Софокл «царь эдип», «антигона»
Древнегреческая мифология
1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.
2. Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы.
Труды К.Юнга об архетипе.
3. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.
4. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.
5. Героические мифы и мифы о культурном герое.
6. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.
7. Историко-культурное значение античной мифологии.
Литература
Тексты
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания)
Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.
Исследования
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.
Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.— М.,1998.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998.
Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.
Занятие 2
Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»
1. «Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.
2. Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.
3. Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Жанровые контаминации.
4. Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.
5. Особенности построения композиции «Илиады».
6. Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.
7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.
8. Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.
9. Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.
10. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.
11. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.
12. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.
Литература
Тексты
Гомер. Илиада.
Исследования
Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.
Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.
Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963.
Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.
Занятие 3
Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея»
1. Многоплановость поэмы Гомера «Одиссея».
2. Идейно-тематический комплекс «Одиссеи».
3. Жанрово-видовая принадлежность «Одиссеи».
4. Сказочные мотивы в гомеровском эпосе.
5. Своеобразие композиции «Одиссеи».
6. Образы богов и их роль в судьбе героев поэмы.
7. Художественная многозначность образа Одиссея.
8. Эволюция эпического героя от «Илиады» к «Одиссее».
9. Женские образы в «Одиссее».
Тексты
Гомер. Одиссея (пер. В.А.Жуковского).
Гомер. Одиссея (пер. В.В.Вересаева).
Исследования
Шталь И.В. “Одиссея”- поэма странствий. — М., 1978
Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблема ее изучения. —
Петрозаводск, 1983.
Тахо-Годи А.А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. В кн.: Гомер. Одиссея. — М.,1981, 1982
Занятие 4
Древнегреческая трагедия.
«Орестея» Эсхила
Как одно из высших достижений жанра
1. Устройство греческого театра и театральных представлений.
2. Происхождение греческой трагедии и ее структура.
3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».
4. Миф об Атридах как основа трилогии.
5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.
6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.
7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.
Тексты
Эсхил. Орестея.
Исследования
Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—
М.,1958. Кн. 1.
Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.
Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —
М.,1982.
Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)
«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)
1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?
2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?
«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)
1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?
2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?
«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)
1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?
2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?
3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
Занятие 5.
Древнегреческая трагедия.
Софокл «Царь Эдип», «Антигона».
1. Образы трагических героев в драмах Софокла.
1. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»:
а) мифологическая основа трагедии;
б) комплекс «трагической вины» в произведении Софокла (объективные
и субъективные причины вины главного героя);
в) проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема
власти в трагедии).
2. Эволюция классической трагедии в творчестве Эсхила и Софокла.
Тесты
Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).
Исследования
Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.
Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.
Теперик Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.
Занятие 6