Творчество и инженерная деятельность
Лекция 1
ВВЕДЕНИЕ
Главные качества современного молодого выпускника инженерной специальности – его творческий научно-технический потенциал, способность самостоятельно видеть проблему, умение ставить и решать задачу поиска новых конструкторско – технологических решений на уровне изобретений, обеспечивающих, с одной стороны, создание изделий мирового уровня по качеству, а с другой – всестороннюю интенсификацию и экономию ресурсов при создании и эксплуатации таких изделий. Именно эти качества специалистов, прежде всего, составляют интеллектуальный потенциал страны, обеспечивают ее успешное развитие и, соответственно, ее экономическую и политическую независимость.
В настоящее время процесс изучения подавляющего большинства научных дисциплин (гуманитарных, технических, специальных) в основном построен на решении таких теоретических и практических задач, для которых уже имеется готовая постановка задачи, предложен способ ее решения, дается пример решения подобной задачи предложенным способом. При этом результат решения задачи известен преподавателю, а во многих случаях - и студенту. В определенной степени этот подход оправдан и даже необходим с точки зрения освоения и закрепления знаний. Однако результативность такого способа изучения той или другой научной дисциплины во многих случаях невысока, так как решение поставленной задачи не требуют глубоких творческих размышлений и обычно превращается в рутинную работу.
Вместе с тем, чтобы молодой специалист стал созидателем, творцом нового, овладения имеющимися знаниями и приобретения навыков хорошо делать явно недостаточно. В дополнение к этому он должен научиться творчески мыслить, получить возможность активизировать и развивать свои творческие способности. Этому во многом способствуют дисциплины «Инновационные методы инженерного творчества» и «Методы создания инновации в технике», объектом изучения которых является процесс творческой деятельности, в том числе изобретательской. Уместен вопрос: «Можно ли вообще научить творчеству и изобретательству?» Накопленный в течение многих столетий богатый опыт приобщения людей к творческой деятельности и обучения их изобретательству позволяет дать в настоящее время однозначный положительный ответ на этот вопрос.
Основные задачи дисциплины:
- научить молодого специалиста самостоятельно ставить задачи создания новой техники, совершенствования существующей техники и технологий;
- привить навыки применения знаний, полученных при изучении фундаментальных и технических дисциплин (физики, механики, сопротивления материалов и др.) при поиске решения инженерных задач;
- ознакомить с основами методологии поиска решения творческих задач на уровне изобретения;
- приобрести начальный опыт составления заявки на предполагаемое изобретение.
Творчество и инженерная деятельность
Существуют разнообразные виды деятельности: духовная, материальная, производственная, научная и т.д. Под творческой деятельностью понимается деятельность, направленная на получение новых знаний об окружающем мире, создание качественно новых ценностей, никогда ранее не существовавших. Понятие «творчество» неразрывно связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека, который, используя свои способности, приобретенные знания и навыки, жизненный опыт, что-то создает, совершенствует, изобретает.
Творчество– это деятельность субъекта, в процессе которой он ставит или выбирает задачу, ищет условия и способ ее решения и создает нечто новое, не существующее на данный момент.
В зависимости от области и результатов творческой деятельности выделяют различные виды творчества: научное, научно-техническое, техническое, художественное, педагогическое и другие. В области различных искусств результат творчества – это произведение искусства: проза, поэзия, картина, скульптура и т. п.
Научное творчество направлено на удовлетворение потребности познания окружающего мира и связано с фундаментальными науками - математикой, физикой, химией, философией.
Научно-техническое и техническое творчество имеют четкие практические цели и направлены на удовлетворение утилитарных потребностей общества. Эти виды творчества связаны с поиском технических задач и их решением на основе научных достижений. Они не имеют каких-либо существенных различий, и их часто называют инженерным творчеством.
В сфере науки и техники результаты творческой деятельности могут представлять собой:
- материальный продукт (изделие, энергию, вещество);
- социально-экономический эффект (снижение себестоимости, повышение производительности труда, качества материального продукта и т. п.);
- информацию (новые знания, отображенные в публикациях, научные открытия, изобретения и т. д.).
Одной из форм инженерного творчества является изобретательство. Изобретательство – это процесс воплощения научных идей в технические решения. Следует заметить, что продукты изобретательской деятельности – изобретения, являясь результатом технического освоения научных достижений, занимают промежуточное положение между научной идеей и материальным объектом техники. Изобретение – это еще не законченная машина, не полностью разработанный технологический процесс или материал. Но это уже идея, представленная в виде конкретной физической формы (описания, чертежей, модели и т. п.), отражающей ее новизну и осуществимость в объектах новой техники для удовлетворения существующих или новых потребностей общества.