Операционно-регулирующий блок

Это непосредственнаяорганизация процесса творческой деятельности школьников. На этом этапе создаются определенные условия, которые будут способствовать развитию и реализации творческих способностей личности.

Традиционно выделяют такую систему успеха деятельности: цель – вера – план – действие – результат.

Необходимым условием являются четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее. Основными требованиями к выделению цели выступают:

· представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия

· словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном обучающимся языке.

Детское творчество начинается с осмысления замысла. В этот момент надо особенно учитывать возрастные особенности ребенка: чем младше ребенок, тем больше роль взрослого (вожатого) в формулировке этого замысла. Тем не менее, он не должен представлять собой конкретное задание, необходимо оставить место для творчества. Для детей среднего и старшего школьного возраста замысел может быть более неопределенным, можно дать им возможность самостоятельно продумать особенности этого замысла.

Для реализации любого замысла необходим «период накопления информации». Он может включать в себя:

· Накопление творческих навыков

Для реализации этой задачи совместно с органами дополнительного образования детей необходимо организовать систему мастер-классов, на которых дети получат первоначальные творческие навыки, которые лягут в основу их будущей творческой деятельности.

· Знакомство с позитивным образцом творческого поведения

Для этого необходимо организовывать встречи детей с творческими личностями (писателями, художниками, актерами, изобретателями, учеными и т.д.). Подобный положительный образец, как правило, вызывает желание ребенка подражать ему, что будет эффективно стимулировать творческую активность.

Только после такого своеобразного подготовительного периода можно приступать к реализации творческих замыслов. Важно ориентировать ребенка не на достижение результата, а на сам процесс, который должен быть необычным, оригинальным, нестандартным. Это одно их важных условий детского творчества, в результате которого происходит самовыражение детской личности. В этот период можно организовывать различные конкурсы, проектную деятельность т.п.

Результаты творческой деятельности ребенка не должны остаться без внимания. Они должны быть проанализированы под руководством вожатого в коллективе сверстников (дети младших и средних классов) или самостоятельно (старшеклассники). Это будет способствовать развитию навыков самоанализа. Школьники любого возраста должны четко понимать критерии, на основании которых были выбраны победители, осознавать положительные и отрицательные стороны результата своей творческой деятельности. Особое внимание следует уделить поощрению (положительному подкреплению) не только победителей, но и всех участников, что будет стимулировать дальнейшее участие детей в подобных мероприятиях.

Обучающиеся могут демонстрировать результаты своего творчества, принимая участие в различных мероприятиях годовой сетки дней единых действий. В первую очередь это относится к демонстрации социального и художественного детского творчества. Возможность получения социального одобрения повышает ценность подобного опыта для ребенка.

На этом этапе вожатый применяет такой вид деятельности как информационное обеспечение, выполняющее функции информирования обучающихся о возможностях, которые представляет РДШ в развитии и творческой самореализации, возможных мастер-классах, конкурсах, спектаклях, конференциях и т.д., и отражения различных этапов творческого процесса в социальных сетях, на стендах в школе и т.д.

Другой вид деятельности вожатого, направленный на организацию творческого процесса, – это взаимодействие с различными образовательными организациями, психологической службой, педагогическим составом школы, родителями, решающее задачу координации воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса.

В системе образования накоплен колоссальный опыт применения различных развивающих программ, технологий, которыми владеют специалисты (обучение танцам, пению, разработке компьютерных программ, авиамоделированию и т.д. и т.п.), направленные на разные виды творчества, раскрывающие творческий потенциал личности. Задача вожатого – организовать их взаимодействие с РДШ, выполняя направляющую, стимулирующую и контролирующую функцию.

Особое внимание в работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Взаимодействие вожатого с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания личности ребенка в целом.

Еще один вид деятельности вожатого по организации творческого процесса – формирование навыков самореализации и самоорганизации для решения творческих задач.

Он включает планирование и контроль:

· формирование у детей умения планировать деятельность по содержанию и во времени.

· контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль обучающихся, предполагает соотнесение выполняемых действий и их результатов с заданным образцом. Предоставление ребенку «зон компетентности» для самостоятельного оценивания своей деятельности, создание ярких наглядных конфликтов между оценкой взрослого (вожатого, родителя, педагога) и полученным ребенком результатом способствуют развитию ориентации на образец как эталон для контроля и оценки.

В этом направлении деятельности можно позволить обучающимся изменить свой социальный статус: из обучаемого превратиться в мастера, наставника, обучающего. С этой целью актуальным будет создание разновозрастных групп творческого самовыражения школьников, где старшие дети будут обучать, поддерживать и стимулировать к развитию на своем примере ребят младшего возраста. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Такая форма работы не только позволит старшим обучающимся социально подкрепить притязание на признание, стимулируя свое творческое развитие, уверенность в своих возможностях, но и развивает самостоятельность, инициативность, свободу самовыражения, ответственность, что способствует развитию как творческого потенциала, так и личности в целом. А для более младших обучающихся – это позитивный образец творческого поведения, пример для подражания, стимул творческого развития и позитивные эмоции от совместного участия в проектах со старшими детьми.

В такой деятельности достаточно успешно корректируется позитивный образ «Я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатийного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях.

Детям от 10 лет можно предложить вести дневник личностного развития для самоанализа, рефлексии жизненного опыта. Это средство познания себя, работы над ошибками, построения карты своей жизни: анализа роста, торможения. Дневник личностного развития – это пространство, где ребенок может увидеть, как разворачивается процесс его личностного развития. Когда обучающийся научится анализировать свои поступки, поведение, мысли, он сможет управлять собой и своей жизнью.

Еще одним видом деятельности вожатого является проведение конкурсов, конференций, защиты проектов, праздников, дней единых действий и подведение их итогов (мониторинг результатов работы), выполняющие стимулирующую и контролирующую задачи реализации творческого потенциала обучающихся. При этом основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления.

В результате организации творческой деятельности обучающихся решается задача о предоставлении возможности детям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание.

Рефлексивный блок. Основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления.

Здесь выявляется соответствие результатов, полученных в процессе творческой деятельности, запланированным. Помимо этого, проводится анализ ошибок, затруднений, возникших в процессе решения задач и внесение корректив.

Наши рекомендации