О. Шпенглер считает, что культуры существуют изолированно
Шпенглеровские культуры имеют 3 стадии развития: зарождение, расцвет, упадок. Конечная стадия развития любой культуры – цивилизация (упадок).
У Шпенглера у каждой культуры есть своя душа, характеризующаяся определенным первосимволом, который и формирует ее составляющие элементы.
Душа культуры выражается в архитектурных, художественных, языковых, политических, философских формах и характеризуется определенной системой мироощущений.
Так, античная (апполоновская) душа, родившаяся на фоне замкнутого горного ландшафта, выбирает своим первосимволом единичное прекрасное тело.
Отсюда, по Шпенглеру, грек живет в рациональном мире, его не волнует прошлое и будущее, не пытается заглядывать в глубины собственной души, не стремится выйти за пределы трехмерного пространства, художники не отражают душевные порывы.
Шпенглер называет 8 локальных культур (египетскую, китайскую, индийскую, вавилонскую, греко-римскую (аполлоновскую), майя, византийско-арабскую (магическую), западно-европейскую (фаустовскую) – современный ему тип культуры). Отмечал, что зарождаются признаки русского типа культуры.
Единственное что может спасти западноевропейскую культуру – утверждение сильной власти, которая сможет устранить противоречия.
Теория Вызовов и Ответов А. Тойнби
Продолжателем линии Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера является английский культуролог Арнольд Тойнби (1889-1975).
Если Шпенглер определял целостные культурные феномены как развитые культуры (цивилизация у него – стадия вырождения культуры), то Тойнби оперировал термином «цивилизация».
В своем 12-ти томном труде «Исследование истории» ученый утверждает, что цивилизации – это общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства.
Они называются «локальными цивилизациями».
В своем развитии локальные цивилизации проходят 4 стадии: генезис (возникновение), рост, надлом, падение.
Время существования культуры предопределить невозможно.
Критерий развития культуры и цивилизации, по мнению исследователя, – наличие творческой элиты.
А. Тойнби утверждает, что специфика развития общества и культуры определяется совокупностью Вызовов и Ответов.
Бог (природа) бросает людям вызов. Своим ответом на вызов цивилизация/общество решает ставшую перед ним задачу и приводит себя в более совершенное состояние.
Чем сильнее вызов, тем оригинальнее и созидательнее ответ.
Невозможность адекватной реакции на вызов означает деградацию общества.
Отсутствие вызова означает отсутствие стимула к росту и развитию.
Рассматривает 21 развившихся цивилизаций:
Западную, 2 православных (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, 2 дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую.
А. Тойнби о культурах, остановившихся в развитии
Вводит ученый также понятие остановившихся в своем развитии цивилизаций (эскимосская, оттоманская) и мертворожденных (5) – скандинавская, ирландская и др.
В основе развития культуры, по мнению философа, находится развитие религии.
3. Типологическая модель культуры К. Ясперса
Немецкий философ-экзистенциалист Карл Теодор Ясперс (1883-1969) ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры.
История культуры имеет линейный характер и смысловое завершение.
Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс ищет «ось» мировой истории и культуры.
«Осевое время» культуры – это своего рода «центр» истории.
До него развитие человечества, общества, культуры идет в основном локальным образом.
После него открылась возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества.
В соответствии с этим Ясперс выделяет четыре исторических культурных типа:
1. доисторический первобытный период – прометеевский тип культуры;
2. эпоха «великих» культур древности;
3. эпоха формирования основы человеческого бытия – собственное осевое время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс.
4. послеосевая «имперская» эпоха, основанная на развитии науки и техники и частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического существования цивилизаций.
По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы отправляется от новой основы.
Культура прометеевской эпохи, составляющая доисторическую эпоху, согласно Ясперсу, началась около 5000 г. до н.э.
Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется:
– использованием огня и орудий труда;
появлением речи;
– формированием первых способов регуляции и контроля, в том числе в виде форм насилия над собой (например, табу);
– образованием групповых форм общежития – различного рода сообществ;
– мифологическим сознанием;
– возникновением форм коммуникации и трансляции опыта.