и социально-правовая работа»
(ВУС-800100) Программа 2011 г.
ЛЕКЦИЯ
Тема 11. Занятие 1. Основы ведения обороны мотострелковыми подразделениями
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии
Протокол № ____ от «___» ____________ 200__ г.
Уточнена : «___»____________ 200__ г.
«___»____________ 200__ г.
«___»____________ 200__ г.
«___»____________ 200__ г.
По книге учета методических документов цикла № ___
Г. АСТАНА
Утверждаю
Начальник цикла «ВиСПР»
Подполковник Б. Каиров
«___» _________ 20__ г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов , обучающихся по
Специальности «Воспитательная и социально-правовая работа»
(ВУС-800100) Программа 2011г.
ЛЕКЦИЯ
Тема № 11. Занятие 1. Основы ведения обороны мотострелковыми
Подразделениями.
Учебные и воспитательные цели:
1. Довести основы обороны мотострелковых подразделений.
2. Ознакомить с порядком и содержанием работы командира МСВ по
организации обороны и управлением взводом при ведении
оборонительного боя.
3. Формировать профессиональные знания и умения, командирские
качества офицера.
Учебные вопросы:
1. Место и роль мотострелковых подразделений в обороне. Средства
усиления и боевые возможности. Боевая задача и боевой порядок
(построение, элементы).
2. Опорный пункт и его элементы. Система огня, инженерное оборудование
опорного пункта.
3. Порядок и содержание командира по организации обороны. Боевое
обеспечение.
4. Последовательность и способы выполнения боевой задачи в обороне.
Метод: Лекция
Время:2 часа
Место: Тактический класс
Учебные пособия и литература:
1. ПБП СВ ВС РК Часть 3 стр. 249-251, 251-256, 264-288 , 297-304, 388-391.
Приложение стр. 423, 431, 443.
2. ПБП СВ ВС РК ч.2 стр. 383-412.
3. Учебник «Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового
взвода». Астана 2002 г. стр. 157-203
4. Учебное пособие по тактической подготовке. Алматы 2005 г.
Жаксигельдинов М.Т.стр. 108-126
5. Текст лекции по теме № 11/1 Военной кафедры ЕНУ. Им. Л.Н.Гумилева.
6. Электронная библиотека ВК им Л.Н.Гумилева (318 класс).
Материальное обеспечение:
1. Одно из технических средств обучения:
- Интерактивная классная доска;
- ЭВМ с цифровым проектором и экраном;
2. Стенды, плакаты, схемы.
3. Раздаточный материал со схемами и рисунками
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Учебные вопросы | Время (минут) | Действия руководителя и обучаемых, Содержание учебных вопросов |
1. | Вводная часть. | - принять доклад командира взвода; - проверить, наличие студентов, их внешний вид и материальное обеспечение к занятию; - провести опрос по пройденной теме; - объявить тему, цели, учебные вопросы занятия и приступить к их отработке. | |
2. | Основная часть 1 Место и роль мотострелковых подразделений в бороне. Средства усиления и боевые возможности. Боевая задача и боевой порядок (построение, элементы). 2. Опорный пункт и его элементы. Система огня, инженерное оборудование опорного пункта. 3. Порядок и содержание командира по организации обороны. Боевое обеспечение. 4. Последовательность и способы выполнения боевой задачи. | Действия руководителя: - изложить учебный вопрос методами рассказа и объяснения с демонстрацией схем и таблиц; - дать под запись основные положения вопроса лекции; - дать на каждое отделение взвода раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц); - методом фронтального опроса уточнить степень усвоения учебного вопроса студентами; Действия обучаемых: - слушают преподавателя, задают вопросы; - записывают основные понятия и определения в свои рабочие тетради. - командиры отделений получают раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц) для его размножения на каждого студента; - отвечают на поставленные вопросы Все учебные вопросы лекции отрабатывается аналогично первому | |
3 3. | Заключительная часть | - напомнить тему, цели, учебные вопросы лекции; - ответить на возникшие вопросы - подвести итоги занятия - дать задание для самостоятельной работы. |
1.
МЕСТО И РОЛЬ МОТОСТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В БОРОНЕ. СРЕДСТВА УСИЛЕНИЯ И БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. БОЕВАЯ ЗАДАЧА И БОЕВОЙ ПОРЯДОК (ПОСТРОЕНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ).
Военное искусство не представляет себе войну как сплошное победоносное наступление. Это исходит из того, что войн, которые бы начинались и оканчивались сплошным победоносным наступлением, не было во всемирной истории, или они бывали, как исключения».
Учитывая это положение, военная мысль значительное внимание уделяет теории и практике обороны.
Оборона — вид боя. Она может осуществляться вынужденно или преднамеренно, когда наступление невозможно или нецелесообразно.
Сущность обороны проявляется, прежде всего, в ее целях и путях их достижения.
Цель обороны заключается в том, чтобысорвать или отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему значительные потери, удержать важные районы (рубежи, объекты) местности и тем самым создать благоприятные условия для перехода в решительное наступление.
При ведении боевых действий с применением ядерного оружия и других современных средств поражения решающие удары по наступающему противнику будут наноситься этим оружием. Обороняющиеся могут наносить упреждающие удары ракетами и авиацией по наиболее важным объектам противника в период подготовки его к наступлению в районах сосредоточения, при выдвижении и развертывании его для атаки с ходу. Возможность достижения цели, кроме того, обусловливается и тем, что обороняющиеся подразделения имеют ряд преимуществ перед наступающим противником.
Обороняющиеся будут занимать выгодные для обороны рубежи, использовать защитные свойства местности и ее инженерное оборудование, что обеспечит им ряд огневых и тактических преимуществ, возможность более широко применять на направлениях наступления противника заграждения, особенно минно-взрывные. Заграждения позволяют задержать наступающие войска противника во время их выдвижения, развертывания и атаки и повысить эффективность применения по ним ядерного оружия и обычных средств поражения.
Обороняющиеся войска должны строить оборону на удержании основных (ключевых) районов и позиций, перехватывающих вероятные направления наступления противника и обеспечивающих условия для нанесения по нему эффективных ядерных и огневых ударов и проведения контратак из глубины. Борьба за эти районы (рубежи) будет носить активный характер и потребует от личного состава упорства, стойкости, проведения широкого маневра огнем, силами и средствами.
Возможности мотострелковых войск в настоящее время значительно возросли. Мотострелковые войска, располагая ядерным оружием, большим количеством танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), орудий и минометов различных калибров, противотанковых и других средств, а также средствами механизации инженерных работ, способны на любой местности быстро создавать устойчивую и активную оборону, широко маневрировать силами и средствами и проводить контратаки.
Применение ядерного оружия, как и современных средств поражения, в обороне позволяет не только отразить наступление превосходящих сил противника, но и сорвать его замыслы, уничтожая изготовившиеся для наступления войска на подступах к обороне до начала их активных боевых действий.
Характерными чертами современного оборонительного боя являются: - решительность;
- высокие темпы маневра силами и средствами;
- внезапность в действиях;
- наличие завалов, районов разрушений, пожаров и затоплений,
зон заражения радиоактивными и отравляющими веществами;
- неравномерность развертывания боя по фронту и в глубину,
- ведение оборонительного боя по направлениям наступления
противника, в глубине обороны и в районах высадки (выброски) воздушных десантов и аэромобильных войск;
- тактическая самостоятельность подразделений;
- быстрые и резкие изменения обстановки;
- высокая динамичность, напряженность и скоротечность;
- постоянное стремление к захвату и удержание инициативы;
- возрастание значения морально-психологического фактора.
Требования, предъявляемые к обороне.Наличие оружия массового поражения, высокоточного оружия, значительное количество артиллерии, танков, боевых самолетов и вертолетов, средств дистанционного минирования и применение их противником на поле боя в широких масштабах определяют характерные черты современной обороны и основные требования к ней.
Под требованиями, предъявляемыми к обороне, понимаются те основные качества, которыми она должна обладать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели.
История развития обороны показывает, что постоянными и основными требованиями, предъявляемыми к обороне, являются устойчивость и активность, т.е. способность подразделений противостоять ударам всех видов оружия, атаке превосходящих групп танков и пехоты противника, поддерживаемых мощным огнем артиллерии, ударами авиации, активными действиями его воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп.
Устойчивость и активность обороняющихся подразделений достигается:
- непрерывной разведкой противника;
- умелым использованием выгодных условий местности, ее инженерным оборудованием и устройством заграждений;
- тщательной маскировкой опорного пункта (огневой позиции);
- искусно организованной обороной и системой огня;
- выдержкой, стойкостью и упорством подразделений при отражении атак противника, их высоким моральным духом и применением неожиданных для противника способов действий;
- своевременным маневром подразделениями, огневыми средствами и
огнем, незамедлительным уничтожением противника, вклинившегося в оборону;
- упорным и длительном удержании опорных пунктов (позиций)
выполнением мероприятий по защите от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника;
- всесторонним обеспечением и подготовкой личного состава к
длительному ведению обороны, в том числе и в условиях полного окружения.
Оборона должна быть устойчивой в противоядерном отношении. Это означает в первую очередь ее способность выявлять и уничтожать средства ядерного нападения противника еще до того, как он их применит, а также сохранять от поражения ядерными ударами противника максимальное количество сил и средств.
Уменьшение потерь обороняющихся от ядерного оружия и других средств массового поражения достигается:
- рассредоточением подразделений и
- периодической сменой районов их расположения,
- инженерным оборудованием занимаемых позиций,
- использованием бронированных машин, защитных и маскирующих свойств местности,
- предупреждением подразделений о непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения,
- своевременной ликвидацией последствий применения противником оружия массового поражения.
За последние годы широкое развитие получили бронетанковые войска. В армиях вероятного противника большое внимание уделяется совершенствованию танков, созданию боевых машин пехоты и бронетранспортеров, которые будут применяться на поле боя в массовом количестве. Поэтому оборона должна быть способной отразить массированные удары танков и других бронированных машин наступающего противника, т. е. должна быть противотанковой.
Дальнейшее усовершенствование самолетов, насыщение сухопутных войск вертолетами позволяют противнику наносить удары обычным и ядерным оружием по важным, особенно подвижным и малоразмерным объектам. Наличие аэромобильных войск и боевых вертолетов позволяет противнику решать широкий круг задач: поддержку действий своих войск путем уничтожения различных целей на поле боя; высадку воздушных десантов и поддержку их действий; ведение воздушной разведки и прикрытие своих войск от ударов противника. Вертолеты рассматриваются как одно из эффективных средств решения на поле боя таких задач, как борьба с бронированной техникой, переброска личного состава и различных грузов, высадка десантов, ведение воздушной разведки, наблюдение за полем боя и корректирование огня, эвакуация раненых и др. Все это резко повышает требования к обороне в противовоздушном и противодесантном отношении.