The model of the modern engineer

Б.Д. Бабаев, И.Б.Бондырева

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА

При переходе к инновационному развитию экономики обеспечение новых требований к кадровому потенциалу становится ключевым направлением воспроизводства работников с высшим техническим образованием. В статье рассматриваются виды подготовки в свете новых требований и основные характеристики инженеров (в том числе адаптивность, мобильность и инновационность). На основе выделенных свойств разработана модель современного инженера.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, высшее техническое образование, инженер, модель современного инженера.

B.D.Babaev, I.B.Bondareva

THE MODEL OF THE MODERN ENGINEER

In the transition to innovative development of the economy to provide new requirements for personnel potential is becoming a key focus of the reproduction of workers with higher technical education. Among these requirements are: competence, adaptability, mobility and innovation. The article discusses a research engineer model type.

Keywords:socio-economic development, higher technical education, engineering, the model of the modern engineer.

Общепризнанным является тот факт, что одним из объективных оснований максимизации экономической и социальной эффективности в производственной сфере является научно-технический прогресс (НТП). Инженер – ключевая фигура НТП, его проводник и творец. Именно от труда инженера зависит воплощение научного знания в технике и технологиях, превращение науки в непосредственную производительную силу.

В условиях ускорения НТП для успеха в развитии производства важно наличие, как сильных крупных предприятий, так и активного малого и среднего бизнеса. При этом необходимо отметить, что мы в настоящее время переживаем эпоху коллективного труда. Это конечно относится также к инженерному труду. Но это не значит, что теперь нет выдающихся личностей, наоборот, их теперь вероятно больше, чем во все прежние периоды развития техники вместе взятые. Однако они теряются в рядах миллионов подобных им личностей. В настоящее время успешные инженеры, если и становятся знаменитыми, то благодаря счастливому стечению обстоятельств, так как в действительности их умения и знания не превышают эти же качества тысяч других, оставшихся в относительной неизвестности коллег. Таким образом, наша эпоха до некоторой степени становится эпохой многочисленных творцов.

Одновременно современный этап экономического развития отличается огромным ростом связей между отдельными отраслями науки и техники. По-видимому, уже в недалеком будущем в учебных центрах по подготовке и переподготовке инженеров произойдет переход от узкоспециализированного объектового принципа обучения к комплексному, базирующемуся на использовании дисциплин, находящихся на стыках различных областей науки и техники [4, с.37].

Однако объективное возрастание роли инженерного труда в общественном развитии в современной России пришло в противоречие с падением его социального престижа, снижением эффективности, отсутствием комплексной системы подготовки инженерных кадров нового поколения. Результаты опроса руководителей предприятий производственной сферы в 39 регионах России (в том числе и Ярославской области) показали, что наиболее значительно выражена проблема квалифицированных кадров. Более половины руководителей говорят о том, что найти инженеров либо сложно (40%), либо практически невозможно (28%) [3, с.17-18].

В русле политики реформирования высшего образования значительные изменения произошли в планах приёма на инженерные специальности и направления во многих региональных технических вузах. С 2009 года наблюдается сокращение бюджетных мест на очном отделении. В ряде вузов (при сокращении контрольных цифр приёма на бюджетные места) план приёма не был выполнен из-за уменьшения численности выпускников средних общеобразовательных учебных заведений и снижения привлекательности инженерной профессии среди абитуриентов.

Такое положение дел с необходимостью требует разработки адекватных теоретических и практических способов разрешения этого противоречия. С нашей точки зрения возрастание роли высшего технического образования в социально-экономическом развитии должно найти свое отражение в государственной политике модернизации сферы образования, в том числе в разработке государственной программы развития инженерной подготовки. Реализация данного подхода – это необходимое условие перестроения России, ставящей задачу создать производства нового технологического уклада и сформировать предпосылки для нового индустриального рывка.

Все вышеизложенное означает, что имеющиеся проблемы в области подготовки инженерных кадров заслуживают особого внимания экономической науки и должны рассматриваться ею как особый, относительно самостоятельный класс проблем.

В одной из первых отечественных работ, посвященных проблемам инженерного труда, а именно, в монографии известного экономиста, основателя костромской научной школы М.И.Скаржинского «Труд инженера» рассмотрено социально- экономическое содержание инженерной деятельности. Исследованы задачи и функции инженера, творческий характер его труда, который определяется, во-первых, творческим содержанием труда и, во-вторых, творческим отношением работника к труду [9, c. 11].

Затронутая М.И. Скаржинским проблема исследования функционального содержания инженерной деятельности, а также построения эффективной системы ее стимулирования в дальнейшем разрабатывались и другими авторами: Б.Д. Бабаевым, Н.Г. Багаутдиновой, Н.Р. Тереховой.

В трактовке Н.Р. Тереховой инженерный труд можно конкретизировать с помощью шести основных критериев его идентификации: 1) техническая направленность; 2) научно-обоснованный характер; 3) наличие элементов творчества, имеющего определенную специфику; 4) опосредованный трудом рабочих способ воздействия на технику; 5) сфера приложения – та часть интеллектуальной сферы материального производства, которая связана с созданием, развитием и использованием техники; 6) субстанциональная основа – технические противоречия диалектического характера [10, c.8-9]. На основе выделенных критериев автором была разработана теоретическая модель инженерного труда, которая позволяет определить круг и объем знаний, которыми должен владеть современный инженер.

Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях рыночной экономики, которая, с одной стороны, приводит к кризису ценностей образования, а с другой предъявляет повышенные требования к работникам.

В работе В.Н.Михелькевича и С.В.Никифорова рассмотрена система профессиональной подготовки специалиста в техническом вузе на основе представления о трехкомпонентной структуре содержания инженерного труда [7, с. 66]. При этом содержание профессиональной подготовки специалиста определено авторами в виде трех логически и структурно взаимосвязанных компонентов (или подсистем): базовой (фундаментальной) инженерной подготовки по профилю избранной специальности, функциональной и предметно-отраслевой специализации, учитывающих изменение конъюнктуры на рынке труда.

Под функциональной инженерной специализацией понимается в данном случае получение студентами дополнительных знаний и умений, а также приобретение ими навыков выполнения определенных функций по профилю своей специальности, обусловленных содержанием и характером проявления того или иного вида инженерного труда: конструктора, исследователя, инженера-технолога, оператора сложной технологической установки, технического руководителя производственного коллектива и др.

Предметно-отраслевая инженерная специализация представляет собой совокупность дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых будущему выпускнику вуза для выполнения инженерных функций в определенной отрасли производства или области техники в соответствии с профилем предприятия, на котором ему в будущем предстоит работать.

Мы считаем, что данный подход не совсем точен, и целевая ориентация будущих специалистов на выполнение заранее определенных заказчиком инженерных функций не должна противоречить той точке зрения, что «высшее образование должно давать не только глубокие профессиональные знания, но и готовить творческую личность с достаточно большим спектром знаний» [6, c. 63].

На основе проведенного исследования авторы выделяют семь видов подготовки будущих инженеров: техническую, естественнонаучную, гуманитарную (включающую формирование личностной и профессиональной культуры), экономико-управленческую, правовую, социально-психологическую, военную (в необходимых случаях). Последнее объясняется тем, что в ряде регионов России (например, в Тульской области) удалось создать современную относительно мощную систему подготовки инженеров, в которую входят наряду с классическим университетом, артиллерийский инженерный институт, учебные центры и кафедры при государственных унитарных предприятиях оборонной промышленности [4, с. 5].

Таким образом, мы видим, что налицо тенденция расширения видов подготовки и непрерывно возрастающей дифференциации инженерной деятельности, что объясняется быстрыми темпами НТП, большими объёмом и спектром необходимых знаний, внешними вызовами и угрозами.

С другой стороны действуют факторы, определяющие противоположную тенденцию, например, всеобщий характер инженерного труда во временном и пространственном аспекте.

На основе проведенного исследования авторами разработана модель современного инженера (рис.1), которая отражает особенности сущности и социально-экономического содержания инженерного труда.

 
  The model of the modern engineer - student2.ru

Рис. 1. Модель современного инженера

Понимая широту излагаемого вопроса, остановимся на некоторых его аспектах. Для подготовки инженеров нового поколения кроме фундаментальных резко возрастает и роль базовых теоретических инженерных дисциплин по профилю избранной специальности. Только на основе фундаментальных и базовых инженерных курсов можно строить полноценную подготовку инженера. Решение вопросов технической подготовки требует усиления связей университетов и промышленных предприятий в области учебного процесса и научных исследований, в том числе выполняемых по заказу промышленности или ориентированных на совместное внедрение новых технических идей и технологий в учебный процесс и производство.

Кроме технической составляющей необходимо рассмотреть и другие характеристики инженера в современной экономике.

Молодые инженеры должны иметь солидную экономическую и управленческую подготовку. Им зачастую не хватает экономических знаний, организаторских способностей, элементарной гибкости поведения, умения строить межличностные отношения и предупреждать конфликтные ситуации. Необходимо развивать в себе качества современного руководителя, которому свойственно умение воспринимать, понимать, принимать и использовать разные точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им (антиномичность), а также способность принимать верные и удачные инженерные и управленческие решения при дефиците информации (экспрезентность).

Существенное возрастание роли человеческого фактора в процессе производства требует значительной социально-психологической подготовки инженера. Рефлексия (опережающее отражение) и психологическая проницательность позволяют ясно видеть условия и социальные последствия принимаемых технических и управленческих решений. Из сферы подготовки инженера не должны выпадать многие современные проблемы (межкультурная коммуникабельность, социальная толерантность, соблюдение деловой этики), значимость которых сейчас резко возрастает.

Среди ключевых нормативных требований к инженеру можно выделить также: адаптивность, мобильность и инновационность.

Адаптивность – это способность инженера быстро приспособиться к изменяющимся условиям производства и трудовой деятельности, новой ситуации и требованиям. Речь идет об умении совершенствовать свои деловые и личностные качества, согласовывать свою личностную позицию с производственными задачами, быстро перестраиваться психологически при переходе в другое подразделение организации или к решению принципиально новых задач.

Под мобильностью понимается способность инженера к перемене его трудовых функций по форме, содержанию и местоприложению на основе сознательного выбора и условий для его реализации. Перемена труда может осуществляться во времени и в пространстве, а также во времени и в пространстве одновременно.

Прочный фундамент из фундаментальных дисциплин, базовых инженерных курсов и гуманитарных дисциплин, способность к самообучению, навыки в исследовательской работе дают возможность выпускникам при необходимости переходить к другим областям и видам деятельности. Они должны быть готовы к участию в крупных проектах по развитию своего региона, а также тех территорий страны, которые должны быть в большей степени вовлечены в народнохозяйственную деятельность.

Инновационность (безинерционность) – способность к творческой деятельности, к познанию, достижению все новых и новых поставленных целей. Умение выйти за границы привычного, проверенного, традиционного. Для инженера это выражается через творчество (в трудовой и бытовой деятельности), в создании нового в своей профессии, пусть даже в малых масштабах (новый метод, прием и т.д.). Высшая школа помогает человеку соответствовать современным требованиям НТП путем организации производственных практик, стажировок, а также через активное включение студентов в инновационную деятельность вуза.

В число нормативных характеристик современного инженера входит также знание компьютерных программ, таких как: AutoCAD (программа, которая помогает создавать проекты в разделах: строительство, инженерные системы), Компас-3D (программа для конструкторов и проектировщиков в России и многих других странах) и др.

При обучении в техническом университете большое внимание должно уделяться изучению студентами иностранного языка, что позволит им сдать экзамен на уровень языковой компетенции – С1, а впоследствии пройти производственную практику или стажировку на одном из иностранных предприятий.

Кроме того, выпускник университета, оказавшись в трудовом коллективе (а специалисты с высшим образованием составляют ядро коллектива), должен уметь вести диалог с администрацией и по правовым вопросам, что предполагает определенный уровень юридической подготовки.

Все рассмотренные нормативные свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует современного инженера.

Стратегической задачей для страны становится создание системы подготовки и переподготовки инженерных кадров, способных работать в потоке непрерывно обновляющихся технологий. По словам ректора МГУ им. М.В.Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего, государственная программа по инженерному образованию будет принята в России в течение года. Сейчас ведущий университет страны начинает подготовку студентов по инженерным направлениям и специальностям совместно с Пекинским политехническим институтом. Известно, что в Китае на период с 2011 по 2030 г.г. запланировано три этапа развития науки и техники и в основу каждого этапа заложена подготовка инженерно-технических работников и научных кадров.

В этих условиях предложенная авторами модель современного инженера, отражающая особенности сущности и социально-экономического содержания инженерного труда, может быть использована при разработке системы мер, направленных на обеспечение адаптации высшего технического образования к вызовам современного мира и подготовки инженерных кадров нового поколения.

Наши рекомендации