Коммуник. ф-ция яз. и ее разновидн-ти

Предмет Я. Общее и частное Я. в их соотнош. Задачи общ. Я.

Я. – наука о яз., его обществ. прир. и ф-циях, его внутр. структ., законом-тях его функционир-я, истории. разв. и классиф. конкр. яз. Это собств. рус. назв. науки. Также: лингвист., языковед-е.

Общее Я. – раздел лингв., кот. изуч. законы устр-ва, функционир. и разв. чел. яз. в целом. Частное Я. изуч. жизнь, устр-во и историю отд./неск. яз. Прикл. Я. заним. примен-ем лингв. знаний в практ. д-ти. ОЯ по отн. к ЧЯ выступ. в роли методологич. науки – дает теор. базу для реш. практич. вопр. ЧЯ дает ОЯ практич. мат-л. Задачи ОЯ: 1.Опред. прир. и сущн-ть яз. 2.Разраб. теорию, применим. к различн. яз. при их изуч-и. 3.Выд. осн. аспекты науки о яз. (фон, грамм…) 4.Систематизир. данные по всем яз. 5.Сист. и усоверш. методы и приемы Я. 6.Разраб. и упоряд. метаязык Я. (терминологию).

Осн. разделы лингв. Лингв. методы

Я. - наука о яз., его обществ. прир. и ф-циях, его внутр. структ., законом-тях его функционир-я, истории. разв. и классиф. конкр. яз. 2 подхода изуч. яз. – синхр. и диахр. (Соссюр). Лингв. методы: описат. (опис. яз. с позиц. лит. нормы; пр-п объект-ти), сравн-историч. (исп.для док-ва родства яз., сост. классиф), сопоставит. (выявл. общ/разл. черт в структ. яз. независ. от родства).

Осн. разделы лингв.: 1.Фонетика – раздел Я., опис. звуки речи и яз., слог, удар-е, интон.. произнош-е слова отраж транскр., на осн. кот. произв. фонематич. анализ. 2.Морфология – слова как ЧР, кот. различ. по знач-ю, составу ГК и синтаксич. ф-ции. Ан. – ЧР, форма, Гз и ср-ва выраж. 3.Синтаксис – раздел грамм., изуч строение словос., предл., текста. 4.Словообраз. – опис. сп-бы образ. нов. слов с помощью морфем, словоообр. ср-в и модели яз. Ан. – сопост. слова с производным. 5.Морфемика – морфемы, их типы и ф-ции. Ан. – выд. основа и морфемы. 6.Лексикол. – слово как обозн. предм. и призн., его ЛЗ и связь с др. словами. 7.Этимол. – наука о происх. слова, восстан с пом. приемов сравн-ист. метода первон. звуч. и знач. корня.

Язык – важн. ср. чел. общ. Парал. ср. коммуник.

Язык – сис-ма ср-в общ-я, не свз. с конкр. содерж./сит. общ-я. Язык есть важн. ср-во чел. общ: орудие коммуник; коммуник. предназнач-ть яз. – его сущностное св-во; этим ср-вом общ-я польз. чел.; язык явл. не единств., а важнейш. ср-вом чел. общ. Признаки яз. как ср-ва общ: 1.Язык понимают все его носители, 2.Язык универсален, т.е. с его пом. перед. любая инфа, 3.Креативность яз. – сп-ть комбинир. новые констр. и слова в рамках язык. сис-мы; 4.Яз.- кладовая памяти народа, 5.Знач-е яз. в формир-и личности (Ушинск), 6.Слова не т. выраж. мысли, но и участв. в проц. мышл-я (Выготск), 7.Полифункц-ть яз (коммун. и когнит. ф-ции).

Паралингв. ср-ва: а)громк-ть, мелодика, паузы; б)паралингв. кинесика – жесты, мимика, телодвиж., сопровожд. устн. речь и помог. ее смысл. воспр. ПК – вспомог. ср-во, т.е. не может замен. речь. Важно не кол-во, а кач-во жестов – возм. неправ. интерпрет. Яз. иск-в исп. в дополн-е к естеств., имеют эстетич. ф.

Коммуник. ф-ция яз. и ее разновидн-ти.

Язык – сис-ма ср-в общ-я, не свз. с конкр. содерж./сит. общ-я. Коммуникация – общ-е, перед. инф. от чела к челу – специф. форма взаимод-я людей в проц. д-ти, осущ. гл. обр. при пом. языка. Комм.ф-ция яз. – специф. человеч. сп-б межличн. общ-я, от. обеспеч. не т. норм. течение всех сторон жизни социума, но и процесс социализ-и личн-ти.

Австр. псих. Бюлер выд. 3 ф-ции язык. знака: сообщ-е инф., выраж. мнения, возд-е на адресата. Соотв.: информативная субф-ция (исп. яз. для объект. сообщ-я инф. во внеязык. действит-ти. Информемы – лекс. ед., лиш. коннот. – терм. Научн. и оф-дел. общ; оценка объективна); эмотивная субф. (мнение выраж. при пом. прагмем – ед. с обяз. коннот. – фразеол, оцен. афф, межд. Публиц, худ. лит-ра); прагматич. субф. (речь д. достичь рез-та: обращ-е, приказ). Факульт. субф (Якобсон): фатическая (контактоустан.: важна не инфа, а само общ.), метаязык. (предмет разг. – сая язык), эстетич. (язык – воплощ. авторск. мировидения; авт. исп. скрытые возм-ти яз., глубин. смыслы).

6. Когнит. ф-ция яз. Абст-логич. мышл-е. …

М. в шир. см.– любая форма отраж. д-ти высш. нервн. сис-мой. М. в узк. см. – собств. человеч., неотд. от яз. с-ть мыслить и рассужд., созд. умозакл. и оценивать. Типы М.: Практич.- простейш. тип, присущ. жив, но у людей в созн. форме; Нагл-чувств. осущ. в форме предст. – остат. образов. Связь с яз. необяз, но оно протек. чаще в форме рассужд-й; Абст-логич. – специф. чел. высш. форма М, осущ. в понятиях, сужд-ях, умоз. и протек. т. в язык. форме. Понятие – форма АМ, отраж. св-в класса однор. предм. (предш. предст-е, осн. на нагл. обр). В яз. ему соотв. слово. Сужд. – форма АМ, в кот. утв/отриц. наличие связи между понятиями – прост. предл. Умозакл. – форма АМ, в кот устан. завис. между сужд. – сложноподч. предлож. (трехчл. структ).

Ед.яз. богаче этих форм. Ед.яз – эл-ты, выд. при ступенч. член-и речи и свод. в классы по единому функц. признаку. Это: 1.фонема – мельч. ед. звук. строя, служ. для постр., опозн, различ. значимых ед. яз. (в речи – аллофон), 2.морфема – мельч. знач. ед. яз., выд. в сост. слова и исп. дл словообр и словоизм. (алломорфы), 3.слово – мельч. самост. ед.яз. с номин. ф-цией, им. ЛЗ и ГЗ и спос. выступ. как ЧП/отд.П. (в словаре – лексема, в речи – вар-ты знач. и словоформы), 4.предлож-е – мельч. коммуник. ед. яз., выраж. относит. законч. мысль и постр. по грамматич. зак. яз. Предиктик-ть – связь предм. мысли + его св-ва. В речи – высказ-е с конкр. смыслом.

Когнит. ф-ция яз. – предназн. яз. для быть ср-вом выраж, перед, хран-я и разв. мыслит содерж-я. Связ. с коммуник: а) материализ. мысли в граф/звук. форме, б) выраж. и передача мысли, в) разв. мысли, неотд. от разв. реч. Независ. субф. когнит. Ф.: г) отраж-познав. Ф-ция яз. – концептуализация д-ти в языке, д) аккумулятивная – накопл. и закрепл. знания чела о мире, сохр. и перед. след. покол., е) нац.-культ. ф-ция –сп-ть яз. отраж. менталитет народа и влиять на формир. мент. след. покол-й.

Наши рекомендации