Скорее способный, чем одаренный
4. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
5. Он с готовностью откликается на все новое.
6. Любит все загадочное и непонятное.
6. Часто нуждается в поддержке старших.
7. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.
Одаренный
10.Его интересы достаточно стабильны.
11.Его любознательность устойчива.
12.Любит задавать и решать трудные вопросы.
13.Часто не соглашается с мнением взрослых.
14.Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
15.Начатое дело всегда доводит до конца.
16.Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
17.Настойчив в достижении поставленной цели.
18.Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
12. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
13. Часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность
9. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
10.Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
11.Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
12.Всегда ищет самостоятельные решения.
13.В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
14.Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
15.Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
16.Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.
9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка
9. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
10.Стремление освоить незнакомое дело.
11.Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
12.Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
13.Выражена потребность помечтать в одиночестве.
14.Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
15.Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
16.Способность к творческому воображению, созданию нового.
ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).
Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала I. Познавательные характеристика ученика.
1.Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.
2.Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
3.Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
4.Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.