Метод эвристических приемов
Способы, приемы или правила, в которых содержится краткое предписание или указание, как преобразовать имеющийся объект задачи или в каком направлении нужно искать, чтобы получить решение задачи, называютэвристическими приемами. Эвристические приемы не содержат прямого однозначного указания, как именно следует преобразовать данный объект. Приемы играют только роль подсказок, которые облегчают получение искомого решения, не гарантируя, однако, его похождение. Естественно, что разным людям потребуется приложить различные усилия, чтобы с помощью таких подсказок найти приемлемое решение.
Обобщая опыт работы инженеров и изобретателей, российские ученые (Г.С. Альтшуллер, А.И. Половинкин и др.) во второй половине XX в. составили списки различных эвристических приемов, которые применяются для поиска идей решения инженерных задач. Эти списки явились основой метода эвристических приемов. В настоящее время известно около десяти его модификации, использующих различные фонды эвристических приемов. В частности, А.И. Половинкин составил межотраслевой фонд, содержащий 180 отдельных эвристических приемов.
Эти приемы преобразования относятся к самым различным признакам существования и создания объекта: его форме и структуре, взаимному расположению его элементов, их взаимодействию между собой и с объектами окружающей среды, наличию и использованию внутренних резервов объекта в целом и его элементов и т. д.
Метод мозгового штурма
Наиболее известным методом психологической активизации мышления является метод мозгового штурма, предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах ХХ в.
Метод мозгового штурма является коллективным методом поиска изобретательских решений, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и генераторов, а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого метод мозгового штурма предусматривает выполнение ряда правил:
1) Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются;
2) Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей;
3) Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей;
4) Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
5) Главная цель – получить как можно больше идей.
Обязательными условиями проведения мозгового штурма является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.
Мозговой штурм достаточно универсальный метод, применение которого
возможно в научной, технической, рекламной деятельности, как для поиска нестандартных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей (рисунок 2).
Одной из разновидностей мозгового штурма является обратный мозговой штурм. Здесь процесс поиска технических решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные
Рисунок 2. Схема поиска методом недостатки совершенствуемого
мозгового штурма объекта. На основании этих
недостатков формулируются задачи. Вторым и третьим этапами являются этапы обычного мозгового штурма. Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число изобретательских решений по его совершенствованию (рисунок 3).
Рисунок 3. Схема поиска методом обратной мозговой атаки
Метод синектики
Также к методам психологической активации мышления относится метод синектики, предложенный американским ученым У.Гордоном. В основу синектики положен мозговой штурм, но штурм ведется профессиональной или полупрофессиональной группой, которая постоянно накапливает опыт решения задач. Этот метод допускает элементы критики. Также здесь используются специальные приемы, основанные на аналогии, к которым относится прямая аналогия (анализ путей решения задачи, похожей на данную задачу), личная аналогия (попытка войти в образ данного в задаче объекта и оценка ситуации с этой точки зрения), символическая аналогия (нахождение в двух словах образного определения сути задачи), образного определения сути задачи), фантастическая аналогия (решение этой задачи сказочными персонажами).