Занятие № 5. Классификация согласных звуков. Принципы классификации согласных
1. Назовите принципы классификации согласных.
2. Приведите акустическую классификацию согласных. Что такое сонорные согласные? Чем они отличаются от шумных? С чем связано деление согласных на звонкие и глухие?
3. Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных». На какие группы делятся согласные по этим параметрам?
4. Что такое аффриката? Что общего между аффрикатами и взрывными звуками; аффрикатами и фрикативными?
5. Какую роль при произнесении согласных играет мягкое небо (нёбная занавеска)?
6. Как объяснить изменение [м>б], [н>д] в произношении при насморке? («у бедя дасборг» вместо «у меня насморк»).
7. Что такое палатализация звука?
1. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:
а) задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкогои английского языков);
б) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева;
в) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены;
г) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена;
д) кончик языка поднимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;
е) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;
ж) передняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;
з) кончик языка упирается в альвеолы, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкого, английского языков).
2. Определите согласные звуки по следующим признакам:
а) шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий;
б) шумный, заднеязычный, щелевой глухой, твердый;
в) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый;
г) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;
д) шумный, переднеязычный, нёбный, фрикативный, звонкий;
е) сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий;
ж) сонорный, переднеязычный, нёбный, дрожащий, мягкий;
з) сонорный, губно-губной, носовой, мягкий;
и) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой.
3. Определите, о гласных или о согласных идёт речь, и назовите звуки:
а) передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный;
б) переднеязычный, зубной, фрикативный, звонкий;
в) губно-губной, смычно-носовой;
г) средний ряд, средний подъем, нелабиализованный;
д) задний ряд, средний подъем, носовой, лабиализованный.
4. Дайте полную характеристику следующих звуков:
а) [д, з, м, х, н, б];
б) [в, ц, г, ж, к, л, ш];
в) немецк. [t,h, pf, r];
г) английск. [d, w r];
д) франц. [l, r, g, h].
5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах:
яма, ехать, чай, ошибка, несчастье, еж, день, лист, фильм.
6. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:
А. А)согласный переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий, твёрдый;
Б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;
В) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый.
Б. А) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный;
Б) согласный переднеязычный, нёбный, фрикативный, глухой, твёрдый;
В. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твёрдый;
Б) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный.
Г. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;
Б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый;
В) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный.
Д. А) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твёрдый;
Б) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный;
В) согласный сонорный, переднеязычно-нёбный, вибрант, твёрдый;
Г) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный;
Д) согласный заднеязычный, взрывной, глухой, твёрдый.
Е. А) согласный переднеязычно-нёбный, смычно-щелевой, глухой, мягкий;
Б) гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;
В) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;
Г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.
7. Решите следующие звуковые пропорции:
а) [п:т=w:?]
б) [м:н=п:?]
в) [с:н=w:?]
г) [ц:ч=с:?]
д) [т:к=н:?]
е) [с:g=т:?]
ж) [х:ŋ=с:?]
з) [г:g=д:?]
и) [д:т=б:?=?:х];
к) [с:с’=б:?=?:л’];
л) [п:т=б:?=?:ш=м:?].
8. Какие получаются слова, если прочесть звуки данных слов в обратном порядке: ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток?