Ученики и учителя в Париже начала XIII в
Почти все парижские школяры [студенты], как туземные, так и иностранные, занимались исключительно только тем, чтобы учиться и исследовать что-нибудь новое.
Одни занимались исключительно для того, чтобы знать, но это одно любопытство; другие, чтобы прославиться, но это тщеславие; наконец, иные учились, чтобы приобретать впоследствии выгоду, но это корыстолюбие и симония. Весьма немногие из них занимались, чтобы получать назидание или назидать других. Они вызывали один другого и спорили между собою не только по поводу различия мнений или для диспута, но даже различие стран возбуждало у них несогласия, ненависть, сильные ссоры, и они… преследовали друг друга всякого рода бранью и оскорблениями. Англичан они называли пьяницами и шутами; детей Франции – гордыми, изнеженными и изукрашенными, как женщины; они говорили, что немцы на своих праздниках ведут себя неприлично и по-скотски; нормандцев называли тщеславными самохвалами; жителей Пуату – вероломными и льстецами; бургундцев – грубыми и глупыми, бретонцев – легкомысленными и непостоянными. Вследствие подобных оскорблений часто дело переходило от слов к потасовке.
Я не буду говорить о тех учителях логики, перед глазами которых постоянно летали «египетские мухи», т. е. всякого рода софистические утонченности; никто не мог понимать их высокопарных речей, в которых, как говорит Исайя, не было никакой мудрости. Что касается до докторов богословия, «восседающих на Моисеевом седалище» (Матф., XXIII, 2), то они были напыщенны наукою, но их жизнь никого не назидала… Они не только ненавидели друг друга, но старались угодливостью привлекать к себе учеников от других, искали славы для себя, но не заботились о душевном благе. Прислушиваясь к известным словам апостола: «если кто епископства желает, доброго дела желает», – они множили свои пребенды[25] и домогались мест; но они желали не доброго дела, а отличия… .
Между тем как апостол Иаков [Ш, 1] сказал: «Братия мои, не многие делайтесь учителями», – они, напротив, так старались о том, чтобы сделаться учителями, что не могли достать учеников иначе как просьбами и пожертвованиями… Господь сохранил между ними небольшое число людей честных и богобоязненных…
Хрестоматия по истории средних веков
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.
Т. II. С. 289-290.
Телесные наказания в школе
(Из «Швабского зерцала», 1274–1275 гг.)
Если учитель ударит ученика лозой или рукой не до крови, то он за это не отвечает. Если он разобьет ему в кровь нос, то и в этом случае он не привлекается к ответственности. Если же он ему раскровит другие части тела, и притом не лозой, то должен за это отвечать, а если убьет ученика, то подлежит суду.
Хрестоматия по истории средних веков
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.
Т. II. С. 290.
Материальное положение учителей
Что получаем мы, учителя, в награду за наши труды? Голодное житие, неприятности, надрыв сил, болезнь и постоянные огорчения. Всякая другая работа дает человеку жить; школьный учитель влачит свои дни в ужасной нищете, и гордость окружающих смешивает его с грязью. Последний писаришка, подьячий, бродячий монах смотрит на него свысока…
Хрестоматия по истории средних веков
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.
Т. II. С. 289 - 290.
II. Наука
Семь свободных искусств
Один ученик спрашивал учителя и сказал: «Поскольку есть семь искусств, и семь испытаний, и семь занятий, хотел бы чтобы ты мне их перечислил: в чем они состоят?» Учитель: «Перечислю. Эти искусства: диалектика, арифметика, геометрия, физика, музыка, астрономия. О том же, что представляет собою седьмое, существует много различных взглядов. Философы, которые не следуют пророчествам, говорят, что седьмое искусством это некромантия[26]. Другие философы, которые доверяют пророчествам и философии, хотят, чтобы это была наука, исследующая природу или элементы мироздания. Некоторые, пренебрегающие философией, утверждают, что это грамматика»[27].
Хрестоматия по истории средних веков
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.
Т. II. С. 285–286.
2. Средневековая география[28]
Рай – на крайнем востоке. Есть там древо познания добра и зла. Древо сие действительно видимо и телесно, как и всякое другое дерево.
Кругом земным называется земля по круглой своей форме, так как она вроде колеса. Со всех сторон обтекает ее по кругу океан и делит его на три части, т. е. на Азию, Европу и Африку. Одна Азия составляет половину света. Европа и Африка – другую. Рассекает их Средиземное море… Занимает она [Азия] третью сторону, ограничивается она с востока восходом солнца, с юга – океаном, с запада же – нашим морем. С севера предел ее – озеро или болото Меотийское [Азовское] и река Танаис [Дон]. Много в ней провинций, областей и островов.
Албания верхняя. Страна эта зовется Албанией, населена 26 племенами и названа так по цвету народа, потому что он родится с белыми волосами[29]. Начинаясь на востоке, у Каспийского моря, она простирается вдоль берега Северного океана до Меотийских болот, через многие пустыни...
Амазонки. А вот страна амазонок. Они – женщины, сражающиеся, как мужчины.
Царство Колхида. Здесь философы выдумали золотое руно, за которым якобы отправился Иона[30]. Вследствие этого между греками и троянами возгорелась война.
(Гог и Магог). А вот здесь Александр[31] заключил два мерзких народа, которые антихрист будет иметь себе в товарищах. Они питаются человечьим мясом и пьют кровь.
Грифы – народ, от неистовства которых саксы, как говорят, пришли в Германию; между другими людьми они, как скорпионы между животными.
А вот антропофаги – скорые люди, ибо имеют ноги, подобные лошадиным; живут мясом и кровью людей.
Гирканский лес, в нем птицы, перья которых светятся ночью; там же много и другого зверья...
Самарканд – город, лежит в Хазарии, т. е. в Скифской земле; больше Вавилона, имеет в окружности сто миль, владеют им сообща царь поганый и царь христианский.