Уровни творческой деятельности, примеры
В качестве основного признака отличия одного уровня (формы) творчества от другого можно использовать степень новизны полученного решения.
Первым трем уровням новизны соответствуют изобретения, остальным — усовершенствования и рационализаторская деятельность.
Изобретательские задачи разделяют условно на 5 уровней, а творческий процесс их решения на несколько стадий (выбор задачи, выбор поисковой концепции, сбор информации, поиск идеи решения, развитие идеи в конструкцию, внедрение), каждая из которых может быть пройдена на одном из пяти уровней (таблица 14.1).
Таблица 14.1 – Уровни технического творчества и его стадии
Уровни/количество | Стадии технического творчества | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
5 0,3 | Найдена новая проблема | Найден новый метод | Получены новые данные, относя-щиеся к проблеме | Найден новый принцип | Созданы новые конструк-тивные принципы | Изменена вся система, в которую вошла новая конструкция |
4 3,7 | Найдена новая задача | Найдена новая поисковая концепция | Получены новые данные, относя-щиеся к задаче | Найдено новое решение | Создана новая конструк-ция | Конструк- ция применена по-новому |
3 | Изменена исходная задача | Поисковая концепция изменена примени-тельно к условиям задачи | Собранная информа- ция изме-нена при-менительно к условиям задачи | Изменено известное решение | Изменена исходная конструк-ция | Внедрена новая конструкция |
2 4,5 | Выбрана одна из нескольких задач | Выбрана одна поис- ковая кон- цепция из нескольких | Собраны сведения из несколь- ких источников | Выбрано одно решение из нескольких | Выбрана одна из не- скольких конструк-ций | Внедрена модифика- ция готовой конструкции |
1 | Использо- вана гото- вая задача | Использо- вана го- товая поис- ковая концепция | Использо- ваны имеющиеся сведения | Использо- вано готовое решение | Использо- вана готовая кон- струкция | Внедрена готовая конструкция |
Выбор задачи | Выбор поисковой концепции | Сбор инфор-мации | Поиск идеи решения | Развитие идеи в конструк-цию | Внедрение |
Для первого уровня можно считать характерным использование готового объекта почти без выбора, второго — выбор одного объекта из нескольких, третьего — частичное изменение выбранного объекта, четвертого — создание нового объекта или полное изменение исходного и для пятого — создание нового комплекса объектов.
Приведем примеры решения задач различного уровня.
1-й уровень. Предложено защитный колпак к баллонам для сжатых и сжиженных газов, с целью экономии металла, выполнять из пластмассы и снабжать ребрами жесткости на внутренней поверхности (авт. св. № 157356). В решении использована готовая поисковая концепция.
2-й уровень. Для отделения ферромагнитных частиц с поверхности постоянного магнита предложено в качестве очищающего материала использовать материал с высокой вязкостью, например пластилин (авт. св. № 273302). Направление поисков в данной задаче очевидно — выбран один из нескольких вариантов.
3-й уровень.С целью уменьшения износа поверхности винтовой пары «винт - ка» устранено трение. Винт и гайку расположили с постоянным зазором, в их резьбе уложили обмотки, создающие электромагнитное поле, которое обеспечивает поступательное движение гайки относительно винта (авт. св. № 154459). Объект сильно изменен по сравнению с прототипом.
4-й уровень.Для контроля износа двигателя предложено добавлять в масло люминофоры и по изменению свечения масла (мелкие частицы металла гасят его) непрерывно контролировать концентрацию частиц металла (авт. св. № 260249). Раньше время от времени отбирали пробы масла и определяли содержание в них металлических частиц. Исходный способ изменен полностью, использован малоизвестный физический эффект.
5-й уровень.Предложен способ получения высоких и сверхвысоких давлений путем импульсного электрического разряда внутри объема любой проводящей или непроводящей жидкости, (авт. св. № 105011). Открыто новое явление (эффект) — электрогидравлический удар.
Рисунок 14.1 – Зависимость количества изобретений (а) и трудоемкости процесса решения технической задачи (б) от творческого уровня решения.