Метод проб и ошибок (МПиО)

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЮ ПО ТРИЗ

1. Метод проб и ошибок (МПиО)

2. Метод фокальных объектов

3. Метод "Приемы аналогий". Синектика

4. Метод "Шесть шляп мышления"

5. Метод "Коучинг"

6. Морфологический анализ

7. Метод «Пять почему»

8. Метод маленьких человечков

9. Основные функции ТРИЗ

10. Идеальный Конечный Результат

11. Основы ТРИЗ

12. Система и системное мышление

13. Закон увеличения степени идеальности технической системы

14. Противоречие – модель системного конфликта

15. Вепольный анализ

16. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР)

17. Законы развития технических систем

Примерные ответы на вопросы

Метод проб и ошибок (МПиО)

Метод проб и ошибок (МПиО) - student2.ru Схематически этот метод изображен на рисунке. От точки, которую мы назовем "Задача", изобретатель должен попасть в точку "Решение".

Где именно находится эта точка, заранее, конечно, неизвестно. Изобретатель создает определенную поисковую концепцию ПК, т. е. выбирает направление поисков ("И я задумал решить задачу с помощью маятника"). Начинаются "броски" в выбранном направлении (они условно обозначены стрелками): "А если попробовать так?" А потом становится ясно, что неправильна вся поисковая концепция - поиски идут не в том направлении ("В конце концов пришел к заключению, что от маятников надо отказаться"). Изобретатель возвращается к задаче, выдвигает новую поисковую концепцию ("Тогда возникла мысль осуществить намотку провода с помощью сжатого воздуха...") и начинает новую серию "бросков".

В практике количество попыток обычно намного больше, чем изображено на рисунке.

Решать изобретательские задачи приходилось методом проб и ошибок, перебирая всевозможные варианты. Долгое время перебор вариантов вели наугад. Но постепенно появились определенные приемы: копирование природных прототипов, увеличение размеров и числа одновременно действующих объектов, объединение разных объектов в одну систему. Накапливались факты, наблюдения, сведения о свойствах веществ; использование этих знаний повышало направленность поисков, упорядочивало процесс решения задач. Но менялись и сами задачи; из века в век они становились сложнее. Сегодня, чтобы найти один нужный вариант решения, необходимо проделать множество "пустых" проб.

Человек никогда не решал и не решает творческие задачи формальным перебором вариантов, проделывая множество "пустых" проб. Природа снабдила человека уникальными инструментами: памятью, способностью к речи, интеллектом, позволяющими ему накапливать и обмениваться знаниями. Именно этим природным способностям человек обязан столь стремительной эволюцией. Способность человека решать творческие задачи, используя накопленные им знания, никак нельзя сравнивать с примитивным перебором вариантов. Здесь задействовано множество пока еще не до конца изученных процессов, таких как интуиция, способность переносить знания из одной области в другую, синтезировать новые знания на основе существующих. Все это в сочетании с логикой позволяет человеку находить решения самых разнообразных задач.

В конце XIX века применение метода проб и ошибок усовершенствовал Эдисон. В его мастерской работало до тысячи человек, поэтому можно было разделить одну техническую проблему на несколько задач и по каждой задаче одновременно вести проверку вариантов. Эдисон изобрел научно-исследовательский институт (и это, на наш взгляд, величайшее его изобретение).

Ясно, что тысяча землекопов могут рыть качественно иные ямы, чем один землекоп. Но все-таки сам способ рытья остается прежним...

Действительно, научно-исследовательский институт занимается выдвижением и проверкой новых идей, однако вряд ли можно считать, что НИИ является усовершенствованием метода проб и ошибок.

Современная "индустрия изобретений" организована по эдисоновскому принципу: чем труднее задача, т. е. чем больше проб надо проделать, тем большее число людей направляется на решение задачи. Задачу "Как надежнее соединить стеклянную деталь с металлической?" Эдисон мог поручить группе в три - пять человек. Ныне задачи такого уровня одновременно решаются многими коллективами, в каждом из которых десятки и сотни научных сотрудников и инженеров.

Широко распространено мнение о том, что в наше время крупные изобретения делаются не одиночками, а коллективами. Как и во всяком афоризме, здесь отражена лишь часть правды. Бывают разные одиночки и разные коллективы - важен, прежде всего, уровень организации труда. "Одиночка" - экскаваторщик работает намного продуктивнее "коллектива" землекопов. Да и "коллектив" землекопов лишь условно можно считать коллективом: каждый землекоп копает в одиночку...

Метод проб и ошибок и основанная на нем организация творческого труда пришли в противоречие с требованиями современной научно-технической революции.

Наши рекомендации