Игнац филипп земмельвейс 4 страница
О Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. С.27.
Пример к 12-в
Из интервью со Святославом Рерихом: "…Мы живем столько, сколько живем - не более того. Рано или поздно нам придется уйти. И туда, куда мы уйдем, ничего нельзя будет взять из того, что окружало нас при жизни. Рокфеллер, например, нажив миллионы на нефти, заболел тяжелой болезнью и медленно умирал. Состояние его было самое плачевное, он роздал почти все деньги, основал разные организации, фонды… Деньги уже были ему не нужны, он умер в своем поместье недалеко от Нью-Йорка.
Затем - Кодак, знаменитый Кодак, мы с ним встречались, Николай Константинович и я. Он был большой меценат, любил музыку. Он много сделал, широко жил, но нечто, что дает удовлетворение и счастье, ускользнуло от него. Он покончил жизнь самоубийством. Т.е. все, что он имел, - это было не то. Он потратил всю жизнь, чтобы собрать то, что так и не могло дать ему удовлетворения. Не дало спасения.
Значит, давайте попробуем устроить свою жизнь так, чтобы к концу ее сказать: да, я счастлив. Есть, конечно, люди, умеющие удовлетворяться физическими благами, но, если человек интеллектуален, развит и пойдет по неверному пути, он будет вполне несчастлив.
Я снова повторю: при желании быть счастливым просто. Это ведь похоже на "возлюби ближнего своего, как самого себя…"
Рерих С. Мы ответственны в своих мыслях…// Лит. газ. 1987. 3 июня. С. 13.
ПРИДАНИЕ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ЗНАЧЕНИЯ "ВЕЛИКОЙ"
ВЫРАБОТКАМОРАЛЬНОГОКОДЕКСА
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
13-а. Основной. Подмена Достойной Цели ложной "великой общей целью", например религиозной, милитаристской, национал-шовинистической.
13-в. Основной. Игнорирование или активное участие в сопротивлении (фашизму, расизму, гоике вооружений, разрушению экологической среды ит.д.).
13-г. Упреждающий. Выработка и соблюдение личных этических принципов (морального кодекса).
Примечание к 13-в
Игнорирование - или активное противодействие? Это зависит прежде всего от остроты обстоятельств Процессы, перечисленные на ходе 13-а, могут быть тихими, "тлеющими", - тогда предпочтительнее игнорирование Но если эти процессы обострились, нет более достойной цели, чем сопротивление любой из ложных "великих общих целей".
Пример к 13-а
Эйнштейн написал о своем отношении к войне и милитаризму:
"Я глубоко презираю тех, кто может с удовольствием маршировать в строю под музыку, эти люди получили мозги по ошибке - им хватало бы и спинного мозга. Нужно, чтобы исчез этот позор цивилизации. Командный героизм, пути оглупления, отвратительный дух национализма - как я ненавижу все это.
Какой гнусной и презренной представляется мне война. Я бы скорее дал себя разрезать на куски, чем участвовать в таком подлом деле. Вопреки всему, я верю в человечество и убежден: все эти призраки исчезли бы давно, если бы школа и пресса не извращали здравый смысл народов в интересах политического и делового мира".
Кузнецов Б.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.167.
Пример к 13-а
Я.Гордин в романе "Право на поединок" приводит выписки из доклада императору Николаю I будущего министра Уварова, который, инспектируя Московский университет, предложил профессорам издавать журнал:
"Желая возобновить ученую деятельность профессоров, имел я еще в виду и то, чтобы посредством сего журнала внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив внимание на узнавание нашей народности во всех ее различных видах. Не только направление к отечественным предметам было бы полезно для лучшего объяснения оных, но отвлекло бы умы от таких путей, по коим шествовать им не следует: оно усмирило бы бурные прорывы к чужеземному, к неизвестному, к отвлеченному в туманной области политики и философии. Не подлежит сомнению, что такое отношение к трудам постоянным, обоснованным, безвредным служило бы некою опорою против так называемых европейских идей, грозящих нам опасностию, но силу коих, обманчивую для неопытных, переломить нельзя иначе, как через наклонность к другим понятиям и началам. В нынешнем положении вещей и умов нельзя не умножать где только можно умственных плотин".
Дальше Я.Гордин пишет:
"Уваров обещал стремительное, но совершенно безопасное просвещение. Просвещение с вырванным революционным жалом. Духовное и научное движение вперед, покоящееся на могучей консервативной основе. Юноша, воспитанный по ува-ровской системе, должен был вырасти в просвещенного верноподданного. В просвещенного раба…"
ПЛОХОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
СНИЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
14-а. Основной. Отъем основного времени (и денег): плохое обслуживание, медленное, дорогое, некачественное, бюрократическое, съедающее значительную часть основного времени и заставляющее тратить время на самообслуживание. Приходится становиться специалистом по ремонту своей квартиры, по ремонту своего автомобиля, по своим болезням; это заставляет читать литературу, не связанную с ДЦ, и специализироваться в посторонних для ДЦ областях.
14-6. Усиливающий . Катастрофический отъем основного времени (и денег) на неординарное обслуживание, например при тяжелом заболевании.
14-в. Основной. Снижение потребностей.
14-г. Упреждающий. Резкое снижение потребностей. Пример: Рахметов.
Пример к 14-а и 14-6
Из стенограммы разговора с работниками одного из бакинских НИИ:
С.Подогова, архитектор: "Сейчас операция у нас в Баку обходится родственникам больного в 500 рублей. Об этом все знают, но молчат… Зарплата у меня небольшая - 120 рублей, но оперироваться каждый месяц я ведь не собираюсь. Накоплю, если будет необходимость. Однажды мне самой пребывание в больнице обошлось в сто рублей: 60 рублей - терапевту, остальное - сестрам и нянечкам. Кроме того, моя мать заплатила 10 рублей, чтобы меня помыли. Питание - тоже целиком за счет родственников - то, что дают в больнице, есть невозможно".
Э.Исмайлова, заместитель начальника отдела: "В больнице напрямую деньги никто не требует, но создают вам такие условия, что понимаешь: не заплатишь - помощи не жди. Никто к тебе не подойдет, лекарств нужных не найдется или еще чего. Мой муж находился в больнице на обследовании 20 дней, и это обошлось семье в 300 рублей. За что платили? За то, что лечащий врач отвез мужа на своей машине в другую клинику, где есть японская аппаратура, за место в палате - 50 рублей, по 1 рублю за чистое белье… Да это не только в больнице - в родильном доме никто к роженице не подойдет, пока не заплатишь".
Возгласы с мест: "Ребенок теперь дорого обходится - рублей по 500 оставляют родственники в роддоме…"
"… Два года назад у отца были приступы. Трижды вызывали "скорую". И хотя они отлично знали, что он гипертоник и страдает почечной недостаточностью, все три раза приезжали без лекарств. Каждый раз я умоляла доктора, чтобы он сделал что-нибудь. Но пока не положила ему в карман 25 рублей, он ничего не сделал. Зарплата тогда у меня была 95 рублей".
Н.Борисова, руководитель группы: "Месяца три назад у моей дочери был аллергический отек. Вызвали "скорую", врач сделал укол, но состояние ухудшилось. Поехали в Шаумяновскую больницу. С трудом уговорили принять дочь хотя бы в коридор. До утра к ней никто не подошел. Утром практикантки оказали помощь, но никто из врачей так и не подошел. Через два дня нам заявили, что кончилось лекарство. Терпение лопнуло, я сказала, что пойду звонить в горком. После этого лекарство нашлось. У нас явно вымогали деньги".
ЖЕНЩИНЫ
ПОИСК "СКЛОДОВСКОЙ"
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
15-а. Основной. Женщины.
15-в. Основной. Не ввязываться по крупному, помня о необходимости работы над целью.
15-г. Упреждающий. Поиск "Склодовской".
Примечание к 15- в и 15- г Если Творческая Личность -» женщина, эти ходы имеют некоторые особенности. В простейшем случае, когда ДЦ уже поставлена, создание семьи в раннем возрасте также служит помехой на пути к цели. Характерный пример - биография С.Ковалевской. Если же ДЦ еще нет, а есть лишь "смутное желание", семья может дать толчок в превращении "желания" в реальную большую творческую цель. В этом случае инструментальным ходом может быть поиск мужа с ДЦ, сознательный поиск своего "Кюри".
ВНИМАНИЕ!
Каждый ход Игры - это не однократная акция. Ходы повторяются. Иногда ход совершается один раз, но растягивается на долгое время, на всю жизнь, определяя общий смысл поведения и характер Творческой Личности.
ОДИНОЧЕСТВО
1-Я СМЕНА СТИМУЛОВ: РАБОТА РАДИ РАБОТЫ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
16-а. Основной. Одиночество: отход друзей (неинтересно дружить с "несовременным" человеком, с человеком другого уровня, другой направленности).
16-в. Основной. Смена стимулов: работа ради самой работы. Понимание того, что награда за творчество - есть само творчество. Работа заменяет общение с друзьями. Готовность продолжать работу в одиночку без моральной поддержки и даже при противодействии.
16-г. Упреждающий. Смена окружения: поиск единомышленников, сколачивание группы для работы по ДЦ.
Пример к 16-в
"Поскольку конкурсная работа, претендующая на премию, должна была представляться анонимно, я не мог обращаться за советами к профессорам. Так я обнаружил, что способен самостоятельно вести научную работу, и впервые почувствовал себя счастливым от того, что моя теория согласовалась с данными измерений - одно из самых радостных ощущений, которое я знаю".
Макс Борн. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С. 19.
Пример к 16-в
"Я считаю нужным рассматривать науку с двух сторон - под углом зрения личных интересов, а также интересов общества. С самого начала я сильно увлекся научными исследованиями; они до сих пор доставляют мне удовольствие. Это чувство немного напоминает то, которое испытывает каждый при отгадывании кроссвордов. Но все же чувство,-охватывающее исследователя в науке, неизмеримо более сильное, сильнее того, что можно испытывать от любой творческой работы, за исключением, разве что, искусства. Эта радость творчества состоит в том, что вы переживаете, как самые сокровенные тайны природы раскрываются перед вами, как разгадывается секрет происхождения Вселенной, как ваша работа обнаруживает смысл и порядок там, Где до вас не могли обнаружить ничего, кроме бессмысленной путаницы явлений. Это чувство можно назвать философским удовлетворением".
"СПАСИТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС РОДНЫХ И БЛИЗКИХ"
ЗАМЕНА ОКРУЖЕНИЙ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
17-а. Основной. "Спасительный голос родных и близких": спасение человека от выбора ДЦ во имя обычных (привычных) эталонов жизни; осуждение, угрозы.? 17-6. Усиливающий. Отречение родных и близких: лишение наследства, изгнание из дома, полный разрыв.
17-в. Основной. Форсированное продвижение к цели; понимание масштабов цели (иногда надежда на близкую победу). Работа заменяет родительский дом. Если есть возможность - обращение родных в свою веру.
17-г. Упреждающий. Окончательная замена "природного" окружения на "искусственно созданное" по признаку общности (или близости) цели (а не по принципу психологической совместимости "нравится - не нравится").
Пример к 17-а
В августе 1831 года Чарльзу Дарвину, незадолго до того окончившему университет, предложили отправиться в плавание на "Бигле" в качестве ученого-натуралиста - знаменитое плавание, которое в итоге привело к созданию теории эволюции.
"По ряду причин Чарльз вряд ли отправился бы в плавание без разрешения отца. Рано оставшись без матери, он был покорным сыном и относился к отцу с уважением и некоторым страхом. Кроме того, назначение на должность, где он не станет получать жалованья, вовлекло бы отца в значительные издержки, а Чарльз и без того ввел отца в расходы, поскольку сначала учился в Эдинбургском университете на медицинском отделении, а затем перешел в Кембридж на богословский факультет. Отец и так уже смотрел на него как на пустого человека, бездельника, который никак не может угомониться и найти свое место в жизни… Мистер Дарвин утверждал, что:
1) в будущем, когда Чарльз станет священнослужителем, участие в плавании может повредить его репутации,
2) это дикий план,
3) должность натуралиста, возможно, уже предлагали многим другим,
4) они не приняли эту должность, значит, у них были серьезные возражения против экспедиции или корабля,
5) Чарльза потом всегда будет тянуть в море,
6) условия плавания очень суровые,
7) отец будет считать, что сын в третий раз меняет профессию,
8) это бессмысленное предприятие".
О Меллерш Е.Г. Фицрой - капитан "Бигля". Л.: Гидро-метеоиздат, 1975. С.49-50.
Пример к 17-в
В трудное и голодное время послереволюционной разрухи осенью 1918 года Александр Леонидович Чижевский, убедившись, что ждать поддержки своих идей от официадизированной науки не приходится, обратился к родным с просьбой помочь ему организовать домашнюю лабораторию по изучению влияния аэроионов на организм. Отец и тетя предложили ему подробно объяснить суть предстоящих экспериментов.
"- Итак, - закончил я 'свою речь, - для того, чтобы убедиться в том, что я стою на верной точке зрения, надо организовать длительные опыты. Я уже продумал их методику, но для этого вы должны принести много жертв… В-пятых, отдать вашу залу под лабораторию и отапливать ее в зимнее время… Я подсчитал наши ресурсы. Аппаратура есть, помещение есть, а вот животные, клетки и корма стоят дорого, и для этого мы должны продать часть своих вещей.
– Ну, что ж, - сказал отец, - если надо, мобилизуем все наши силы. Это придаст нам уверенность в значимости нашей жизни… Да нечего думать, надо действовать".
НЕТ ДЕНЕГ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОБОДНОЙ ПРОФЕССИИ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
18-а. Основной. Мало денег,нет денег:
18-6. Усиливающий. Расходаденег требует продвижение кцели.
18-в. Основной. Использование свободной профессии (ие во вред основным занятиям, точнее: с минимально возможным отъемом времени, а иногда - даже с пользой для основной цели). Сниженные ранее потребности требуют небольшого заработка.
18-г. Упреждающий. Сокращение потребностей до предельного минимума.
Пример к 18-а
Морзе, художник по профессии, долгие годы "пробивал" телеграф.
"В эти тяжелые годы Морзе буквально нищенствовал. Его ученик, бравший у него уроки живописи, рассказывает.
– Строфер, - спросил однажды Морзе, - как у нас с деньгами?
– Профессор, к сожалению, меня подвели. Но я жду перевода на следующей неделе.
– На следующей неделе! - грустно сказал Морзе. - Меня уже не будет в живых к тому времени.
– Почему, сэр?
– Я умру от голода.
– Может быть, вас устроят пока что эти десять долларов?
– Десять долларов спасут мне жизнь. Только и всего!
Я пригласил Морзе пообедать со мной, заплатил по счету и дал ему десять долларов. Морзе сказал: "Вот уже сутки, как я ничего не ел. Строфер, не становитесь художником - ведь вы обрекаете себя на нищету' Ваша жизнь целиком зависит от людей, которым наплевать на искусство и на вас Дворовой собаке и той живется лучше".
Очевидно, Строфер послушался совета Он бросил живопись, стал военным и дослужился до генерала Он прожил более счастливую жизнь, чем его учитель. Но имя его история сохранила лишь потому, что он однажды одолжил десять долларов Сэмюэлу Морзе".
Уилсон М. Американские ученые и изобретатели. М.: Знание, 1975. С.32.
Пример к 18-г
"Я получал из дому 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки к чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее.
Я помню отлично, что, кроме воды и черного хлеба, ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 коп. хлеба. Таким образом, я проживал 90 коп в месяц.
Тетка сама навязала мне уйму чулок и прислала в Москву. Я решил, что можно отлично ходить без чулок (как я ошибся!). Продал их за бесценок и купил на полученные деньги спирт, цинку, серной кислоты, ртути и прочего. Благодаря главным образом кислотам я ходил в штанах с желтыми пятнами и дырами. Мальчишки на улице замечали мне: "Что, мыши, что ли, съели ваши брюки?" Ходил я с длинными волосами просто оттого, что некогда стричь волосы. Смешон был, должно быть, страшно. Я был все же счастлив своими идеями, и черный хлеб меня нисколько не огорчал".
Циолковский К.Э. Черты из моей жизни // К.З Циолковский. Грезы о земле и небе. Тула: Приок. кн. изд. 1986. С.398.
ИТОГ: Победа за Творческой Личностью, если выбрана Достойная Цель и состоялся переход к Миттельшпилю.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ
Вектор действий ВО
Недопустить разработки и внедрения независимой цели в том виде, в котором она поставлена Творческой Личностью.
Вектор действий ТЛ
Разработать цель до состояния возможного ее рабочего применения другими, т.е. разработка и "первовнедрение".
Часть 1
Главный конфликт
Творческая Личность вынуждена разрабатывать ДЦ в свободное от службы время Отсюда конфликт служба и различные отвлекающие факторы требуют усиленного расхода времени, абсолютно необходимого для продвижения к ДЦ
УРВ НА ПРОФЕССИЮ
ПОИСК УДОБНОЙ СЛУЖБЫ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
19-а. Основной. Усиленный расход времени (УРВ) в связи с вступлением в профессию.
19-6. Усиливающий. Потери времени в связи с вступлением в коллектив: участие в ненужных коллективных мероприятиях, пикники, вечеринки, собрания и т.д. Неучастие в общественной жизни расценивается как отрыв от коллектива, сопровождается проработками, выговорами, обидами. Типичный довод при этом: "Ты что, лучше всех? Почему все могут прийти, а ты нет?…"
19-в. Основной. Максимальное неотвлечение от выбранной цели; использование времени на официальной работе для продвижения к своей цели. Поиск работы по специфическим критериям: пусть работа будет неинтересная, лишь бы официально давала много свободного времени (например, работа ночным сторожем). Учет расходуемого времени. Примеры: Шлиман - изучение языков; Лопатин - занятия переводами в первой ссылке и в эмиграции.
19-г.Упреждающий. Выбор службы, максимально полезной для достижения ДЦ.
Пример к 19-в
"Жертвенной любви к искусству Куинджи требовал от своих учеников. Именно с этого начинался для него настоящий творец. Среди академистов ходил рассказ, как явился к Архипу Ивановичу за советом один чиновник. Его эскизы понравились Куинджи, и он похвалил их. И тогда чиновник стал жаловаться: "Семья, служба мешают искусству". И между Куинджи и пришедшим состоялся такой диалог:
– Сколько вы часов на службе? - спросил художник.
– От десяти утра до пяти вечера, - последовал ответ.
– А что вы делаете от четырех до десяти?
– То есть как от четырех до десяти?
– Именно от четырех утра!
– Но я сплю.
– Значит, вы проспите всю свою жизнь, - беспощадно заключил Архип Иванович".
Пример к 19-в
"Эйнштейну пришлось однажды выступить в Лондоне, когда там обсуждали судьбы ученых - эмигрантов из Германии. Нужно было найти им работу. Эйнштейн предложил в качестве особенно подходящего места для ученого должность смотрителя маяка. У другого такая неожиданная рекомендация была бы совершенно неуместной. Но когда Эйнштейн говорил об одиночестве на маяке, способствующем исследовательской мысли, это было выражением собственной давней мечты…"
"…Он много раз говорил мне, - вспоминает Инфельд, - что охотно работал бы физически, занимался каким-нибудь полезным ремеслом, например сапожным, но не хотел бы зарабатывать, преподавая физику в университете. За этими словами кроется глубокий смысл. Они выражают своего рода "религиозное чувство", с каким он относится к научной работе. Физика - дело столь великое и важное, что нельзя выменивать ее на деньги. Лучше зарабатывать на жизнь трудом, например, смотрителя маяка или сапожника и держать физику в отдалении от вопросов хлеба насущного. Хотя такая позиция должна казаться наивной, она тем не менее характерна для Эйнштейна".
Кузнецов Б.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.40-41.
УРВ НА БЫТ
УЖЕСТОЧЕНИЕ РАСПОРЯДКА ДНЯ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
20-а. Основной. УРВ на быт ("Жизнь задавила…"): рутинные заботы, семейные хлопоты, мещанское окружение…
20-6, Усиливающий. Отъем основного времени и денег "попаданием" в людей, близких творческой личности. Пример: шесть лет Кеплер доказывал святой инквизиции, что его мать не ведьма… Болезнь близких (например, родителей) требует постоянного внимания (например, в режиме сиделки).
20-в. Основной. Моральная готовность к таким условиям и продолжение работы и в таких условиях. Для этого - еще большее ужесточение распорядка дня, учет расходуемого времени: темпы работы по ДЦ не должны снижаться. "Бытовые" расходы времени сведены к минимуму за счет сниженных потребностей.
20-г. Упреждающий. Приобретение дополнительной специальности: например, научиться делать уколы, массаж, иглоукалывание и пр., могущей пригодиться в дальнейшем.
Пример к 20-а
Из воспоминаний академика Константина Ивановича Скрябина:
"В то время был популярен Леонид Андреев. Его рассказы читались и перечитывались. Пессимизм писателя, его неверие в силу и разум человека были мне чужды. Но многим они импонировали. И словесные баталии на эту тему то затихали, то разгорались. Рьяным моим противником в спорах был работник городского управления Инзов. За участие в студенческой забастовке Инзов был исключен из университета и выслан из Петербурга. В Алма-Ате он жил уже давно. Жизнь задавила его. Некогда он мечтал вернуться в Петербург, кончить университет, заняться научной работой. Но разрешения на въезд в Петербург ему никак не давали. Потом женился на девушке из мещанской семьи, пошли дети, вырваться в Петербург было уже невозможно, и он влачил жалкое существование чиновника глухой провинции. Озлобился, бьш твердо убежден в том, что нет ничего светлого и хорошего. Любил говорить о хрупкости счастья, о беззащитности людей перед законом, властью, смертью".
Пример к 20-в
Когда один из знакомых спросил Инфельда, почему Эйнштейн не стрижет волос, носит какую-то немыслимую куртку, не надевает носков, подтяжек, пояса, галстука, Инфельд объяснил это стремлением освободиться от повседневных забот.
"Ответ прост, и его легко можно вывести из одиночества Эйнштейна, из присущего ему стремления к ослаблению связей с внешним миром. Ограничивая свои потребности до минимума, он стремился расширить свою независимость, свою свободу. Ведь мы - рабы миллиона вещей, и наша рабская зависимость все возрастает. Мы - рабы ванных комнат, самогашгущих ручек, автоматических зажигалок, телефонов, радио и т.д. Эйнштейн старался свести эту зависимость к самому жесткому минимуму. Длинные волосы избавляют от необходимости часто ходить к парикмахеру. Без носков можно обойтись. Одна кожаная куртка позволяет на много лет разрешить вопрос о пиджаке. Можно обойтись без подтяжек точно так же, как без ночных рубашек или пижам. Эйнштейн реализовал программу-минимум - обувь, брюки, рубашка и пиджак обязательны. Дальнейшее сокращение было бы затруднительно".
Кузнецов В.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.255-256.
НАСТРОЙ НА БЫСТРЫЙ УСПЕХ
ГОТОВНОСТЬ РАБОТАТЬ "В СТОЛ"
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
21-а. Основной. Операция "Раз, два - и готово": настрой иа быстрое получение результатов, опубликование, внедрение, успех, признание, а первые шаги к ДЦ показывают, что годы (может быть, десятилетия) надо работать "в стол", многократно переделывая и шлифуя работу.
21-в. Основной. Понимание закономерности многократного переписывания и шлифовки любой работы. Постепенная выработка мастерства.
21-г. Упреждающий. Высокая вероятность, что принципиально новую еретическую работу не удастся сразу внедрить. Готовность долго держать ее "в столе" и совершенствовать, не хныча, что нет практической отдачи.
Примечание к 21- а Вновь речь идет не о внешних обстоятельствах, а о проявлении обстоятельств внутренних . Но вызваны эти внутренние обстоятельства в конечном счете стереотипами, навязанными, воспитанными, внушенными внешними обстоятельствами.
Пример к 21-е
Секретарь Анатоля Франса, Поль Гзелль, сообщал о методе работы своего шефа: "Каждая страница была подскоблена, переправлена, изрезана ножницами… Он делал бесконечные исправления, изменял порядок фраз, находил новые переходы, разрезал свои листки на какие-то причудливые фигуры, ставил в начале то, что было в конце, вверху, что было внизу, и подправлял все кисточкой с клеем".
Гельмгольц говорил:
"Многие части моих статей я переписал от четырех до шести раз, часто меняя распределение материала и план целого, прежде чем остаться несколько довольным. Но такая тщательная обработка представляет большой выигрыш для автора. Она побуждает его к самой тонкой проверке каждого предложения и вывода".
"СМ.Беленький, работавший переписчиком у Л.Н.Толстого в последние три года жизни писателя, вспоминал, что сто раз переписывал краткое предисловие к составленному Толстым сборнику "Мысли мудрых людей". Передавая Беленькому очередной лист предисловия с помарками и дополнениями, Толстой однажды смущенно сказал: "Чувствую, что, кажется, начинаю портить. Не надоело ли вам?"
Рисе О.В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С.45, 46,84.
Пример к 21-в и 21-г
"Ибн Сина ни одной ночи не спал полностью; тринадцать долгих лет В.Гарвей работал над небольшой книжечкой о кровообращении; свыше тридцати лет создавал свой трактат Н.Коперник; двадцать лет вынашивал свои идеи И.Ньютон, прежде чем решился сообщить о них человечеству. Ч.Дарвин сообщал о себе: "Когда я просматриваю списки книг, которые я прочел и законспектировал, то я поражаюсь собственному трудолюбию".
ВНУТРИКОЛЛЕК-ТИВНЫЕ ИНТРИГИ
НЕОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ЦЕЛИ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
22-а. Основной. Интриги в трудовом коллективе. Нелюбовь начальства и коллег. Отъем времени, нервов, мыслей; отвлечение на ответные удары, на отражение наветов, подсиживания и др.
22-6. Усиливающий. Создание трудных условий: длительные командировки, работа в отдаленных районах, служба в армии.
22-в. Основной. Моральная готовность к работе в таких условиях. Уклонение от внутрикол-лективных дрязг (по мере возможности); неприсоединение к "коалициям". Помнить, что главное - это работа по достижению ДЦ.
Пример к 22-а
"…Наша Академия наук отказывает Илизарову в звании члена-корреспондента. Отказывает молча, тайным голосованием, не высказав вслух ни единого возражения. А итальянские врачи почти в то же самое время присуждают ему одну из высоких медицинских премий. Думаю, что если бы наш знаменитый Валерий Брумель прыгал с восстановленной после мотоциклетной аварии ногой каждый день через планку мирового рекорда, то Илизаров тем более не "допрыгнул " бы до членкора…
Невозможно наших академиков упрекнуть в непонимании сути творчества. Они не высказали вслух своих замечаний, но многие из них наверняка подумали: "Здорово у него получается. Здорово… Но я его не люблю".
Вот это "не люблю" стало нашим горем.
Оно пронизывает в большой степени нашу науку, очень многие наши научные учреждения. Это "не люблю" обретает все большую силу, и потери от него, материальные и моральные, огромны.
От этого "не люблю" уменьшается приток новых сил в науку. Администрация наших НИИ - от завлабов до директоров - в той или иной степени поражена этим научным СПИДом. Обрубается все лучшее, потенциально выдающееся, действуют фильтры: "не умнее меня", "не лучше меня" и т.д. Опала практически неотвратима. Руководитель боится, что его могут заменить. Он боится контраста. Не терпит похвал своим подчиненным. А тем более критики от них. Пройти через эти фильтры и "вырасти" - тоже нужен талант. Но своеобразный. Каким же будет следующий руководитель? Так тупеет пирамида науки.
"Не люблю" проникло в НИИ, где научные споры давно исчезли (да и вести их там уже некому). На ученых советах обсуждаются бархатные вопросы либо идет запланированный разгром кого-то…"